На каждом этапе работы над проектом производится стоимостная оценка (детально об этом – см. главы 14, 15). В крупных зарубежных проектах составляется, по меньшей мере, 4 вида смет свозрастающей степенью точности (о сметах и сметных расчетах – см. главу 15):
1. предварительная (на стадии исследования инвестиционных возможностей), имеющая целью оценить жизнеспособность проекта. Допустимая погрешность оценки составляет 25 – 40%;
2. первичная или факторная (на стадии разработки ТЭО), имеющая целью сравнить планируемые затраты с бюджетными ограничениями. Допустимая погрешность оценки составляет 15 – 25%;
3. приближенная (на начальной стадии рабочего проектирования), предназначенная для подготовки плана финансирования проекта. Допустимая точность оценки составляет 10 – 15%;
4. окончательная (в середине цикла разработки рабочего проекта), предназначенная для подготовки и проведения торгов. Допустимая погрешность оценки составляет 5 – 6%.
ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ
Госстрой России ввел единый порядок проведения экспертизы градостроительной документации и проектов строительства, краткая суть которого сводится к следующему (1, 2) (подробно – см. главу 11):
1. градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений (далее – Документация и Проекты) независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главгосэкс-пертизе России, местных (республиканских, краевых и др.) организациях государственной вневедомственной экспертизы, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах;
2. документация и Проекты утверждаются только при наличии положительного заключения органов государственных экспертиз (а в некоторых случаях – и согласований органов государственного надзора);
3. основной проектной стадией, подлежащей экспертизе, является ТЭО. Для технически и экологически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства, а также по требованию органов государственной экспертизы по рассмотренному ТЭО осуществляется дополнительная детальная разработка отдельных элементов проектных решений.
Экспертиза Документации и Проектов осуществляется следующем:
1. Государственная экспертная, комиссия Минэкономики России осуществляетэкспертизу ТЭО строительства объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение (как правило, с участием Главгосэкспертизы России и Главного управления государственной экологической экспертизы Минприроды России);
2. Главгосэкспертиза России осуществляет экспертизу градостроительной документации и проектов строительства по установленному перечню объектов подготавливает сводное экспертное заключение;
3. Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством Документации и Проектов;
4. организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют экспертизу Документации и Проектов по объектам, не входящим в сферу деятельности Главгосэкспертизы России;
5. экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу Проектов по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с действующим положением о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами РФ и Госстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения.
Утверждение Документации и Проектов осуществляется в следующем порядке:
1. градостроительная документация утверждается государственными органами представительной и исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
2. проекты строительства утверждаются, в зависимости от источников финансирования, следующим образом:
· при финансировании за счет государственных капитальных вложений – Госстроем России или заинтересованными министерствами и ведомствами;
· при финансировании за счет капитальных вложений из бюджетов субъектов Федерации – соответствующими органами государственного управления или в установленном ими порядке;
· при финансировании за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных) – непосредственно заказчиками (инвесторами).
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
Работу по проведению экспертизы целесообразно поручать группе экспертов в следующем составе:
1. специалист по промышленной экономике (желательно в качестве руководителя группы);
2. специалист по анализу рынка;
3. технолог;
4. инженер-специалист по оборудованию;
5. инженер-строитель;
6. эксперт по управлению промышленностью и анализу хозяйственной деятельности;
7. юрист;
8. эксперты по специальным вопросам и др.
Основными нормативными документами в области экспертизы проектов являются (1, 2).
Задачей этапа экспертизы проекта является определение ценности проекта, принимая во внимание все его положительные и отрицательные последствия. Экспертизе подлежат, помимо чисто технических аспектов:
1. расчет эффективности проекта;
2. воздействие на окружающую среду;
3. коммерческие перспективы, включая рыночную привлекательность и спрос на продукцию проекта;
4. экономический анализ общих последствий проекта для национального развития;
5. социальные последствия проекта;
6. административно-управленческие аспекты, имеющие целью определить организационные возможности реализации проекта.