КАЧЕСТВО ХОРОШЕЙ РЕЧИ
ЦЕЛЬ: развивать навыки правильной, точной, логичной, уместной, богатой и выразительной речи.
Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве речи.
Посмотрите, какая тема нашего урока? Цель нашего урока познакомиться с требованиями к хорошей речи.
1. Если незнакомый человек скажет «без пальта я пошёл в магазин», что вы о нём подумаете? Древнегреческий мыслитель Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел…». Первое впечатление о нас складывается по нашей речи.
2. Первое требование – наша речь должна быть правильной. Как вы понимаете, что значит речь должна быть правильной? (основанной на правилах)
Правильная речь должна соответствовать нормам литературного языка.
Задание 1. Прочитайте слова: свитер, теннис, что, конечно, счастье.
Что вы заметили? (произношение не совпадает с написанием).
Задание 2. Прислушайтесь к речи окружающих вас людей, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах.
Прочитайте слова, поставив правильно ударение: магазин, портфель, километр, звонит, арбуз, документ, средства, украинский.
Задание 3. Прочитай стихотворение Б. Нормана и исправь в тексте ошибки.
Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощ,
Любой продукт сжуёт…
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живёт в шкафу:
Пропала тюль, и тапок,
И туфель на меху…
Так кто ж ту путь проехал
Из шкафа в антресоль
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
Но есть обжора – Время –
Вот кто живёт в шкафу.
Второе требование – хорошая речь должна быть логичной.
Задание. Расставьте по местам абзацы – и у вас получится отрывок из сказки.
И пчёлы с оглушительным жужжанием полетели навстречу путникам. Страшила мигом сообразил, что делать.
- Оттаскивай с меня солому! – закричал он Железному Дровосеку. – Забрасывай Элли, Льва и Тотошку, и пчёлы не доберутся до них!
- Летите на запад! – прорычала волшебница. – Найдите там чужестранцев и зажальте их до смерти!
Бастинда затопала ногами и трижды просвистела в свисток. На её зов слетелись тучи свирепых пчёл, укусы которых были смертельны.
Третье требование к хорошей речи попробуйте определить сами.
Однажды вечером мэр города столкнулся на улице с горожанином. После этого он издал приказ, чтобы никто не выходил вечером на улицу без фонаря. Однако вскоре мэр опять столкнулся с тем же горожанином.
— Вы не читали моего приказа? — спросил мэр сердито.
— Читал, — ответил прохожий. — Вот мой фонарь.
— Но в фонаре у вас ничего нет!
— В приказе об этом ничего не говорится.
Наутро появился приказ, обязывающий горожан выходить вечером на улицу только со свечой в фонаре. Вечером мэр снова натолкнулся на того же горожанина.
— Где фонарь?! — закричал мэр.
— Вот он, и в нем — свеча.
— Но она не зажжена!
— В приказе не сказано, что свечу надо зажигать.
Мэру пришлось издавать еще один приказ.
Почему мэру пришлось издавать три приказа? О каком качестве речи говорится в этой сценке?
Хорошая речь должна быть четкой!
Четвертое требование - речь должна быть уместной, то есть соответствовать обстановке.
Дочь поздравляла отца с днём рождения: «Дорогой папа! Поздравляю тебя с днём рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля.
Отец был огорчён и раздосадован. Почему?
Пятое требование - чистота речи
Как вы думаете, какие слова не соответствуют нормам литературного языка?
Вывод: Не употребляйте слова и выражения, которые засоряют нашу речь.
Задание. Прочитайте стихотворение Э. Мошковского.
Такая, в общем, история
Жил-был Этот, как его. А жену
Ну, и значит, и того. Звали Ну,
Жило Это самое А соседа
Со своею мамою. Звали Это…
Был ещё один чудак – А его родители -
Это, в общем, значит, так. Видишь ли и Видите ли…
И его любимый зять. И ещё какой-то Э –э –э
Звали зятя Так сказать. Жил на верхнем этаже…
И дружили они все… Ну, и значит, и вообще…
Какие слова-пустышки вы услышали в стихотворении?
Шестое требование - богатство речи.
Если в речи не повторяются одни и те же слова, не строятся одинаково предложения, не встречаются на каждом шагу слова-пустышки (их ещё называют слова-паразиты), - значит ваша речь разнообразна, богата. Задание. Найдите повторяющиеся слова из «Песенки про тавтологию» А. Хайта.
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом…
Какое явление называется тавтологией?
- Выразительность речи
Это её образность, красочность, яркость. Благодаря именно выразительности речь воздействует на чувства читателя или слушателя.
Задание. Сравните два отрывка. Какой покажется вам интересней и почему?
1. На полянке, где я недавно собирал грибы, текут два ручья, торчат пни и растёт рябина. Теперь здесь лежит снег.
2. Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Теперь она вся белая: каждый пенёк накрыт скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена.
Устная речь располагает своими средствами выразительности. Это темп речи, громкость и тон голоса, мимика, жесты.
СРЕДСТВА