Список примерных вопросов к зачету/экзамену по дисциплине




«Социология»

 

1. Понятие социального института.

 

Социальные институты— ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими между социальными группами и внутри них в процессе какой-либо деятельности.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. Исходя из этого имеются 2 функции институтов: удовлетворение потребностей общества и регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

 

2. Социологические теории постиндустриального общества.

3. Становление и развитие социологии как отдельной отрасли знания.

4. Категории социологии.

Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования. Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий: социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.), собственно социологические категории («социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т. д.), категории близких к социологии дисциплин («культура», «личность», «государство», «власть» и др.). В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное» (1.1), через которое определяются такие важные социологические категории, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др. Среди них особое место занимает категория «социальная общность», характеризующая все виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основополагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений. К числу важнейших категорий социологии относятся понятия «социальная система» и «социальная структура», которые имеют большое методологическое значение для макросоциологических исследований. Социологи, изучающие поведение людей на микроуровне, оперируют понятиями «социальные действия и взаимодействия», «социальные статусы и роли», «малая социальная группа», «социальные ценности и нормы» и др.

5. Структура и функции социологического знания.

6. Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь всех теоретических, а также так называемых прикладных положений социологии на том или ином этапе ее развития. Среди них имеются наиболее фундаментальные, составляющие главное содержание социологических концепций, школ и направлений. Основополагающую роль при этом играет тот круг общественных явлений, которые исследует социология, выявляя существующие между ними связи и отношения. Не менее важное значение имеет глубина их исследования, определяющая соответствующий уровень социологического знания в тот или иной исторический период.

Основное содержание социологии выражается в выполняемых ею функциях. Важнейшие из них:

Познавательная: Эта функция социологии заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.

Практическая: состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. В конечном счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества. Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.

Идеологическая: Одна из важных функций социологии – идеологическая, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок. Чтобы не допускать идеологических перекосов, надо избегать чрезмерных идеологизации и политизации, как в ходе социологических исследований, так и при формулировании выводов и обобщений, в том числе теоретических. Полезно также соотносить их с общечеловеческими ценностями.

7. Виды количественных методов социологических исследований.

Это описательные исследования, нацеленные на строгую стандартизацию и формализацию процесса сбора и обработки информации, которые дают возможность компании получить точные данные об исследуемой аудитории, выраженные в абсолютных или относительных величинах.

8. Девиантное поведение в рамках структурно-функционального подхода.

Главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование системы, оказывается процесс социализации индивидов, в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности, а различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения регулируются при помощи социального контроля. Такой подход игнорирует противоречивость общества, процессы классовой дифференциации и классовой борьбы. С.-ф. а. в современной буржуазной социологии абсолютизирует процессы стабильности, равновесия и устойчивости в обществе, преувеличивает роль ценностных и нормативных механизмов регуляции человеческой деятельности и направлен главным образом на исследование механизмов, обеспечивающих согласие в обществе. В идеологическом плане подобные концепции выступают как прямая или косвенная апология буржуазных общественных отношений.

9. Классификация социальных институтов.

Все имеющиеся социальные институты, исходя из сферы их действия, можно свести к четырем большим группам. Каждая из них, и каждый социальный институт в отдельности, выполняют свои определенные функции.

Первая группа – это экономические социальные институты. К ним относятся: институт частной собственности, институт рынка, институт денег, заработной платы и др. Их назначение – обеспечивать организацию и управление экономикой в целях ее постоянного развития. Так, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определенным владельцем и дают ему возможность извлекать из этих ценностей доход; деньги удовлетворяют потребность во всеобщем эквиваленте в обмене товаров, заработная плата является вознаграждением работнику за его труд.

Вторая группа – это политические социальные институты. К ним относятся государство, правительство, парламент, армия, суд, институт политической партии и ряд других. Они связаны с установлением определенной власти и управлением обществом.

Третья группа – духовные социальные институты. Они связаны с поддержанием в обществе моральных ценностей, с развитием науки, образования, искусства. К ним относятся наука, образование, церковь, религия, воспитание и др.

В четвертую группу можно выделить семейные институты, к которым, помимо непосредственно семьи, относятся институт брака, родства, материнства, отцовства и др. Институт семьи является первичным и ключевым звеном всей социальной системы. Путь в общество для человека начинается именно в семье. В ней индивид усваивает культурный опыт предшествующих поколений, приобретает черты личности. Семья задает тон всей общественной жизни, то общество является процветающим, в семьях которого царят мир и благополучие.

10. Концепция аномии Э. Дюркгейма.

Согласно его концепции, аномия(отрицание, депрессия и тд) как противоположность стабильного социального порядка возникает тогда, когда государство и общество ослабляют свой контроль за повелением индивидов. Это происходит в эпохи промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Занятая собой и собственными проблемами, государственная машина на время самоустраняется от решения насущных социокультурных, духовно-нравственных задач. В результате у индивидов исчезает чувство общности, а с ним и дух солидарности. В условиях аномии существенно расширяются возможности для свободных волеизъявлений, в том числе для тех из них, что выходят за пределы цивилизованной нормативности. Распространяются эгоистические умонастроения, пропадает должное уважение к моральным и правовым нормам, ухудшается состояние нравов, возрастает число самоубийств и преступлений. До тех пор пока разбушевавшиеся социальные стихии, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, любая регламентация оказывается несостоятельной. Тем более, что в такие периоды у большинства исчезает представление о различиях между справедливостью и несправедливостью, законностью и беззаконием, возможным и недопустимым.

11. Макросоциологические парадигмы. Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс). Диалектико-материалистическое направление (К. Маркс). Теория социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, А. Турен).

12. Место социологии в системе социальных наук.

Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой. Изначальной целостностью социальной мысли определяется общее между социологией и философией. Понятия и категории социологии более конкретны по сравнению с аонятиями философии: если философия изучает такие понятия, как «материя» и «сознание», то социология – социальную структуру, социальные институты, социальную организацию общества. Целью философии выступает выработка мировоззрения, а социологии – получение достоверных данных о жизни общества.

Социология тесно связана с исторической наукой. Их взаимоотношения определяются прежде всего тем, что социологические положения и выводы опираются на обобщение исторических фактов. Обращение к методам социологических исследований помогает историкам преодолевать описательный подход к изучению исторических фактов. Углубление взаимосвязи социологии и истории проявилось в возникновении новой научной дисциплины – исторической социологии, призванной осуществить социологический анализ социального опыта прошлого.

Социология и политология: с одной стороны, закономерности политической жизни нельзя выявить без учета особенностей развития общества в целом, а с другой – общество нельзя понять и изменить, не учитывая того влияния, которое оказывают на него различные политические структуры, институты и организации. И социология, и политология обладают способностью быстро реагировать на любые события в обществе, оперативно изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от политической ситуации. Не случайно на стыке социологии и политологии возникла новая научная дисциплина – политическая социология.

Социология и экономическая наука. Они связаны, так как процессы, происходящие в сфере материального производства и экономической деятельности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на рост производительности труда, повышение качества продукции, решение технологических и управленческих проблем современного предприятия.

Социология с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия социологии с биологией нашел выражение системный подход в науке, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Особое значение имеет взаимодействие социологии с математикой, поскольку развитие конкретных социологических исследований невозможно без широкого применения специальных математических методов.

13. Микросоциологические парадигмы. Теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау). Символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман). Этнометодология (Г. Гарфинкель).

14. Мультипарадигмальный характер социологии.

15. Понятие «парадигма» и «теория» в социологии.

16. Социальная справедливость и социальный порядок. Взаимная социальная ответственность.

17. Общество и его признаки.

Общество — объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, правила поведения, позволяющие в комплексе его членам создавать социокультурную идентичность и ощущение принадлежности к единому целому.

а) целостность - означает что общество состоит из взаимосвязанных компонентов (элементы общества);

б) открытость - общество открыто для появления чего-либо нового;

в) устойчивость - общество стремиться к самосохранению

г) динамичность - общество находится в постоянном движении; статичность обществу не свойственно.

18. Объект и предмет социологии.

Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

19. Типология обществ.

20.

21. Эволюция и формы образования как социального института.

22. Виды и характеристика качественных методов социологических исследований.

23. Интегративные социологические парадигмы. Интегральная социология (П. Сорокин).

24. Основные этапы социологического исследования.

25. Структура и функции социального института.

26. Постмодернистское направление в социологии (З. Бауман, Ж. Бодрийяр, Дж. Ритцер).

27. Принципы научного исследования в классической социологии.

28. Проблемы социализации и социальной адаптации личности.

29. Семья как социальный институт структура и функции социального института семьи. Современное состояние института семьи.

30. Понятие и виды социологических исследований.

31. Соотнесение категорий индивид, личность, группа, общность, общество. Понятия: социальные структуры, социальные изменения, социальные конфликты.

32. Социализация, ресоциализация и социальная адаптация личности.

33. Позитивистское направление в социологии (О. Конт).

34. Социальная стратификация, мобильность, маргинальность.

35. Социальная структура общества.

36. Социальные институты в экономической сфере, их типология и функции.

37. Социальные институты в политической сфере, агенты и группы.

38. Социальные нормы и их специфика.

39. Понятие «гендер». Гендерные роли. Гендерная стратификация.

40. Социальные общности и группы.

41. Социальные статусы и роли.

42. Парадигма социальных фактов (Э. Дюркгейм)

43. Типы социального действия (М. Вебер).

44. Социологический подход к изучению девиантного поведения.

45. Программа социологического исследования.

Список литературы

Основная литература

1. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.

2. Волков Ю.Г. Социология: учебник — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.

Дополнительная литература

  1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли/Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1992.

2. Артемьев А.И. Социология личности. 2-е изд. - М.: Арба-T-XXI, 2001.

3. Афанасьев В.В. Социология истории. - М.: КАНОН+: Реабилитация, 2008.

  1. Гидденс Энтони. Социология/При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005.

5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

6. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология. Учебник. / Под ред. Д.Г. Лощакова. - М.: Инфра-М, 2002.

7. Василенко И.А. Политическая глобалистика. Уч. пос. - М.: Логос, 2000.

8. Галактионов А.А. Русская социология XI-XX веков. - С.Пб.: Лань, 2002.

9. Гершунский Б. С. Гражданское общество в России. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

10. Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. - М., 1988.

  1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001.

12. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования: Учеб. пособие. - М., 1988;

13. История теоретической социологии. XX век. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - («концепции», «фундаментальный учебник»). - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010.

  1. Козер Льюис А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте / Пер. с англ. Т.И. Шумилиной; Под ред. д. ф. н., проф. И.Б. Орловой. – М.: Норма, 2006.

15. Методы сбора социологической информации в социологических исследованиях / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. Кн. 1,2. - М.: Наука, 1990.

16. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. – М., 2001.

  1. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

18. Общая социология. Уч. пособие. / Под ред. А.Г.Эффендиева. - М.: Инфра-М, 2002.

19. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. – М.: Наука, 2002.

20. Осипов Г.В. Социология. Основы теории: уч.для вузов. - М.: Норма, 2005г.

21. Российское общество: Социологические перспективы. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.

22. Российская социологическая энциклопедия. / Под ред. Г.В.Осипова. - М.: Норма - Инфра-М, 1999.

23. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. - С.Пб.: Алетейя, 2001.

24. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Учеб. пособие / М.: КДУ, 2007.

  1. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.

26. Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. – М.: ЦСП, 2006.

27. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций. – СПб.: Интерсоцис, 2006 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: