Законодательные инициативы России и КНР в области ИКТ и ИИ.




Страны-лидеры в области исследования ИИ - США, Китай, Франция, Великобритания, Япония - разрабатывают законодательные инициативы, призванные создать "дорожную карту" для дальнейшего развития и применения технологии, разрабатывают сервисы на основе ИИ по созданию творческого контента, патентованию, государственному управлению и регулированию экономики.

Технологии продолжат стремительно развиваться, будет увеличиваться и количество автономно создаваемых машинами результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в гражданский оборот. При этом традиционные нормативно-правовые механизмы регулирования уже не справляются с требованиями рынка и требуют глубокой переработки и в России, и за рубежом. Сбалансированный подход должен учитывать интересы человека и машины: с одной стороны, стимулировать дальнейшие разработки в сфере ИИ, с другой - обеспечивать надлежащую охрану творений человека.

КИТАЙ. Формально в гонку за лидерство в области искусственного интеллекта Китай вступил 8 июля 2017 г., когда на заседании Госсовета Китайской Народной Республики была утверждена Национальная стратегия развития технологий ИИ. В ней были обозначены три основные реперные точки: 2020, 2025 и 2030 гг.: к 2020-му Китай должен «сравняться с основными мировыми лидерами в сфере ИИ-разработок», а сами ИИ-технологии должны стать «новыми двигателями экономического роста КНР». В 2025-м искусственный интеллект должен стать «главным драйвером экономики». И, наконец, к 2030-му должна быть решена главная задача: достижение КНР глобального инновационного лидерства в сфере искусственного интеллекта.

Как заявил председатель КНР и генсек китайской компартии Си Цзиньпин, «искусственный интеллект — это новая движущая сила технологической революции и трансформации. Нам необходимо активизировать усилия в сфере развития технологий искусственного интеллекта нового поколения, чтобы придать импульс качественному экономическому росту страны».

Этот план взаимоувязан с другими стратегическими документами, для него установлен шестой приоритет среди 69 основных задач центрального правительства Китая, определенных в «13-м пятилетнем плане развития национальных стратегических и развивающихся отраслей» (2016–2020).

На момент принятия Национальной стратегии в области ИИ китайское руководство признало, что у страны имеется отставание от США в важнейших областях — в фундаментальных теоретических исследованиях, в разработке базовых алгоритмов, в создании ИИ-чипов. Отмечалась также значительная нехватка квалифицированных научных и инженерно-технических кадров.

Для преодоления разрыва Китай проводит политику «приоткрытой двери», когда страна берет у мирового рынка новейшие технологии и лучших специалистов, при этом не позволяя иностранным компаниям закрепиться на своем рынке. Поощряются поглощения иностранных компаний для получения доступа к технологиям, обязательным условием выхода иностранных компаний на китайский рынок все чаще становится передача технологий. Проповедуется технонационализм, предполагающий агрессивную защиту китайских компаний от зарубежных конкурентов и поглощений, а также обеспечивается распределение международных рынков между китайскими компаниями таким образом, чтобы они не конкурировали между собой.

Поставлена цель стать самодостаточными в сфере полупроводников — пока Китай ежегодно экспортирует микросхем на $200 млрд, в 2019 г. только 16% полупроводников, используемых в Китае, производились в стране, и только половина из них — местными компаниями, Пекин поставил целью повысить этот показатель до 40% к концу 2020 г. и до 70% — к 2025-му.

Министерство промышленности и информатизации КНР выделило 17 приоритетных областей для развития ИИ и призвало китайские технологические компании и научно-исследовательские институты участвовать в так называемой национальной команде для достижения технологических прорывов. Здесь они попытаются повторить подход, который оправдал себя при создании национальной телекоммуникационной индустрии, — из очень большого числа участников в несколько этапов отбираются лучшие из лучших, из них выращиваются лидеры отрасли. Предполагается, что министерство выберет не более трех компаний в каждой из этих областей и предложит им «большую поддержку и продвижение».

В Шанхае в 2019 г. началось строительство первой в Китае пилотной зоны для инноваций и применения искусственного интеллекта. Перед ней поставлено три основные задачи: создать основной промышленный кластер ИИ, содействовать инновациям и применению ИИ, а также построить систему поддержки инноваций ИИ.

По количеству персонала, занятого в области научных исследований и разработок, Китай сейчас на первом месте в мире, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в стране занимаются более 4 млн человек. В 2018 г. общий объем инвестиций в НИОКР достиг 1965,7 млрд юаней ($275 млрд). Объем китайского рынка ИИ в прошлом году достиг 8 млрд юаней ($1,2 млрд), говорится в докладе, опубликованном ведущим китайским аналитическим центром CCID Consulting на Всемирной конференции по искусственному интеллекту осенью 2019 г.

Лидеры китайского ИКТ-рынка начали массово привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов и перспективные стартапы. Правительство реализовало ряд успешных программ удержания отечественных специалистов, кроме того ухудшение дипломатических и торговых отношений с США означает, что Соединенные Штаты стали для них менее привлекательным направлением эмиграции.

Однако специалистов по ИИ, особенно в условиях роста спроса на них, не хватает. Для решения проблемы в 35 вузах страны запущены программы университетской подготовки по специальности «искусственный интеллект». В ряде вузов также будет вестись подготовка по смежным с ИИ программам — среди них робототехника и технологии больших данных.

Как полагают в Tractica, к 2025 г. 70% рынка ИИ Азиатско-тихоокеанского региона будет приходиться на Китай. Соответственно, можно считать структуру регионального рынка более-менее соответствующей структуре рынка Поднебесной.

Некоторую помощь в деле развития национальной ИИ-индустрии Китаю невольно оказывают власти США. Китайских студентов, обучающихся в Штатах, власти страны считают потенциальной угрозой национальной безопасности, ужесточение эмиграционной политики может существенно ограничить приток необходимых для развития ИИ кадров, и, по существу, отдать их Китаю.

А занесение ряда компаний в черные списки (кроме Huawei этого отличия удостоились еще ряд компаний, работающих в области ИИ) заставило Китай заниматься импортозамещением элементной базы, и как показано выше — небезуспешно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: