Анализ композиции картины.




Алгоритм анализа живописного произведения

Анализ светотени.

1. Какой тип освещения присутствует на картине, какой характер это придает образу? Естественное? Искусственное? Совмещенное? Свет физический или свет умозрительный? Можно ли назвать светотень на картине условной? Свет как физическая материя или духовная?

2. Какую функцию выполняет в произведении светотень? Направлена ли она на моделирование объемов или является средством передачи эмоционального отношения к изображаемому явлению или предмету?

3. Охарактеризуйте взаимодействие света с пространством в рассматриваемом произведении.

4. Использует ли художник специфические приемы при использовании светотени? (Сфумато, кьяроскуро, контражур, тенеброзо).

5. Можно ли в данном случае говорить о взаимосвязи характера светотени с внехудожественным контекстом эпохи (научные открытия, исторические события, и т.д.)?

6. Каким образом светотень участвует в символизации образа? Направлена ли она на становление метафорического смысла произведения? Роль светотеневых контрастов в формировании эмоциональной выразительности живописного образа.

Анализ цветового решения картины.

1. Является ли цветовое решение картины основой образного замысла произведения? Или цвет играет вспомогательную роль? Используется ли цвет в предметном или символическом контексте?

2. Присутствует ли в картине стремление к форсированию цвета или, напротив, наблюдается его деградация? (Следует помнить, что намеренно блеклые и мутные цвета тоже могут стать ключевой деталью в создании образа. Деградация цвета не всегда означает использование его в качестве вспомогательного элемента при создании образа.)

3. Что составляет единицу цветового построения в этом произведении? На основе каких цветовых гармоний выстроен колорит? (Имеется в виду не отдельно взятый цвет, а именно соотношения цветов.)

4. Какие цветовые комбинации присутствуют в произведении?(Комбинации ахроматических цветов? Основных? Составных? Сложных?)

5. Какие типы взаимоотношений между цветами представлены в картине? (Контрастные? Дополнительные? Монохроматические? Родственные?)

6. Какие из 7 типов цветовых контрастов присутствуют в произведении?

(1. Контраст по цвету. 2. Контраст светлого и темного. 3. Контраст холодного и теплого. 4. Контраст дополнительных цветов. 5. Симультанный контраст. 6. Контраст по насыщенности. 7. Контраст по площади цветовых пятен.)

 

7. Какую функцию несет контраста теплого и холодного цветов в данной картине? (Влияет ли он на ощущение приближенности или удаленности изображения, то есть, является ли средством в передаче перспективы? Дает ли ощущение легкой воздушной среды? Призваны ли тонкие цветовые модуляции теплого и холодного усилить реалистический эффект изображенных лиц и фигур?

 

8. Использует ли автор чистые спектральные цвета или пишет смешанными красками? Как ведут себя разбеленные и затемненные цвета? Как влияет на образ взаимодействие контрастных по насыщенности цветов?

9. Каким образом проявлен контраст по площади цветовых пятен? Охарактеризуйте размерные отношения между цветовыми пятнами. Нарушены ли пространственные соотношения? Возникает ли чувство иррационального беспокойства?

10. Каким образом осуществляется взаимосвязь формы и цвета? Присутствует ли в данном произведении взаимосвязь, на которую указывает Иттен, Матюшин, Кандинский? Наблюдаются ли деформации формы под воздействием своего цвета?

11. Определите место расположения цветовых пятен и вес цветовых масс. Где проходит ось распределения цветовых масс? Какова зависимость расположения цветового пятна на плоскости – снизу, сверху – от впечатления, которое он оказывает.

12. Можно ли отнести автора картины к художникам-колористам или единство цветов находится в его произведениях в пределах «непротиворечивости»?

13. Какого рода аналогии со звуковыми ощущениями можно было бы провести, анализируя цветовое решение данного произведения?

Анализ композиции картины.

1. Что выступает средством соединения различных частей композиции? (Форма, цвет, размер, ориентация?)

2. Охарактеризуйте соотношение изображения и формата. Каким образом возможно создание разной дистанции между произведением и зрителем с помощью размера?

2. Выступает ли структурообразующим элементом геометрическая фигура? (Является ли она плоской или имеет вид объемной структуры?)

3. Имеет ли структурообразующий элемент композиции собственную символику? Как это влияет на характер образа?

4. Стремится ли художник в построении композиции к абсолютному равновесию или стремится к выявлению диссонансов? Определите особенности соотношения частей изображения друг с другом и с целым.

5. Каким образом композиция решила проблемы «перевода» изображения из трехмерной среды в двухмерную, при написании картины с натуры?Определите тип перспективы. Сколько точек зрения присутствует в картине? Ракурсы и линия горизонта. Место зрителя в пространстве картины или вне его.

6. Найдите композиционный узел картины. Каким образом обеспечивается внимание и постоянное возвращение к нему? Определите особенностипредметно-смысловой режиссуры произведения.

7. Возможно ли расчленить поле картины на элементарные части и выделить определенную иерархию?

8. Каким образом композиция задействует внешние связи? Как через композицию проявляет себя художественный контекст? Какие композиционные особенности свойственны данной эпохе?

9. Какое понимание проблемы композиции свойственно для эпохи, в которую было создано данное произведение? (Композиция как проблема приведения к цельности разновременного и разнопространственного в действительности. Композиция как конструкция, то есть, распределение частей на плоскости. Композиция как проблема точки зрения.)

10. Построена ли композиция на основе принципа аналогии или преобладает использование принципа контраста? (Аналогия и контраст цвета и линии, светлого и темного, глубины и плоскостности, разрыва и непрерывности, статики и динамики и т.д.)

11. Присутствует ли стремление к уплощению живописной поверхности или напротив, создается глубина пространства? Понятие плоскости и глубины, пространственные планы.

12. При помощи каких приемов достигается впечатление глубины пространства? (Расслоение картины на параллельные плоскости? Использование линейной перспективы? Сверхкрупные передние планы? Наличие пересечений и обрамлений? Изображение движения по направлению к зрителю? Условная моделировка светлым и темным? Ракурсность вертикальных, горизонтальных и наклонных поверхностей?) Понятие иллюзорной рамы.

13. Преобладает ли в изображении пространство над предметом, или, напротив, предмет доминирует над пространством?

14. Свойственна ли изображению сгущенность или разряженность элементов композиции?

15. Роль рамы в восприятии произведения.

Анализ ритма.

1. Является ли ритм основой композиционной выразительности в данном случае? Изобразите схематически основу ритмического построения картины.

2. Присутствует ли в композиции картины метрический повтор?

3. Каким свойством характеризуется ритм в данном произведении (пластичность, конструктивность)?

Анализ фактуры.

1. Каким образом вид краски определяет фактуру произведения? Вступает ли художник в противостояние с естественными свойствами краски и выбранной техники?

2. Является ли фактура определяющим фактором выразительности образа в данном произведении? Имеет ли фактура самостоятельное значение или призвана воспроизводить внешнее подобие предмета? Характер мазка (открытая фактура, гладкая фактура), направленность мазков, размер мазка и т.д. Понятие лессировки. Связь разной фактуры с разными эпохами и с выявлением индивидуальности и темперамента художника.

 

Общий план анализа произведения искусства

Введение

О каком произведении речь? Автор, название, дата, собрание, техника (в виде полноценных фраз, а не каталожной справки). Биографию пересказывать не нужно.

Цель и задачи работы (4-5 фраз во введении). О чём и для чего вы её пишете? Почему выбраны именно эти произведения? Как именно будет производиться анализ? Для чего этот анализ нужен? Зачем нужно сравнивать произведения? (если это сравнительный анализ).

Вводные слова о периоде, стиле, эпохе и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: