ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
И СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПО ТЕМЕ:
"ОХРАНА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ"
В РАМКАХ РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО
ЮНИОРСКОГО ВОДНОГО КОНКУРСА - 2019
(региональный этап)
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет условия, сроки и порядок проведения регионального этапа конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов и студентов средних специальных учебных заведений по теме охраны и восстановления водных ресурсов (Российский национальный юниорский водный конкурс – 2019) (далее – конкурс).
2. Организаторы регионального этапа конкурса:
- комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области;
- государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (далее – организатор).
Для организации и проведения конкурса из числа организаторов и привлеченных специалистов формируется Оргкомитет регионального этапа конкурса (Приложение 1).
3. Цель конкурса – поддержка и поощрение научно-исследовательской и проектной деятельности российских школьников в сфере охраны, восстановления и рационального использования водных ресурсов, направленной на решение задач устойчивого водопользования, в том числе:
- проблем водоподготовки и очистки загрязненных стоков,
- изучения и сохранения водного и околоводного биоразнообразия,
- исследования корреляций водных, социальных, климатических и других факторов.
4. Участники конкурса
Региональный этап конкурса проводится среди учащихся старших классов общеобразовательных школ/гимназий/лицеев, училищ/техникумов в возрасте от 14 до 20 лет (далее – участник).
5. Cроки подачи конкурсных работ
Для участия в конкурсе участникам необходимо не позднее 8 февраля предоставить конкурсную работу и заявку на участие в региональном этапе конкурса (по форме, представленной в Приложении 2) на бумажном и электронном носителях по адресам:
- г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина-102, E-meil: T_Myakisheva@volganet.ru
- р.п. Средняя Ахтуба, ул. Набережная-2а, E-meil: poyma-park@mail.ru
Внимание: при отправке на электронный адрес пометка "Водный конкурс" обязательна!!!!
6. Темы конкурсных работ
Тематика конкурсной работы должна быть посвящена изучению, охране и/или восстановлению водных объектов Волгоградской области; управлению водными ресурсами региона. Приветствуются проекты, направленные на решение муниципальных водных проблем.
Исследование должно быть ориентировано на оздоровление среды обитания людей и экосистем и получение научно-практического результата.
Необходимым требованием конкурса является применение стандартных научно-исследовательских методик и методологий проведения экспериментов, мониторинга и представления результатов, включая статистическую обработку. При этом апробация новых подходов и методик рассматривается как отдельный проект. В этом случае конкурсанты в обязательном порядке представляют предложения по возможности прямого внедрения результатов проекта с расчетом затрат, или оценку затрат при выполнении своего проекта. Конкурсантам рекомендуется сформулировать 3-5 рекомендаций по сбережению воды в семье, в школе и на предприятиях в качестве дополнения к представляемому проекту.
Примерные темы исследовательских работ представлены в Приложении 3 к настоящему положению.
Проект может быть выполнен группой старшеклассников, при этом количество участников, представляющих один проект, не может быть больше двух человек.
7. Требования к конкурсным работам
Конкурсные работы оформляются в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении 4 к настоящему положению.
Основанием для отказа в допуске представленной работы к участию в конкурсе является несоответствие условиям конкурса, изложенным в пп. 3-6 настоящего положения.
8. Подведение итогов конкурса
Для оценки конкурсных работ и подведения итогов конкурса создается комиссия по подведению итогов конкурса (далее – комиссия), состоящая из числа организаторов и приглашенных экспертов.
Комиссия осуществляет оценку конкурсных работ в период с 10 февраля 2019 г. по 14 февраля 2019 г.
Оценка конкурсных работы участников осуществляется по следующим критериям:
- новизна;
- актуальность;
- творческий подход;
- методология;
- знание предмета;
- практические навыки;
- актуальность рекомендаций по сохранению и сбережению воды.
Более подробно критерии оценки представлены в Приложении 5 к данному положению.
При проведении оценки комиссией используется балльная система в следующем порядке:
- максимальное соответствие критерию – 10 баллов;
- высокое соответствие критерию – 8-9 баллов;
- среднее соответствие критерию – 6-7 баллов;
- низкое соответствие критерию – 4-5 баллов;
- минимальное соответствие критерию – 1-3 балла.
Комиссия по подведению итогов не комментируют принятые решения.
9. Итоговое мероприятие и награждение победителей.
Награждение победителей регионального этапа конкурса, с участием авторов лучших конкурсных работ, руководителей (учителей) участников, состоится 20 февраля 2019 г. (точные данные о времени и месте награждения и форме презентации проекта будут доведены организатором до участников конкурса дополнительно).
Победители конкурса награждаются дипломами организатора. Все остальные участники будут отмечены электронными благодарственными письмами, которые будут размещены в группах ГБУ ВО «ПП «ВАП» в ВКонтакте, Одноклассниках, Инстаграмме, на сайте комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
10. Партнеры конкурса
- Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов;
- Филиал ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС»
Информация о Российском этапе конкурса размещена на официальном сайте конкурса www.eco-project.org, www.water-prize.ru,
Возникшие вопросы по конкурсу можно задать сотрудникам ГБУ ВО "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" (отв. Гугуева Елена Викторовна) по телефону в р.п. Средняя Ахтуба – 8 (84479) 5-34-41.
Примечание! Региональный конкурс является этапом общероссийского этапа и проводится по принципу: «Один регион – один проект». Впоследствии, победитель номинации «Международная» Российского национального юниорского водного конкурса участвует в международном Стокгольмском юниорском водном конкурсе, где знание английского языка является решающим.
Приложение 1
к Положению о проведении
регионального этапа конкурса
научно-исследовательских
и прикладных проектов учащихся
старших классов и студентов
средних специальных учебных
заведений по теме охраны и
восстановления водных ресурсов
(Российский национальный
юниорский водный конкурс – 2019)
Оргкомитет
регионального этапа конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов и студентов средних специальных учебных заведений
по теме охраны и восстановления водных ресурсов (Российский национальный юниорский водный конкурс – 2019)
Лопанцева Наталия Борисовна (председатель оргкомитета) | Директор Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» |
Гугуева Елена Викторовна | Начальник отдела природоохранных мероприятий Государственного бюджетного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» |
Заев Иван Вячеславович | Заведующий сектором охраны территории и экологического просвещения Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» |
Марьянкова Наталья Викторовна | Начальник отдела развития системы особо охраняемых природных территорий и экологического просвещения комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области |
Шацкая Галина Николаевна | Специалист по связям с общественностью филиала ПАО "РусГидро" - "Волжская ГЭС" |
Истомин Александр Петрович | Начальник отдела водного хозяйства комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области |
Сахарова Наталья Алексеевна | Заместитель руководителя - начальник отдела водных ресурсов по Волгоградской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов |
Приложение 2
к Положению о проведении
регионального этапа конкурса
научно-исследовательских
и прикладных проектов учащихся
старших классов и студентов
средних специальных учебных
заведений по теме охраны и
восстановления водных ресурсов
(Российский национальный
юниорский водный конкурс – 2019)
ЗАЯВКА
на участие в региональном этапе конкурса научно-исследовательских
и прикладных проектов учащихся старших классов
и студентов средних специальных учебных заведений
по теме охраны и восстановления водных ресурсов
(Российский национальный юниорский водный конкурс – 2019)
1.Номинация конкурса: ________________________________________________
2.Данные об авторе(ах) проекта:
Ф.И.О. (полностью) ___________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________
Класс/курс и группа___________________________________________________
Домашний адрес (с индексом) __________________________________________
Контактный телефон __________________________________________________
Полное название и адрес учебного заведения, в котором выполнялся проект (с индексом), контактный телефон, _____________________________________________
3.Сведения о руководителе(ях) проекта:
Ф.И.О. (полностью) ___________________________________________________
Должность __________________________________________________________
Место работы________________________________________________________
Контактный телефон __________________________________________________
4.Рекомендации по сохранению воды в семье, в школе, на предприятии (5-10 рекомендаций):
1.___________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________
6.___________________________________________________________________
7.___________________________________________________________________
8.___________________________________________________________________
9.___________________________________________________________________
10.__________________________________________________________________
С порядком проведения конкурса ознакомлен и согласен.
Достоверность сведений, указанных в конкурсных материалах, подтверждаю:
___________________________________________подпись, дата
Приложение 3
к Положению о проведении
регионального этапа конкурса
научно-исследовательских
и прикладных проектов учащихся
старших классов и студентов
средних специальных учебных
заведений по теме охраны и
восстановления водных ресурсов
(Российский национальный
юниорский водный конкурс – 2019)
Примерные темы исследовательских работ и проектов
1. Изучение экологического состояния реки (озера, ерика) … и мероприятия по его улучшению (восстановлению)
2. Мониторинг состояния реки (озера, ерика) … за период…
3. Сравнительный анализ качества воды в реке … и ее притоках….
4. Оценка экологического качества воды (водного объекта)…
5. Изучение очищающей способности речной экосистемы…
6. Изучение рекреационной нагрузки на реку…
7. Эколого-генетическое изучение питьевой воды из естественного источника
8. Основные источники загрязнения реки Волги и меры борьбы с загрязнителями…
9. Технологии очистки сточных вод города (села, поселка) / промышленного объекта…
10. Анализ качества воды и состояние водозаборных сооружений города…
11. Анализ качества питьевой воды в городе и ее влияние на здоровье…
12. Виды загрязнений воды и способы ее очистки…
13. Влияние противогололедных реагентов на состояние реки (озера, пруда…)
14. Разработка модели очистителя воды (применение биологических методов очистки воды)…
15. Родник, его значение в биосфере. Обустройство родника (родников) на прилегающей территории…
Приложение 4
к Положению о проведении
регионального этапа конкурса
научно-исследовательских
и прикладных проектов учащихся
старших классов и студентов
средних специальных учебных
заведений по теме охраны и
восстановления водных ресурсов
(Российский национальный
юниорский водный конкурс – 2019)
Требования
к оформлению конкурсной работы для участия в региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов и студентов средних специальных учебных заведений
по теме охраны и восстановления водных ресурсов (Российский национальный юниорский водный конкурс – 2019)
Письменный (машинописный) текст конкурсной работы, представляемой на конкурс, должен отвечать следующим требованиям:
Общий объем конкурсной работы не должен превышать 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, рисунки, фотографии, расчет экономической эффективности/затрат на внедрение или выполнение проекта, перечень ссылок, приложения и список литературы.
Текст должен быть расположен на одной стороне листа, напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт TimesNewRoman, 12 размер, параметры страницы: верхнее и нижнее поля – 2 см, правое и левое поля – 2,5 см.
Приложения (входят в общий объем конкурсной работы, не превышающий 15 страниц) – не более 5 страниц должны быть помещены в конце работы после списка литературы.
На титульном листе конкурсной работы указываются:
название конкурса (Российский национальный юниорский водный конкурс – 2019);
краткое название конкурсной работы – не более 7 слов (может сопровождаться, в случае необходимости, полным научным названием);
имена и фамилии авторов конкурсной работы и фамилии, имена и отчества руководителей с указанием должности;
название региона, год.
На второй странице конкурсной работы приводится научная аннотация – краткое описание конкурсной работы, включающее главные разделы конкурсной работы: цель, методы и материалы, исследования (наблюдения), достигнутые результаты и выводы, а также актуальность и новизна конкурсной работы. Объем аннотации не более 1 листа машинописного текста.
К письменному тексту прилагается электронная версия конкурсной работы.
Приложение 5
к Положению о проведении
регионального этапа конкурса
научно-исследовательских
и прикладных проектов учащихся
старших классов и студентов
средних специальных учебных
заведений по теме охраны и
восстановления водных ресурсов
(Российский национальный
юниорский водный конкурс – 2019)
Критерии оценки конкурсных работ
1. Новизна. Является ли проблема, раскрываемая автором, никем ранее не исследовавшейся? Использует ли автор какие-либо новые методики и инструменты исследования? Изучаются ли неизвестные до сих пор аспекты исследовавшейся ранее проблемы?
2. Актуальность. Актуальность проекта оценивается как с точки зрения научной значимости, так и общей значимости для окружающей среды и для общества: − Нацелен ли проект на решение важной проблемы в области охраны водной среды? − Научная значимость проекта: относится ли он к области фундаментальных или прикладных исследований? − Практическая значимость проекта: насколько возможно прямое внедрение результатов проекта? Насколько корректно проведен расчет экономической эффективности / затрат на реализацию проекта? − Может ли проект улучшить качество: (а) окружающей среды, (б) жизни людей? − Предлагает ли проект новые решения старых проблем? − Способствует ли проект повышению осведомленности людей о проблемах водного сектора? − Сочетает ли проект экологические и социальные аспекты? − Направлен ли проект на оценку, прогноз и разработку программ экологически устойчивого развития региона?
5.1.3. Творческий подход. Необходимо продемонстрировать творческий подход в следующих аспектах: − постановка проблемы; − решение проблемы; − анализ данных; − постановка экспериментов и организация исследований; − распространение результатов и повышение осведомленности о проблеме.
5.1.4. Методология. − Существует ли четко поставленная задача по достижению конкретного результата? − Хорошо ли определена проблема? − В какой степени ограничена поставленная проблема? 2 − Спланирована ли работа в соответствии с поставленными задачами? − Достаточно ли информации для того, чтобы сделать выводы? − Учитывались ли возможности неправильной интерпретации данных? − Сформулированы ли новые вопросы или предложения для дальнейших исследований по данной проблеме?
5.1.5. Знание предмета − Знаком ли финалист с литературными данными и результатами исследований в данной области? − На каких научных источниках основывается работа? − Является ли список литературных источников достаточно полным (действительно ли изучены все источники, на которые были сделаны ссылки в работе)? − В какой степени проанализированы научно-популярные источники? − Насколько хорошо автор знаком с предметом своего исследования? − Знаком ли автор с результатами других исследований в данной области? С терминологией? − Знаком ли автор с альтернативными решениями поставленной проблемы?
5.1.6. Практические навыки − Сделал ли ученик экспонат сам (в случае, если он представлен во время презентации)? − Проводил ли он измерения и другую работу самостоятельно? − Какую помощь он получил от родителей, учителей, профессионалов и др.? − Воспользовался ли он материалами, доступными ему в школе? − Где он взял материалы для изготовления экспоната? Было ли это оборудование самодельным? − Насколько успешно были использованы доступные ему методы?
5.1.7. Доклад и презентация результатов − Может ли ученик доложить о результатах своей работы достаточно убедительно и информативно, как устно, так и письменно, а также наглядно путем демонстрации своего экспоната? − Насколько хорошо продумано содержание доклада (отчета)? − На каком уровне написан текст, сделаны ли иллюстрации, графики, насколько удовлетворителен язык письменного текста? (грамотный русский язык!) − Прослеживаются ли в представленном отчете личные качества ученика? Насколько он индивидуален? − Есть ли взаимосвязь между экспонатом и письменным текстом?
5.1.8. Актуальность рекомендаций по сохранению и сбережению воды.
Представленные критерии используются при оценке конкурсного проекта на общероссийском этапе Конкурса и далее на международном юниорском водном конкурсе.