КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ




Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – русский учёный, историк, культуролог, видный представитель славянофильского течения в русской общественной мысли XIX века. С лавянофильство – русское общественно-политическое и философское направление, отстаивающее идею национальной самобытности России, источник которой они видели в устоях русской общественной жизни (крестьянской общине и её коллективизме), православии, самодержавии и т.д.. В основу его концепции исторической типологии положен принцип многообразия локальных цивилизаций, циклического развития культуры. Большое влияние на его творчество оказали естественные науки, в частности биология, которой он профессионально занимался. Главный его труд – книга «Россия и Европа» (1868).

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ:

1) выступает против европоцентризма. Культура каждого народа самоценна и не обязательно следовать в своем развитии за Европой. (История человечества знает цивилизации, которые возникали и развивались сами, независимо от Европы.Например, Китай: изготовлении фарфора, тканей, лаковых изделий. Компас, порох, бумага и книгопечатание, своеобразная философия, самобытная литература, успехи в астрономии). Европейская цивилизация не может считаться общечеловеческой, как и любая другая.

2) против принципа однолинейности исторического прогресса, Данилевский отвергает принятую всеми периодизацию, деление истории на древнюю, средневековую и новую историю, т.к. такое деление правомерно только для исторических событий Европы. (Пример: Какое отношение имеет Индия к падению Римской империи (5 век н.э.), которым кончается древняя и начинается средневековая история Европы? Так почему историю Индии надо разделять по этим датам на эти периоды?). У каждой культуры есть своя собственная история, свой путь развития (как в солнечной системе каждая планета имеет собственную орбиту). И прогресс идёт не в одном направлении, а общества идут по разным тропам, каждое находит на своей тропе то, чего нет у других и, тем самым, вносит свой уникальный вклад в общечеловеческую историю. Данная идея сыграла важную роль в становлении межкультурной коммуникации и организации диалога культур.

3) Нет человечества как целого, нет никакого общего развития, которое охватывало всё человечество. Есть лишь особые культурно-исторические типы развития разных народов, которые порождают существующие отдельно друг от друга цивилизации (в хронологическом порядке): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский (древнесемитический) 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический или аравийский, 10) германо-романский или европейский, 11) и 12) два американских типа (мексиканский и перуанский) погибли насильственной смертью, не успев развиться, 13) молодой формирующийся тип – славянский .

Если европейцам свойственны «чрезмерное развитое чувство личности» (индивидуализм), «навязывание своего образа мыслей другим», то у славянских народов общенародное начало имеет перевес над индивидуальным, они обладают «внутренним нравственным сознанием», которое является их главной движущей силой.

4) Культурно-исторические типы делятся на уединённые (китайский, индийский) и преемственные (египетский, древнесемитический, греческий, римский, еврейский, германо-романский). Результаты развития преемственных типов, должны превзойти то, что успевают создать уединённые цивилизации. Эта идея доказывает важность межкультурного взаимодействия, как движущей силы развития любой культуры.

5) Данилевский сравнивает жизнь любого культурно-исторического типа с процессом развития многолетних одноплодных растений, т.е. растений с длительным периодом роста и единственным и кратким периодом цветения и плодоношения, после которого происходит умирание. Как и такое растение культурно-исторический тип имеет длительный период жизни (срок жизни равен 1500 лет), но период его максимальной продуктивности (цветения и плодоношения) случается лишь однажды и бывает относительно кратким.

Весь цикл жизни культурно-исторического типа делится на 4 периода:

1 - этнографический – происходит смешение племён в единый народ и постепенное усиление его за счёт поглощения более слабых и малочисленных соседних этносов, формируется язык и др. что составляет его самобытность. Это самый длительный период.

2 - государственный. Появляется государство, которое охраняет от чужого вторжения, обеспечивает политическое и культурное единство, создаёт условия для развития его творческой силы. Продолжительность этого этап 400-600 лет.

3 - цивилизационный – краткий период расцвета творческой деятельности народа, накопленный ранее потенциал реализуется в культурном взлёте искусства, науки, философии, техники и экономики.

4 - дряхления, упадка. Культурно-исторический тип исчезает или обращается снова в этнографическую форму и может быть использован другим народами, только начинающими свой путь.

6) Данилевский размышлял на тему межкультурного взаимодействия. Он пришел к выводу, что из-за уникальности путей развития разных культурно-исторических типов цивилизация не передаётся от одного к другому. Но при этом не исключено взаимодействие культур, которое может быть, как плодотворным так и нет. Он выделил три типа взаимодействия:

· «Прополка» или колонизация – изгнание одной культуры другой с занимаемой территории (так в Новое время европейцы цивилизовали Северную Америку, оттеснив живших там индейцев в резервации) и насаждение собственной культуры.

· «Прививка» - это привнесение в культуру народа элементов чужой цивилизации, что не приносит пользы, потому что народ продолжает сохранять свою самобытность и после неё. Примером в истории русской культуры может служить подражание всему европейскому, начавшееся с Петра I, нанёсшее большой вред развитию исконного русского народного духа и самосознания.

· «Удобрение» - с амый плодотворный способ взаимодействия культур, когда народы сохраняют свою самобытность, но берут лучшее из того, что есть у других, стимулируя развитие друг друга. Предметом заимствования могут быть только выводы и методы науки, технические приёмы, усовершенствования промышленности. Духовные ценности и смыслы культурно-исторического типа заимствованию не подлежат. Они должны быть результатом собственного исторического развития народа.

ВЫВОДЫ Взгляды Н.Я.Данилевского во многом спорны, прежде всего, в вопросе отрицания существования единой мировой культуры, оценки перспектив развития России. Но сама идея многолинейности истории человечества, возникновения и гибели циклических развивающихся самостоятельных культурных миров, - стала одной из центральных в культурологии ХХ века, и была продолжена в работах исследователей в России (К.Н.Леонтьев) и на Западе (О.Шпенглер, А.Тойнби).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: