Модернизм. Марсель Пруст. Франц Кафка. Джеймс Джойс




3 любых эпизода Кафки.

 

Модернизм – общее название разнородных направлений, объединённый своей противопоставленностью реалистической и романтической моделям, стремление разрушить формы искусства, воспринимаемые в начале ХХв. Как слишком традиционные, консервативные, мёртвые, и создать новый худ. Язык, чтобы отразить тотальную переоценку ценностей человечества.

Модернисты на протяжении всего ХХв. Ищут первоначало то в самой жизни, то в искусстве. Для экзестенцианалистов важнее первоэлементы жизни, для абстракционистов 0 первоэлементы худ языка.

В лит-ре происходит процесс переосмысления мировых законов. В ряде случаев…

 

Модернизм

1)модернисты пытаются найти первоосновы, в то время как

2)В Модернизме часть становится больше, важнее целого, которое обычно замещается мифом.

3)Модернистам в области поэтики важен микроуровень, поэтому худ язык, относ к этому уровню, пересматривается, в то время как макроуровень мало затрагивается.

РЕАЛИЗМ

1) В реализме ХХв. Картина действительности значительнее любой части, которая нередко может замещать мифом.

2) Реалисты воодушевлены стремлением создать общую, цельную картину бытия.

3) Реалисты более внимательны к жанрам, но ведущей для них становится тенденция выявить в избранном жанре его возможности передать целое.

Философские и психологические основы модернизма

1. интуитивизм А.Бергсона и Б.Кроче;

2. психоанализ З.Фрейд

3. аналитическая психология К.Г.Юнга; экзестенцианализм М.Унамуно, Н.Бердяева, К.Ясперса

4. феноменология К.Гуссерля и др.

 

ПОЭТИКА

Модернизм не выработал единой поэтики и более того, никогда не ставил перед собой подобной цели. Поэтику модернизма нужно характеризовать применительно к различным направлениям, течениям, школам, авторам.

- в творчестве М.Пруста обнаруживается усложнение форм повествования и психологического письма;

- у Д.Джойса – сочетание мифологии с особой детализацией. Техника «потока сознания» у Пруста и Джойса различна;

- в прозе Ф. Кафки поэтика определяется эстетикой сновидения и абсурда, стиль устремлён к простоте и лаконичности, что резко отличает Кафку от Пруста и Джойса.

 

МАРСЕЛЬ ПРУСТ (1871-1922)

В 1909-1922 гг. создаёт свой многотомный импрессионистический цикл романов – «В поисках утраченного времени».

Второй роман «» был награждён премией.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

Роман-эксперимент. Создаётся в условиях полной изоляции. Пруст выезжал только по ночам за впечатлениями

 

 

Новаторство романа

- Пруст создал новый тип лирического эпоса, которому предстояло повлиять на прозу века. (С.Цвейг, Ф.Мориак);

- школу нового романа в литературе и искусство кинематографа («Амаркорд» Феллини, «Зеркало» Тарковского).

Структура эпопеи пруста:

- по направлению к савану 1913

- под сенью девушек в цвету 1919

- пленница 1923

- беглянка 1925

Многотомный роман Пруста «В поисках утраченного времени» - пристальное исследование внутреннего духовного мира отдельной личности, неотделимого от исследования мира внешнего, хотя, центр повествования перемещён в опыт изображения развития героев, становления и формирования личности.

Характеристика романа

1) Эпопея Пруста была решительно перевёрнута к изображению внутреннего мира героя и фиксировала в первую очередь его переживания и чувства, характер его отношения к миру и, не утрачивая интерес к объективной действительности, оценивала и рассматривала её через субъективный опыт рассказчика.

2) Ведущий принцип повествования романа – погружённость во внутренние переживания героя. Герои Пруста не живут в романе своей жизнь. – лишь тогда, когда арсель вспоминает их. В Сущности в романе нет ни компактного сюжета, ни нарастающей интриги, ни тесно связанных друг с другом героев.

3) Главный принцип повествования в романе Пруста – воспоминанияю

4) Пространство романа – это не только Франиция, Париж, морские курорты, хотя это всё зримо воссоздано на страницах романа. Пространство романа – скорее душа, мир внутренней жизни главного героя и рассказчика марселя. В Романе подробно мир переживания марселя

5) Пруст в совеем бесконечном цикле отправляется в петешествие по стране прошлого в по\исках утраченного времени. Время для него понятие чисто субъективное.

 

 

…….понимания романа. Это автобиография новоэтическая без хронологии событий. Вместе с тем цикл пруста это не разорванные бессвязные клочки, а тщательно продуманный композиционно единый поток сознания главного героя.

 

 

Герои романа

Образ мышления и самое мировосприятие родителей Марселя выводится Прустом из их общественного статуса, который они считали столь же естественным, как само течение жизни, и не допускают мысли, что мир может быть устроен иначе, без деления на бедных.

Образчик и пример сословной замкнутости и ограниченности – тётушка Леония – жертва собственной мнительности и себялюбия, праздности, привыкшая к невинному притворству.

Служанка Франсуаза – народный хар, крупное достижэение реализма пруста. Франсуаза-народный рассудок, трезвость суждений, предрассудки.

Хаар. У Пруста лишается цельности и смыслового стерджня. Пруст был один из первых, кто усмонился в возможности в самоиндефикации личности. Поэтому образы выстраиваются,к ак совокупность зарисовок, которые наслаиваются одна надругую, дополняют, но не образуют слабо цельности, прежде всего психологических свойств героя. Образ как бы делится не множество составляющих.

ЯЗЫК ПРУСТА

В Языке какбы ничего не продуманно заранее, нич то не выдают работы над словом. Фразы в романах разливаются как поток, разрастаются до размера страницы, вбирая в себя: сравнения, метафоры, дополнения и пояснения. Фраза у Пруста должна была соеденить в себе впечатления и его осмысления настоящее и прошлое созерцание и воспоминание.

 

Итоги творчества Пруста

- модернисты усвоили и продолжали развивать субъективно-идеалистический стороны прустовского метода;

-реалисты воспользовались отдельными приёмами для углубленного показа человеческой психологии.

 

ФРАНЦ КАФКА(1883-1924)

Смысл его произведений раскрывается не сразу, необходимо вдумчивое и внимательное чтение. И всё равно, загадка его новелл и романов остаётся.

Общий обзор творчества

Творчество Франца Кафки, родившегося в Праге в еврейской семье, писавшего на немецком языке и принадлежащего литературе Австрии, может считаться символическим для своего века. Кошмары и фантасма….

Всю прозу Франца Кафки можно назвать одним большим эссе о страхе, о состоянии и замордованного враждебной цивилизацией человеческого существа, обречённого в любой его попытке пройти к Закону….

Всё его творчество относим к притче.

Его творчество состоит из трёх незаконченных романов – «Америка», «Прцесс», и «Замок», изданных сразу после смерти писателя его душеприказчиком, литератором Максм Бродои, аквтором первой монографии о Кафке.

 

Характеристика творчества

1) манера повествования кафки традиционно вы не найдёте техники потока сознания. Это статистическая картина мира

2) Во всех произведениях Кафки присутствует отчётливая двухплановость, на первом плане происходит движение, а на заднем плане выступает выстроенная, жёсткая, абсолютно неподвижная конструкция.

 

«ПРЕВРАЩЕНИЕ»

Грегор – насекомое или человек?

Признаки насекомого внешние

ЖУК. Панцирно-твёрдая спина, коричневый, выпуклый, разделённый дугообразными чешуйками живот, многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки, утерянный, болезненный писк, у него не было зубов, но оказались сильными челюсти. Изо рта текла какая-то бурая жидкость, он ползал и всюду оставлял следы, он мог висеть на потолке.

Человек……..

 

Главный герой однажды утром превращается в насекомое, но сознание остаётся прежним. Превращение воспринимается, как нечто ужасное и роковое. На поверхности лежит самое банально прощение превращений. Это отчуждение в семье, обществе, одиночество натуры, чувствительный способный к страданию и самопожертвованию. Кафка превращает своего героя в насекомое, т.к. показывает разрыв всех социальных, моральных, биологических связей между человеком и окружающими.

«Процесс» 1915

Воссоздаются кошмары судопроизводства, В итоге – суд, сущность которого не в том, чтобы выяснить истину, а в том, чтобы затравить жертву, вынести Йозефу К. смертный приговор, который осущ. в каменоломне.

 

 

Роман «Замок» 1922

Абсурдна и до предела запутана история землемера К., который получил приглашение из канцелярии замка. На протяжении всего романа он так и не получат ни работы, ни каких-либо инструкций, хотя будет настойчиво добиваться. Он нежеоателен в деревне, даже подозрителен.

Роман замок моделирует такой тип гос. Устройства, являясь притчей о личности и власти диктатуры. При чём эта власть настолько нисирцивицирована, что её невозможно обнаружить: она невидима и нераспознаваема, но она вершит чужие судьбы.

 

Итог творчества Кафки

 

ТОМ СТОППАРД 1937

Английский драматург, режиссёр, киносценарист и критик. Выгнали из школы. Сотрудничает с газетами, радио и телевидением. Пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» написанная в 1966 году пьеса принесла стоппарду известность.

Творчество.

На творчество стоппарда повлиял беккерт. Подражает пьесе. Два главных героя, два индивида, которые оказались в центре непознаваемого мира. Пьеса о неуверенности главных героев. Пытаются понять причины и смысл событий, которые происходят, отличие пьесы стоппарда в том, что персанажам приходятся меняться, в отличии от Годо.

Стоппард использует абсурдские образцы, чтобы основываться на них и выходить за пределы жанра. В «Розенкраце…» Стоппард вводит нас в абсурдный мир, в ктором, тем не менее, есть некоторая упорядоченность. В «Розенкраце», тем не менее, предполагается.

Отличая стоппарда от беккета.

1) Большая индивидуальность, подтекст «Гамлета».

2) «Розенкранц…» отличается тем, что структура не циклична, а линейна. У пьесы Стоппарда есть ярко выраженный конец, движение к смерти.

3) В отличие от Владимира Эстрагона, Розенкрац и Гильденстерн заняты гораздо большим, чем ожидание чего-то, что случится с ними. На самом деле на них постоянно обращают внимание, что несколько раз раздражает их. Они приходят к пониманию того, что их действия каким-то образом связаны с большими силами, которые могут контролировать, а могут и не контролировать их действия.

 

Стоппард использует порочный принцип «театр в театре».

Метафора смерти используется у Стоппарда, насколько абсурдна наша жизни и как, приняв это, мы можем быть более счастливыми и здоровыми людьми. Развитие абсуртизма наиболее заметно при рассмотрении той степени, до которой стоппард использует линейную метафору смерти.

 

Экзистенциализм

 

В конце 40- начале 50-х гг. французская проза переживает полосу «засилья» литературы экзистенциализма, который оказал на искусство влияние, сравнимое лишь с влиянием идей Фрейда.

Как литературное направление сформировался во франции в годы второй мировой войны.

Философия э, или философия существования, иэронистическое направление философии, которое сыграло огромную роль, в развитии литературного процесса запада. В ситуации безнадёжности и душевной растерянности призыв экзистенцианалистов к человеческой подлинности, чувство человеческого достоинства, оказался источником мужества и стойкости.

 

Экзистенциализм в лит-ре.

1) Экзистенция, как философская категория, выступает в роли литературного персонажа (например Мерсо из повести Камю «Посторонний»);

2) Свобода человека (в том числе свобода от иллюзий) и так человек волен выбирать жизнь или смерть. Задача экзистенциализма освободить человека от надежды на то, что он может обрести свободу с чьей либо помощью. Нужно полагаться только на себя.

3) Призыв действовать без какой0либо надежды на успех и вопреки очевидности того, что мир абсурден, решительный поступок – подвиг, попытка изменить абсурдный порядок.

4) Неизменная ссылка на трагические условия жизни человека (неизбежная смерть, одиночество, страдание и страх).

5) Человек в (пограничной ситуации, экстремальной ситуации и замкнутом пространстве).

6) Мифологизация личности.

 

Практические выводы э. чудовищны: безразлично – жить или не жить, безразлично – кем стать: палачом или его жертвой, героем или трусом, завоевателем или рабом.

 

Этические проблемы Э.

1) Свобода и ответственность

2) Совесть и жертвенность

3) Цель существования и назначения.

 

ЖАН ПОЛЬ ЭМАР САРТР 21 ИЮНЯ 1905Г. – 15 АПРЕЛЯ 1980Г.

Нобелевская премия 1964г. От которой отказался) – философ, прозаик, драматург, литературный критик, участник Сопротивления, сторонник «новых левых» и экстримизма.

 

Основные произведения: Роман «Тошнота», сборник рассказов «Стена», литературно-критические работы «Что такое литература» 1947, «Театр ситуация» 1973., пьесы «Мухи», «За запертой дверью., философские публицистические сочинения «Бытие ничто» 1943.

 

Философия Сартра

Философия – бытие и ничто. Произведение тесно связано с произведением «Тошнота» по мрачной атмосфере. Главный вопрос, который будет обсуждаться и в романе и в вопросе, на что похоже человеческое существование. Ответ следующий: существование бытие состоит из вещей, объектов и сознания их воспринимающего. Всё, что существует, не имеет объяснения. Смысл существования понять невозможно. Однако у человека есть право выбора своего действия. В этом и состоит свобода: Можно остаться самим собой, сохранив личность, а можно поступиться убеждению, подчиниться более сильному. Можно оказать помощь, а можно пройти мимо, но в том и другом случае, человек существует в мире абсурда. Сартр отвергал Бога, любую объективную закономерность развития общества. Вместе с тем, человек должен преодолевать: одиночество, свободно выбирать судьбу и постоянно совершенствоваться.

 

В 30-е годы всеобщей безысходности Сартр начал свою литературную и общественную деятельность. Известность Сартру принесли роман «Тошнота» 1938 и сборник рассказов «Стена» 1930, в которых ярко проявилось мировоззрение писателя.

 

Характеристика романа «Тошнота»

Форма

1) дневник учёного и философскую прозу нового типа: Антуан Рокантен исследует жизнь безобразного «дон Жуана».

2) Мироощущение. Роман о власти тошноты. Изолированность от мира. Метафора «страх и одиночество». Поиск своего «я» и смысла бытия.

3) Герой. Предстал типичным для э. героем вне социальных связей и нравственных обязательств, на пути обретения абсолютных одиночества и свободы. Он провозгласил свободу от общества и бессмысленного мира, свободу делать выбор и отвечать за него.

4) В 1940 году находясь в немецком лагере для военнопленных, Сартр начинает писать пьесу «Мухи» через три года она будет поставлена в Париже и получит подзаголовок «антифашистская пьеса».

 

Проблематика пьесы.

Проблемы личной ответственности, выбора и свободы решались в ней на мифологической основе. Как это было в «Антигоне» Ануя. Орест прибывает в аргос, где находится дворец его предков, там живёт Клитемнестра со своим новым мужем Эгисфом. В Аргосе Ореста встречает жуткая реальность: полчища трупных мух, зловоние, вереницы плакальщиц, молящиеся старухи

 

В трагедии «мухи» содержится попытка, противопоставить разум иррационализму и мистике, к которым прибегала фашистская идеология.

 

Сборник рассказов продолжает тему рассказа «тошнота» самая интересная из этого сборника, одноименная новела «стена». …. именно страх превращает человека в животное.

 

 

АЛЬБЕРТ КАМЮ 1913-1960. Нобелевская премия 1957г.

Хотя и не относил себя к э., реально своим многогранным творчеством предопределил основные параметры данного течения.

А.К. драматург, прозаик, философ, произведения которого отобразились мировоззрения многих людей своего времени. В отличии от Сартра, Камю глубоко чувствовал природу, красоту, неумозрительно, а реальной действительности…. Вместе с тем есть дух бунтарства, рожденный с потребностью человека к свободе. Его мировоззрение можно выразить его же словами «Абсурд царит – спасает любовь».

Два цикла произведений 1) Тема абсурда «Миф о Сизифе», повесть «Посторонний», и пьеса «Калигула»

3) тема бунта – «Бунтующий человек», роман «Чума» и пьеса «Праведники».

 

Творческий метод Камю

1) если сир лишён объективных законов,, которые могут быть осмыслены человеком, то правильно воссоздать широкую панораму жизни невозможно, ибо нет критерия правильности – зачем же тогда пытаться…

2) Автор воссоздаёт состояние человека, обречённого жить в своей эпохе, словно в большой неуютной квартире. Самочувствие такого человека не из приятных – Камю и его персонажей мучит жажда ясности и одновременно сознание абсурдности такой жажды. Так как осмысление действительности достичь невозможно.

 

В произведениях Камю настойчиво препарировалась …. И поведение человека перед её лицом.

«Посторонний»

Композиционно напоминает краткий вариант «Преступления и наказания» Достоевского. В ней изложена хроника достаточно заурядного преступления и наказания.

 

Главный герой равнодушен к жизни в привычном понимании этого слова. Он не решает социальных вопросов, общественные обстоятельства не существуют для него, есть только уверенность в том, что скоро придёт смерть. Смерть как проявление абсурдности существования, способ освобождения героя от ответственности перед людьми. Он посторонний в отношении к жизни, которая представляется ему нелепым собранием, ритуалом(плакать на похоронах матери, говорить женщине, что ты её любишь, думать о своих поступках и т.д.).

Кроме того фамилия «Солнце и смерть» являются символами радости и боли, трагизма человеческого существования. Мерсо – лишний человек выбывший из социальных связей, которые буду активно развиваться в литературе второй половины 20-го века.

 

«Миф о Сизифе» 1942

Прославление свободы человека, которая завоёвывается ценой презрения к смерти, продолжено Камю в эссе «Миф и Сизифе»:

Эссе «М о С». чувство абсурда может поразить любого человека; абсурд обнаруживает себя в невозможности ответить на вопрос «Зачем живет человек?». Камю предлагает Сизифу возвыситься над своим уделом, богами и осознать, что его судьба принадлежит ему самому. Как только Сизиф открывает для себя эту истину, принимает своё существование как заботу, понимает, что нету солнечного света без мрака, он становится человеком абсурда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: