https://obrazovaka.ru/prezentaciya/nauchno-tehnicheskaya-revolyuciya




Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития

https://obrazovaka.ru/prezentaciya/nauchno-tehnicheskaya-revolyuciya

2.Научно-техническая революция (НТР) сделала свои первые шаги в 1950-х гг. С этого времени технологии материального производства начинают развиваться под решающим воздействием все возрастающего потока научных знаний, теорий и идей. Возникает устойчивая схема «наука—техника—производство», все более важным богатством общество признает свой интеллектуальный потенциал.

На первом этапе развития НТР важнейшей ее чертой была автоматизация производственных процессов. Логические, вычислительные функции рабочего теперь заменило счетно-решающее устройство — ЭВМ.

Научно-техническая революция развивалась по многим направлениям: 1.переход к разработке и применению различных видов немеханических технологий;

2.возникновение биотехнологий и генной инженерии;

3.широкое использование атомной энергетики;

4.получение новых материалов с заранее заданными свойствами; 5.возникновение космонавтики, превращение космического корабля в лабораторию для проведения экспериментов и наблюдений, имеющих исключительное значение для науки и производства;

6. кибернетизация различных сфер деятельности человека, появление ЭВМ все новых и новых поколений — малогабаритных и более производительных. В конце 1970-х гг. во всем мире началась компьютерная революция.

Советская система также развивалась под воздействием НТР. В общем перечне крупнейших изобретений и открытий второй половины XX в. немало отечественных достижений: первая в мире атомная электростанция в Обнинске (1954); первый искусственный спутник Земли (1957); первый ледокол с атомным двигателем (1957); первый полет человека в космос (1961) и пр.

На рубеже 1950—1960-х гг. была проведена своеобразная комплексная реформа системы образования. В 1958 г. принимается Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР — десятилетняя школа преобразуется в среднюю с производственным обучением. В 1959 г. создается орган, ведающий подготовкой рабочих в профессионально-технических училищах (ПТУ), — Государственный комитет по профессионально-техническому образованию. Были расширены возможности получения высшего образования для представителей рабочей и крестьянской молодежи за счет развития сети вечернего и заочного обучения, предоставления преимуществ при поступлении в вузы тем, кто имел стаж работы на производстве не менее двух лет. Главный приоритет образовательной политики государства в то время заключался в преимущественном развитии высшей школы технического профиля.

Ориентация образования 1960-х гг. на своеобразный «большой скачок » в экономике, на прожектерский лозунг «Догоним и перегоним!» объясняется не только волюнтаризмом руководства: структурные изменения промышленного развития на рубеже 1950—1960-х гг. требовали иной структуры рабочего класса, роста его квалификации. Резкое увеличение дипломированных инженеров, научных работников, а с середины 1960-х гг. — и экономистов было оправдано п одъемом фундаментальной и особенно прикладной науки и реальным дефицитом этих кадров на производстве. Расширение социальной базы высшей школы (за счет рабочих и крестьян) имело под собой реальную потребность повышения социальной мобильности общества, вызванную раскрепощением населения в хрущевскую «оттепель».

«Большой скачок» в развитии высшего образования закладывался под идею НТР. Но уже в середине 1970-х гг. стало совершенно очевидно, что никакой НТР в том варианте, в каком она осуществлялась в развитых странах, в нашей стране в действительности не было. К середине 1960-х гг. произошел мощный прорыв в области фундаментальной науки, но ее практическое внедрение и использование интеллектуального потенциала натолкнулись на стену бюрократической системы. По мнению Е.И. Пивовара, информационная революция, т.е. ускоряющийся процесс распространения и обмена информацией, включая и электронные ее формы, грозил гибелью закрытой системе.

Существенным оказалось и то обстоятельство, что развитие НТР в 1960—1980-х гг. шло в нашей стране параллельно с завершением процесса создания инфраструктуры индустриального общества.

В начале 1960-х гг. городское население СССР впервые сравнялось по численности с сельским. Одновременно все больший удельный вес приходился на города с населением свыше 1 млн человек (более 20%). Новый этап урбанизации изменил облик советского общества — активизировались процессы социальной мобильности населения и т.д. Именно город, городское население стали определять климат в обществе.

НТР во всем мире порождала новое отношение к работнику, качеству его жизни, способствуя формированию потребительского общества. Советский Союз не стал исключением, поворот к потребителю наметился и здесь. Так, именно на 1970-е гг. приходится начало м ассовой автомобилизации (хотя масштаб этого явления не идет ни в какое сравнение с зарубежными аналогами). Появление первого советского массового семейного автомобиля ВАЗ имело далеко идущие последствия: оно ломало многие жизненные установки, формировало психологию потребительского общества, индивидуализировало повседневную жизнь, досуг и пр. Другим потребительским ориентиром для советского человека со времен хрущевских реформ становится отдельная квартира и связанные с ней бытовые товары длительного пользования (холодильники, телевизоры, мебель и др.). Однако удовлетворение все возрастающих запросов сдерживалось товарным голодом, который затронул практически всю сферу товаров и услуг. В этом и состояла специфика потребительского общества в СССР, так как всеобщий дефицит находится в Прямом противоречии с его принципами.

Дефицитом в советской идеологизированной системе стала и информация. По мере развертывания второго этапа НТР образованное советское общество испытывает информационный голод.

Таким образом, научно-техническая революция провоцировала в советском обществе определенный социальный конфликт, несомненно ускоривший его распад.



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: