III. Чтение и комментирование стихотворения




«В ночи, когда уснет тревога...» (1898); «Ветер принес издалека...» (1901); «Сумерки, сумерки вешние...» (1901); «Встану я в утро туманное...» (1901); «Мы встречались с тобой на закате...» (1902).

Вспомним, в чем суть философских воззрений В. С. Соловьева (мы рассмотрели их на первых уроках, посвященных поэзии Серебряного века).

Особенно большое влияние на Блока оказала соловьевская идея Мировой души, или Вечной Женственности, в свою очереди позаимствованная у немецких романтиков (Гете, Новалис, Тик и др.), которые все земное рассматривали через его отношение к небесному, вечному, бесконечному. «Софиология» Соловьева — вера в скорое пришествие души Мира — Софии — Царицы Небесной, которое станет знаком изменения и преображения всего сущего. Блок наиболее воспринял (через Соловьева) тезис о том, что «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сам а любовь к миру открыта через любовь к женщине Мистический образ носительницы «Вечной Женственности», «Девы Радужных Ворот», «Царицы», «Таинственной подруги», и образ поэта — ее служителя, жреца, были восприняты и усвоены Блоком. В этом духе и претворились в «Стихах о Прекрасной Даме» его романтические переживания — увлечение Любовью Дмитриевной Менделеевой. В этой книге Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых уже не простой женщине, а «Владычице Вселенной»:

 

...Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи,

Узрев на миг бессмертные черты,

Безвестный раб, исполнен вдохновенья,

Тебя поет. Его не знаешь Ты.

(«Прозрачные, неведомые тени...»)

 

Символ становится «знаком иного мира». Символизм не отвергал повседневного, но стремился дознаться его скрытого смысла. Мир и все в мире рассматривается как символ бесконечного, обостренное восприятие улавливало отпечатки иной реальности: «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать...», «Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот». Весна, заря, туманы, ветер, сумрак, тени, сны становятся сквозными образами книги Блока. Переносный, метафорический смысл превращает их в символы: сквозь привычный, изначальный смысл как будто просвечивает тайный, глубокий, запредельный — и мир романтически преображается, делаясь таинственным, «несказанным». Постичь этот мир становится возможным лишь мистически, символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн.

Отмечаем литературный контекст «Стихов о Прекрасной Даме»: образы Беатриче у Данте и Лауры у Петрарки, поэтические традиции Фета, Тютчева, Полонского.

«Младосимволисты», познакомившись со стихами Блока, восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной.

Стихи этого цикла — своеобразный дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности дает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах.

В стихотворении «Вхожу я в темные храмы...» (1902) слышится благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда — появления Ее: «Там жду я Прекрасной дамы / В мерцанье красных лампад». Форма родительного падежа вместо винительного придает особый смысл строке, поднимает образ от бытового уровня от конкретности. Передается молитвенно-возвышенное, даже экстатическое состояние души, ждущей откровения, преображения с появлением Ее. (Обратим внимание, что во всех стихотворениях цикла слова, обозначающие образ Прекрасной Дамы, написаны с заглавной буквы. Ожидание так напряженно, что «В тени у высокой колонны / дрожу от скрипа дверей».

Прекрасная дама предстает в неясном туманном облике: «А в лицо мне глядит озаренный / только образ, лишь сон о Ней». «Величавая Вечная Жена», «Святая», «Милая» — благоговейное поклонение и трепет испытывает лирический герой. Символический образ Прекрасной Дамы сливается с образом традиционно религиозным — Богоматери, животворящего начала. В душе героя ожидание гармонии мира, вера в его преображение: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, / Но я верю: Милая — Ты».

Прочитаем стихотворение еще раз, чтобы сохранить цельность восприятия и почувствовать уже по-новому его символический смысл.

Читаем другие стихотворения цикла и стихотворения второй книги (1904—1908) с краткими комментариями. Возможно прослушивание стихотворений в записи, в исполнении артистов: «Мне снились веселые думы...» (1903); «Скрипка стонет под горой...» (1903); «Рассвет» (1903); «Осенняя воля» (1905); «Там, в ночной завывающей стуже...» (1905); «Девушка пела в церковном хоре...» (1905); «Утихает светлый ветер...» (1905).

Отмечаем три облика и три плана лирической героини: в космическом плане — душа Мира; в религиозном плане — Царица Небесная; в повседневном плане — возлюбленная, в которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой.

 

Домашнее задание

1. Перечитать «Стихи о Прекрасной Даме».

2. Выучить наизусть одно из стихотворений (на выбор) и разобрать его.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: