«Возможности Exel, формулы расчета, расчет сечения лонжерона»
Полную информацию по занятию Вы получите в документе «23 ДИСТАНЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ 3 декабря 2020»
На сегодняшнем дистанционном занятии мы просто познакомимся с Вами с лонжероном крыла, познакомимся с силами и моментами которые воздействуют на него, определим какое наиболее предпочтительно сечение ланжерона.
Лонжероны – это ключевой элемент в продольном наборе крыла. Они воспринимают все лётные нагрузки, которые передаются от фюзеляжа и других частей самолёта. Именно поэтому их надо делать крепкими и надежными. Крылья не всегда можно сделать из цельного бруска, поскольку они могут иметь углы, а также быть составными. В таких случаях самое слабое звено — это стыки и сопряжения. Поэтому вопрос, как сделать составной лонжерон является актуальным для многих авиамоделистов
Решающее значение для прочности и жесткости имеет форма лонжерона. На рис. 46 приведены поперечные сечения сосновых лонжеронов с одинаковой прочностью (уИизг = 1 кгм) и высотой. Самое большое поперечное сечение у сплошного прямоугольного лонжерона, а следовательно, он и самый тяжелый. Лонжероны, состоящие из двух полок, значительно легче.
5„он-0.д15снг S„oh"0.45cm! S„OH'0.3Bc»! S„oh-D.33m? S„oh'0.33cm' Рис. 46. Поперечные сечения лонжеронов, имеющих однна ковую прочность па изгиб (Л1Изг =1 кгм, Н= 15 мм) |
Это объясняется тем, что изгибающий момент воспринимается в основном теми слоями древесины лонжерона, которые расположены ближе к верхнему и нижнему обводам крыла.
В сплошном лонжероне его внутренняя часть, несмотря на свою массивность, пракически бесполезна при изгибе. Лишенные массивной внутренней части двухполочные лонжероны, естественно, легче. Двухполочные лонжероны с одинаковым сечением верхних и нижних полок очень часто применяются на летающих моделях. Но целесообразнее полки делать не одинакового, а разного сечения: верхнюю полку в 1,5—1,75 раза толще, чем нижнюю.
Верхняя и нижняя полки в лонжероне работают по разному: верхняя сжимается и изгибается, нижняя — растягивается (рис. 47). Любые древесные материалы при растяжении выдерживают значительно большие нагрузки, чем при изгибе и особенно при сжатии (см. табл. 6). Так, чтобы разорвать сосновую рейку сечением 1 см2, нужно приложить к ней силу 830 кг; при сжатии эта же рейка ломается при усилии не более 350 кг. Если же при сжатии имеет место так называемый продольный изгиб (см. рис. 47,а), то сжимаемая рейка разрушится при усилии, значительно меньшем, чем 350 кг. При продольном изгибе рейка теряет устойчивость, из прямолинейной становится изогнутой, с увеличением изгибающего момента прогиб между нервюрами /п увеличивается, и, наконец, при определенной величине этого прогиба полка ломается. Чтобы избежать продольного изгиба и потери устойчивости и заставить верхнюю полку, как говорят, работать на чистое сжатие, между полками лонжерона необходимо вклеить легкую и тонкую (толщиной около 1 мм) баль- зовую стенку (см. рис. 47,6). Стенка может быть не целой вдоль размаха крыла; технологически проще устанавливать короткие вкладыши, длиной, равной расстоянию между нервюрами.
Рис. 47. Изгиб двухполочного лонжерона: а — без вертикальной стенки; б — со стенкой; 1 — верхняя полка; 2 — нижняя полка; 3 — стенка; f п— прогиб полки; FQMt — усилие, сжимающее верхнюю полку; Fр — усилие, растягивающее нижнюю полку
вестному изгибающему моменту можно воспользоваться графиками рис. 48.
Высоту лонжерона Н следует брать максимально возможной. При наличии мягкой обшивки лонжерон или его верхняя нолка должны быть несколько ниже, чем верхний контур нервюры, иначе провисшая при натяжении между нервюрами обшивка ляжет на лонжерон и исказит профиль крыла. У крыльев с частично жесткой обшивкой лонжерон или его верхнюю полку располагают на уровне верхнего контура профиля, так как провисания обшивки опасаться не нужно. Рекомендуемое положение лонжеронов относительно контура профиля показано на рис. 49.
При определении размеров лонжерона с различными сечениями полок по графику рис. 48, в предполагается, что обе полки имеют одинаковую ширину. Иногда целесообразнее полки делать одинаковой тол-
Рис. 47. Изгиб двухполочного лонжерона: а — без вертикальной стенки; б — со стенкой; 1 — верхняя полка; 2 — нижняя полка; 3 — стенка; f п— прогиб полки; FQMt — усилие, сжимающее верхнюю полку; Fр — усилие, растягивающее нижнюю полку |
Для подбора сечении сосновых лонжеронов по из-вестному изгибающему моменту можно воспользоваться графиками рис. 48.
Высоту лонжерона Н следует брать максимально возможной большой.
При наличии мягкой обшивки лонжерон или его верхняя нолка должны быть несколько ниже, чем верхний контур нервюры, иначе провисшая при натяжении между нервюрами обшивка ляжет на лонжерон и исказит профиль крыла. У крыльев с частично жесткой обшивкой лонжерон или его верхнюю полку располагают на уровне верхнего контура профиля, так как провисания обшивки опасаться не нужно. Рекомендуемое положение лонжеронов относительно контура профиля показано на рис. 49.
При определении размеров лонжерона с различными сечениями полок по графику в предполагается, что обе полки имеют одинаковую ширину. Иногда целесообразнее полки делать одинаковой толщины.
Высоту лонжерона Н следует брать максимально возможной. При наличии мягкой обшивки лонжерон или его верхняя полка должны быть несколько ниже, чем верхний контур нервюры, иначе провисшая при натяжении между нервюрами обшивка ляжет на лонжерон и исказит профиль крыла. У крыльев с частично жесткой обшивкой лонжерон или его верхнюю полку располагают на уровне верхнего контура профиля, так как провисания обшивки опасаться не нужно. Рекомендуемое положение лонжеронов относительно контура профиля показано на рис. 49.
Задание. 1) Познакомиться с моментами лонжеронов и графиком определения сечения лонжерона.