Общие требования к современному уроку математики




Содержание

Введение

1. Общие требования к современному уроку математики

2. Проектирование современного урока математики

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

 

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 - 19 века в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.

До 50-ых годов 20 века урок представляет феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 - 60-е года происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать "новый" урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

Разрабатывают понятие "урок", описывая его элементы, и следующие авторы: Г.Д. Кириллова, В.А. Онищук, Ю.Б. Зотов и др. Более многочисленная группа авторов пишет только об отдельных элементах урока и его теории. Читатель получает частичные сведения об уроке (о требованиях к уроку, о структуре урока, о его анализе и т.д.). Таковы, например, работы Н.Г. Дайри, Ю.А. Конаржевского, М.Н. Скаткина, Н.А. Сорокина, Н.Е. Щурковой, Н.М. Яковлева и других авторов.

Урок был исследован достаточно основательно, глубоко. Но все же, что такое современный урок математики? И каким он должен быть? Почему же будет правомерным задавать такие вопросы?

Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока математики получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Само понятие "современный урок" находится в постоянной динамике, и именно сейчас, когда мы вступили в новый век, эта динамика особенно заметна.

Таким образом, мы выявили актуальность данной темы, ведь урок математики был и является предметом исследования многих педагогов и методистов.

Цель курсовой работы - рассмотреть основные требования к уроку математики, аспекты его проектирования и конструирования с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

. Уточнить содержание понятия "современный урок математики", определить общие требования к современному уроку математики.

2. Выявить основные аспекты проектирования современного урока математики, продемонстрировать возможности в разработке цифрового образовательного ресурса - мультимедийного сопровождения урока математики.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Первая глава посвящена обобщению основных требований к современному уроку математики. Выводится структура такого урока, уточняется само определение "современный урок математики".

Во второй главе рассматриваются возможности использования цифровых образовательных ресурсов на уроках математики, а также методика проектирования рассматриваемого урока.

урок математика учебная работа


Общие требования к современному уроку математики

 

Сегодня, по мнению доктора педагогических наук О.В. Гукаленко [1], "образовательные системы имеют тенденцию развиваться на принципах экономического стабильности, культурной интеграции, экологической безопасности, социальной справедливости. Образование становится всеобщим, непрерывным интегрированным, ноосферным (разумным)". В этом проявляется глобальное стремление мира к гармонии, поиску способов сочетания противоположных сил и тенденций, несущих в себе прогрессивное начало".

Ученые-педагоги <https://www.pmr21.info/text.php?cat=12&name=dinamika_i_tendentsija_razvitija_obschego_obrazovanija_&arch=onsite>, исследуя динамику развития образования на современном этапе, отмечают, что образование, становясь всеобщим, непрерывным, имеет следующее основные тенденции своего развития (сходные по существу с общефилософскими тенденциями развития общества и цивилизации): (1) гуманизация образования; (2) ориентация на развитие личности; (3) антропологический принцип; (4) стремление к интеграционным прогрессам.

В свете перечисленных тенденций список требований к уроку математики может быть конкретизирован и представлен в следующем виде (Таблица 1):

 

Таблица 1 - Требования к современному уроку математики

Тенденции развития образования Требования к уроку математики
  гуманизация образования (1) применение здоровьесберегающих технологий,

2 ориентация на развитие личности (2) применение личностно-ориентированных технологий, в т. ч. технологии проблемного обучения <https://dls.vspu.ac.ru/wiki/%22Особенности_проблемного_обучения%22>,

(3) метапредметные результаты освоения ООП (ФГОС)

3 антропологический принцип <https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00091797_0.html> (4) индивидуальный подход в обучении

(

 

 

5) педагогическая поддержка,(6) КСО,(7) модульное обучение,(8) проектное обучение, <https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00091797_11.html>    
  стремление к интеграционным прогрессам (9) применение НИТ, в т. ч. мультимедиа-технологии, (10) интеграция предметных областей (ФГОС: предметная область "Математика и информатика")

 

В нынешних условиях современный урок - это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся, реализуемая в технологичности развивающего эффекта урока. Одна из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на учение. Это не обыкновенное "натаскивание" учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и, прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель - ученик. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание являются важнейшими условиями образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат.

Современный урок математики не эффективен, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями, воспитательными и развивающими задачами, с учётом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности.

1.1 Современный урок математики должен строиться на основе здоровьесберегающих технологий обучения <https://www.specialschool.ru/health/?id=128>:

Учителя выделяют следующие аспекты использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики [16]:

) строгая дозировка учебной нагрузки;

) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности.

Отдых - это смена видов деятельности, нельзя допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке, несколько минут можно отвести на физкультминутку. Хорошо, если упражнения не позволяют отвлекаться от темы урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную - руки опускают вниз с наклоном и расслаблением;

) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

) благоприятный эмоциональный настрой.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Современный урок математики строится на основе личностно-ориентированного обучения исходя из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Одним из способов реализации личностно-ориентированного обучения может быть проблемное обучение, поэтому современный урок математики - это проблемный урок.

1.3 Немаловажным требованием к современному уроку математики является формирование универсальных учебных умений - учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Требование использовать индивидуальный подход в обучении основывается на утверждении "не бывает неспособных людей, так как каждый способен по-своему" [3]. Эту качественную индивидуальность необходимо учитывать в учебном процессе, потому что именно ею во многом определяются интерес, успехи ученика. При этом важно, чтобы у учащихся в процессе обучения формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий, только в этом случае обучение создает максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика.

На уроке математики индивидуальный подход может быть реализован посредством дифференциации заданий. С этой целью осуществляется разделение учебного коллектива на 2 или 3 группы:

1) группа продвинутого уровня (учащиеся, которые ведут работу с материалом большей сложности и находят решения задачи самостоятельно или с небольшой помощью учителя);

) группа базового стандарта (учащиеся имеют достаточные знания для решения стандартных задач, затрудняются при переходе к решению задач нового типа и не справляются с решением сложных задач);

Такое деление встречается, например, в работе учителя математики Кузнецовой С.А. [10]. Третью группу предлагает ввести Гайдей Н. В.:

) группа усиленной педагогической поддержки (учащиеся этой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теории в применении к решению задач).

Внедряемые элементы дифференциации в обучение активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда.

1.5 Как отмечает Коджаспирова Г.М., педагогическая поддержка - это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.

Педагогическая поддержка (и связанные с поддержкой забота и защита) проявляется внешне - как система совместных с ребенком (или подростком) действий по разрешению его проблем и конфликтов, торможению и снятию отрицательных воздействий окружения, а внутренне - как реализация ценностей, принятых в качестве основы межличностных отношений (эмпатии, принятия, понимания, сотрудничества).

1.6 Современный урок математики - урок, построенный с учётом коллективных способов обучения - использования трёх основных видов парной работы:

) статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями "учитель - ученик" (пару могут составить два "слабых" ученика, два "сильных", "сильный" и "слабый" - при условии взаимного расположения);

) динамическая четверка: четверо учащихся, школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

) вариационная четверка, в которой каждый член группы получает "свое" задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме динамической четверки. В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.

Целесообразно разрабатывать уроки математики как некоторые учебные модули в системе модульного обучения.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

В дополнение к основным технологиям обучения, на которых строится современный урок математики, можно рекомендовать проектную деятельность.

Дж. Дьюи сто лет назад предложил вести обучение с помощью целесообразной деятельности ученика с учетом его личных интересов и целей. Последователь Дж. Дьюи У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели, и получить в итоге реальный результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат (опыт деятельности) соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Современный урок математики - мультимедийный урок. Учитель может представлять информацию по различным каналам восприятия в любом режиме, дозировано. Ему легко управлять подключением, редактированием визуальных, аудиальных, печатных источников информации.

Отдельно выделяют урок с мультимедийной поддержкой, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

Даже в таком режиме заметно меняются условия проведения урока. Учителю гораздо комфортнее проводить учебное занятие. Чаще всего такой урок выглядит как своеобразный развернутый план-конспект. Учащимся предъявляются учебный план, учебные задачи. Шаг за шагом учитель реализует задуманное с помощью учеников. Увеличивается плотность урока. Учитель больше может повлиять на темп его проведения, на формирование эмоционального фона и т.д.

Мультимедийный урок может выступать и как " мини-технология ", то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определённые результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников.

Одним из требований к современному уроку математики является интеграция предметных областей, которая бы позволила сформировать представления о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления, а также о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики. В связи с этим особенно актуальным становится использование на уроке материала по истории математики и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации межпредметной интеграции математики и информатики.

Итак, обобщив требования (1.1-1.10), предъявляемые к современному уроку, получаем, что современный урок математики должен обладать структурой, соответствующей этапам поисковой деятельности (согласно принципам проблемного обучения), широко использовать представление информации с помощью технических средств обучения, прежде всего компьютера, включать 4-7 смен видов деятельности и физкультминутку, на этапе изучения нового либо повторения изученного материала должны использоваться коллективные способы обучения. Уроки должны быть разработаны в составе модулей соответственно изучаемым темам и включать возможность выполнения учениками индивидуальных проектов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: