Место современной психологии в системе наук и ее структура.




Объект и предмет психологии. История развития психологии как науки.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, из которых решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демократ, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Платон - Родоначальником идеализма явился Платон. Он поделил всех людей по преимущественным качествам — разум, мужество, вожделение. Все руководящие органы — обладают разумом войны — мужеством, рабы — вожделением. Платон является родоначальником не только идеализма, но и дуализма. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

 

Аристотель - Продолжателем дела Платона был Аристотель. Он не только преодолел дуализм (направление, признающее в основе мира два независимых начала — материю и дух), но и является родоначальником материализма (направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость). Аристотель пытался поставить психологию на почву медицины. Но полностью объяснить поведение человека только через медицину, Аристотель не смог. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Труды Аристотеля, Платона и других философов легли в основу работ философов средних веков 17 в. — это отправная точка от материализма философии. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков. Рене де Карт — биолог, врач, философ. Открыл систему координат, выдвинул идею рефлекса, идею рефлекторности поведения. Но объяснить поведение организма до конца не смог и поэтому остался на позиции дуализма. Разделить внутренний мир человека от его внутренних органов было очень тяжело. Создались предпосылки идеализма. Был в истории психологии еще один подход к пониманию психики, разрабатывающийся отечественными психологами в русле философии диалектического материализма в советский исторический период. Суть данного понимания психики можно свети к четырем словам, формальное авторство которых принадлежит В. И. Ленину (1870-1924). Психика — это субъективный образ объективного мира.

Объектом исследования психологии и объектом приложения психологических знаний является человек. Объектом познания и применения знаний общей психологии является здоровый человек. Объектом исследования клинической психологии и применения ее знаний является больной человек.Что же представляет сейчас та система знаний, которые представляют предмет психологической науки? Это психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные (или психические) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним относятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышление; 7) речь.

Место современной психологии в системе наук и ее структура.

Место психологии в системе наук Психология занимает центральное место среди наук не только, как продукт их деятельности, но так же еще объяснение их возникновения и их развития. Естественные науки. Прямую связь психологии с естественными науками, трудно не заметить. Благодаря естественным наукам психология может изучать психологические и физиологические процессы. Это очень важно, поскольку психологические процессы оказывают влияние на физиологические процессы и наоборот. Так совмещая знания двух наук, можно выявить заболевания на ранних стадиях и должным образом на них повлиять. Из естественных наук психология, тесно связано с медицинскими и биологическими науками. Совмещая знания психологии с другими науками, появляются новые отрасли психологии, у которых предмет узко определен. Социальные науки. Такие науки как психология и социология, тесно связаны. Так к примеру в психологии используется, чисто социологические методы, такие как опрос и анкетирование. Помимо этого, социология и психология пользуются одинаковыми научными концепциями. Кроме социологии, в психологии используются знания из таких наук как, история, педагогика, лингвистика и других. Так благодаря слиянию истории и психологии, появилась теория культурно исторического развития. Философские науки. С философскими науками психология очень тесно связана. Психология, только в 19 веке выделилась из философии в отдельную науку, но по прежнему с ней связана. Психология и философия в настоящее время изучает одни и те же научные проблемы. К ним относится понятия мировоззрения, морали, смысла жизни и т.д. Для проверки гипотез, психология пользуется экспериментальными методами. Однако существует ряд вопрос, которые невозможно проверить экспериментальным путем, поэтому психология обращается за помощью в философию. Статус психологии в системе наук В настоящее время ведутся дискуссии по поводу научности психологии. Многие ученые полагают, что современная психология занимает промежуточное значение между наукой и пара наукой. Так как в ней, до сих пор не произошло четкого разделения между научными и псевдонаучными знаниями.

Структура психологии как науки. Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.Прикладные отрасли включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

3. Методы исследования в психологии. Любая наука, в том числе и психология, представляет собой прежде всего исследование. А в последнем, как известно, определяющим фактором становятся методы, то есть те способы, посредством которых познается предмет, изучаемый наукой. Классификация методов исследования в психологии может иметь множество критериев. Однако основной из них – это специфичность серии методов относительно других наук. Общенаучные методы исследования в психологии Диалектика. Метод, заключающийся в изучении всех процессов и предметов с учетом динамичности их состояния. Он предполагает, что психика конкретного субъекта представляет собой результат совокупности как длительного развития всего человечества с его архетипами, так и индивидуального опыта личности. Системность. Подразумевается, что все элементы изучаемого предмета, в данном случае психики, необходимо рассматривать целостно, поскольку все они тесно взаимосвязаны. Фальсифицируемость. Метод, основанный на том, что любая научная теория должна подлежать проверке, и в результате быть либо опровергнутой, либо принятой. Интересно, что сам автор концепции (Карл Поппер) в качестве не фальсифицируемой теории приводил пример психоанализа Фрейда, поскольку с его позиций можно объяснить абсолютно любое поведение человека, но верность объяснений никак нельзя проверить экспериментально. Специфические методы исследования в психологии они характеризуются конкретной направленностью на решение задач одной науки. Они характеризуются конкретной направленностью на решение задач одной науки. Таких методов, в общем-то, великое множество, однако наиболее важными выступают следующие. Не экспериментальные методы исследования в психологии Наблюдение. Собственно, это - систематичная фиксация внешнего проявления психических процессов индивидуума. Используется как для последующего анализа характера динамики поведения индивидуума при изменении внешних условия, так и для анализа поведения различных объектов в одинаковых условиях, вследствие чего выявляются характерные особенности. Наблюдение, в зависимости от своего характера может быть внутренним (особая форма наблюдения, которая направлена, прежде всего, на самого себя), внешним (наиболее распространенная форма наблюдения, соответственно, направленного на другую личность), разовым и систематическим. Кстати, это весьма широко применяемые методы исследования в педагогической психологии - при работе с детьми. Вместе с наблюдением используются и другие приемы, дающие комплексный результат: Опрос. Беседа. Анкетирование. Экспериментальные методы исследования в психологии собственно, эксперимент тоже представляет собой наблюдение, однако оно проводится в определенных, созданных специально условиях. Эксперимент может быть лабораторным и естественным. Лабораторный. В этом случае, как правило, предполагается намеренное вмешательство в поведение человека и создание определенных условий. Например, к этому виду деятельности могут прибегать, когда необходимо исследовать какой-то определенный аспект психических процессов. Естественный. Проводится в обыденных условиях. Более того, испытуемый даже может не знать о проводимых исследованиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: