Югославия Культура: традиции и современность




Доклад

на тему: Культура Югославии

Выполнил:

студент 5 курса группы «Из» _______ ________ Зальцман. Е.В.

дата подпись

 

Руководитель:

к.и.н., доцент ___________ _____________ Кузнецов. Д.В.

дата подпись

 

 

Благовещенск 2020


План

1. Югославия Культура: традиции и современность

2. Список используемой литературы


 

Югославия Культура: традиции и современность

Культурное достояние народов и народностей Югославии чрезвычайно многообразно. Причина этого многообразия кроется в сложной истории южнославянских народов: расселяясь по Балканскому полуострову, они вступали во взаимодействие с местным населением, позже оказывались в составе разных государств, испытывали воздействие и православной, и католической религий (христианство распространилось среди славян в VIII—IX вв.).

Центральные, южные и восточные области расселения югославянских народов развивались под сильным влиянием Византии. Сохранились памятники храмовой архитектуры (церкви, сложенные из тесаного камня и украшенные каменной резьбой) и фресковой живописи, в которой иконописные каноны сочетались с эмоциональностью индивидуального портрета и бытовыми сценами. Таковы церковь св. Софии в Охриде (X или начало XI в.), церковь в Студеницс (XII в.) и в монастыре Грачаница (XIV в.). В монастыре Калении церковь XV в. украшена узорами кирпичной кладки.

Письменность распространилась во второй половине IX в. благодаря деятельности братьев Кирилла и Мефодия из Солуни (Фессалоники) и их учеников.[п1.стр306 ]

Наибольшего расцвета письменность (не только религиозного, но и светского содержания), литература, архитектура и живопись достигли в XII—XV вв. Эти культурные достижения, а также устное народное творчество помогали славянам сохранять свой культурный облик в средние века в сложной этнической среде, в условиях частых военных столкновений с соседними народами.

Многовековое османское господство не только деформировало общественное развитие югославских народов, но и влекло за собой также застой во многих областях духовной жизни.

Лишь в монастырях продолжали работать зодчие и живописцы, составители летописей и переписчики книг (хотя книгопечатание и было известно с XV в., но в османский период вплоть до XVIII в. в Сербии, Македонии и Боснии книги все еще переписывали от руки). Вся славянская культура того времени имела преимущественно религиозно-церковный характер.

Турецкое культурное влияние отрази-лось более на жизни горожан. Изменилась городская застройка: жилые дома в глубине закрытых дворов, мечети с тон-кими белыми минаретами, общественные бани под купольными перекрытиями, караван-сараи и крытые рынки. Городские верхи перенимали «восточные» моды во внутреннем убранстве жилых домов, утвари, одежде. Особенно заметным это влияние было в Боснии и Герцеговине, где и в песенном творчестве ощущались восточные мотивы (любовный жанр) и вошли в обиход восточные музыкальные инструменты.

Области, завоеванные Османской империей, резко обособились от далматинских, хорватских и словенских земель, культура которых развивалась под влиянием католического мира.

В церковной и гражданской архитек-1 туре далматинского побережья использовалось градостроительное наследие позднеантичных городов. Архитектурный стиль, сформировавшийся к концу XI в., был близок к романскому (собор в Задаре конца XIII в. — типичная базилика с характерными розетками над полукруг-лым порталом), а с XIV в. принял эле-менты венецианской готики..[п1.стр307. ]

С XV в. в Далмации, особенно в аристократической республике Дубров-ник, начали зарождаться капиталистические отношения; философия и культура, оставаясь специфически славянскими, проникались гуманистическими идеями итальянского Возрождения. В архитектуре эпоха Возрождения ознаменовалась переходом от готики к ренессансу (собор в Шибенике XV в. и др.), в живописи — реалистической струей в иконописи, в скульптуре к старинной деревянной резьбе добавилась резьба по камню; в литературе использовались мотивы и формы народного творчества. С XVI в. в Хорватии сформировались вес жанры театрального искусства, основанного на опыте античной, итальянской и немецкой драмы, а также на религиозной драме XII—XV вв. (в отличие от православной церкви католическая нс только не запрещала народную драму, но и использовала ее при богослужении).

В XVII—XVIII вв. в хорватской дубровникской и далматинской литера-туре заняли заметное место произведения патриотического звучания, подчеркивавшие единство языка и культуры всех славянских народов.

В словенских землях правящим классом были немецкие феодалы. Официальным и деловым языком служил немецкий, языком католического богослужения — латинский. Не могли поэтому получить достаточного развития ни славянская письменность, ни центры славянской культуры. Возрождение Словении началось лишь в XVIII в. в связи с развитием капиталистических отношений..[п1.стр307. ]

На первую половину XIX в. приходится важный этап истории югославянских народов: это было время кризиса феодального строя и развития капитализма, время национальных движений. В истории культуры этот период носит название Национального возрождения. В тесной связи с процессом складывания буржуазных наций формировались национальные культуры. Национально- просветительное движение особенно про-явилось в югославянских землях, находившихся тогда в составе Австрии, — в Воеводине, ставшей центром сербской образованности (позже эта роль перешла к Белграду), в Хорватии и Словении, где шла борьба против германизации и мадьяризации. Значительного успеха достигли печать, школьное дело, все виды искусства, особенно литература: литературы Воеводины, Сербии и Черногории сливались в единую сербскую литературу, а литературы Хорватии и Далмации — в хорват-скую. Главное направление сербской и хорватской литератур периода Национального возрождения — романтизм, героико-патриотическая поэзия, питавшаяся сокровищами народного творчества. Большое влияние на них оказывала русская романтическая, а также реалистическая литература. Историческая и этнографические науки проводили идеи южнославянского и общеславянского единства. Собиратели и исследователи фольклора сделали устное народное творчество южнославянских народов достоянием самых широких читающих кругов Европы. Среди деятелей Национального возрождения следует прежде всего назвать Бука Караджича — активного участника антитурецких восстаний, реформатора сербохорватского языка, алфавита и правописания. Он положил начало научному изучению сербского фольклора и народных обычаев. Профессиональное музыкальное искусство также обогащалось национальным колоритом, хотя в то же время в Воеводине, Хорватии и Словении оно сближалось с немецкой и итальянской музыкальной культурой. В области научной деятельности для этого периода характерно развитие естественных наук и агрономии. Национальная культура окончательно сложилась в Сербии, Хорватии, Словении к концу XIX в.

Как разнообразно наследие профессиональной культуры, столь же различна в СФРЮ и бытовая культура, образ повседневной жизни населения. Старое и новое, традиции и инновации находятся в постоянно меняющемся соотношении. Национальные особенности, присущие одному народу, общеславянские или обще балканские традиции, черты современной урбанизированной культуры — все это наложило отпечаток на строительство жилых домов и их внутреннее убранство на повседневную одежду жителей городов и сел, на пищевой рацион, на празднование старинных и новых праздников. Так сложился неповторимый колорит каждой республики и каждой области этой многонациональной страны..[п1.стр 308 ]

Традиционное жилище в Югославии, подобно домам почти всех славянских народов, развивалось из первоначального ядра — одноэтажной и однокомнатной постройки без фундамента, обогреваемой открытым очагом без вытяжной трубы (дым выходил в отверстие крыши). В эпоху османского господства этот примитивный дом был распространен практически повсеместно, а в некоторых глубинных районах бедняки жили в таких домах еще и в начале XX в. Возводились они из разных материалов: это мог быть бревенчатый сруб бревна, покрытый соломенной крышей, и дом со стенами из при-родного камня, крытый плоскими каменными плитами или круглой черепицей, и каркасная глинобитная постройка. Основная ячейка дома называется куча (у сербов, хорватов и македонцев), вежа (у словенцев). В более развитом доме к куче (что значит буквально «дом») присоединялась «чистая» комната — со- 6а, выполнявшая функцию жилого или только гостевого помещения (иногда отапливаемая, в иных случаях холодная). Это двухкамерная планировка знакома большинству южнославянских народов. В течение XIX в. жилище значительно усложнилось, стало порой четырехкомнатным (зачастую это было связано с традицией проживания под одной крышей большой семьи —задруги)..[п1.стр308. ]

В наше время можно увидеть в селах Югославии различные виды традиционного жилища. Правда, срубня практически исчезла, ее повсеместно заменил дом каркасной конструкции с обмазанной глиной плетенкой или другими материалами. Но сохранился (на северо-востоке и на юге) так называемый паннонский тип дома: одноэтажный, слегка вытянутой формы, с двумя или несколькими помещениями, вход в которые — из галереи, протянувшейся вдоль фасада. Такой тип дома есть и у венгров, и у других народов юго-восточной Европы. На северо-западе страны, у хорватов и словенцев, типы домов сходны с постройками в Центральной Европе: одно- или двухэтажные, срубные или рамной конструкции, под вальмовыми крышами (с фронтончиком над торцовым скатом крыши).

Вертикальное развитие дома более характерно для холмистых и горных районов. В Черногории преобладают камен образную кошулю, украшенную вышив-кой, аппликацией или тесьмой, а на северо-западе, у словенцев и частично хорватов, — кофту с широкими рукавами. Поверх надевают безрукавку (елек, зубун), украшенную мехом, вышивками или шнуром. Славянские женщины обязательно носили богато орнаментированный фартук, прегачу. Народный женский костюм часто дополняется браслетами, ожерельями, монетами и ткаными (или вязаными) сумками с ярким орнаментом.

Невозможно описать все варианты народной одежды — они очень разнообразны. В старину по костюму можно было безошибочно определить место жительства человека. Костюмы девушки, засватанной невесты, замужней женщины, вдовы различались по цвету, характеру украшений, головным уборам, прическам.

Вся эта красивая одежда, выражающая народный художественный вкус, и сейчас сохраняется как элемент народного творчества и мастерства. Ее используют участники художественной самодеятельности, профессиональные фольклорные коллективы. Лодочники, катающие туристов по оз. Блед (Словения) на старинных барках, тоже надевают традиционный народный костюм, хотя в повседневном быту его уже давно не носят. Кустарное производство украшений одежды, на-пример, вышивок, сохраняется преимущественно лишь в расчете на туристский спрос.

В областях, где проживает много мусульман, женщины пожилого возраста сохраняют почти полностью традиционный костюм, в то время как молодые женщины косят смешанную одежду; в Македонии, Косово, Боснии можно видеть женщину в традиционных широких шаль- варах и модных туфельках на высоких каблуках. Девушки предпочитают одежду новейших фасонов..[п1.стр 309 ]

В современной Югославии национальная кухня сохранилась в большей степе-ни, чем одежда. Сербы пекут как кислый, так и пресный хлеб (до недавнего времени главным образом из кукурузы). Пресный хлеб выпекают в круглых глиняных сковородках с крышками (препулях), которые засыпают углями или горячей золой. В прошлом основной пищей трудового люда была мамалыга и каша. Любят сыр с перцем, простоквашу. Характерно употребление овощей в качестве приправы к мясным блюдам. Основные напитки — сливовая водка (ракия, шливовица) и кофе, пастухи в горах часто пьют древесный сок, кое-где приготовляют из проса восточный напиток базу. На праздник «славы» полагается есть кашу из зерен пшеницы — кошво и пирог — колач. Обильна и разнообразна трапеза на рождество: обычно едят что-нибудь жареное печень — поросенка, барашка или курицу. У хорватов рацион примерно тот же, только в него входит больше виноградного вина, да на побережье едят рыбу. Мусульмане (в Боснии, Македонии, Черногории) потребляют главным об-разом баранину, плов. Гостей обязательно угощают кофе и сладостями..[п1.стр310. ]

В устном, музыкальном и танцевальном народном творчестве, в календарной и семейной обрядности народов Югославии больше общности, чем в современном материальном быту. В них отражается, с одной стороны, весьма древняя фаза славянской общности еще дохристианского периода (например, в песнях, сопровождающих трудовые действия, имеется сходство с песнями восточных и западных славян), с другой — обще балканские черты, сложившиеся у славянских и неславянских народов в единой географической среде на базе античных традиций. В такой многонациональной стране, как Югославия, эта общая основа особенно заметна.

Примером может служить празднование дня св. Георгия или Юрьева дня (24 апреля по старому стилю или 6 мая по новому стилю). Этот день считался границей между зимой и летом, именно тогда начинался важный этап скотоводческого хозяйства — перегон скота с зимних пастбищ на летние, высокогорные. Поэтому Георгиев (юрьев) день на Балка-нах в отличие от других стран Европы носил преимущественно черты скотоводческого праздника с обязательным закланием барана, которого жарили на вертеле (это называлось «приготовлять курбан»). И теперь еще, когда старинные обряды уходят из жизни, в некоторых районах крестьяне стараются в канун Юрьева дня, 23 апреля, хотя бы ненадолго выгнать скотину на луга, на подножный корм. До сих пор торжественно производят первую в сезоне дойку молочного скота в загоне, украшенном цветами.

В обрядах, совершавшихся в юрьев день и накануне его, отразились древней-шие представления о весеннем возрождении природы, о магической силе вновь распускающейся зелени, цветов (собирали травы на лугах, украшали ими людей, скот, дома), свежей проточной воды (устраивали коллективную трапезу на берегу реки, бросали в воду венки). Недаром этот праздник называли «Зеленый Юрий» (у хорватов и словенцев) и устраивали шествия, в центре которых шел человек, украшенный зеленью. В прошлом юрьев день праздновали все жители Югославии, независимо от национальности и вероисповедания: устраивали шумные и веселые гулянья на лоне природы.

Очень многие праздники народного календаря христиане и мусульмане справляли одинаково. Это лишний раз подтверждает не только древнюю дохристианскую основу этих обрядов, но и глубокую общность культуры всех югославянских народов и поверхностную позднейшую исламизацию некоторых из них..[п1.стр310-311 ]

Концом лета и началом зимы считается день св. Андрея (30 ноября по старому стилю) — «медвежий праздник» (считалось, что св. Андрей ездит на медведе). Это специфически югославянский праздник: соседние балканские народы границу между летним и зимним периодами относили к другим датам.

В сочельник, накануне рождества, на открытом очаге или же в камине разжигали большое толстое полено — бадняк (чаще всего дубовое, иногда грушевое), которое с большой тщательностью и торжественностью срубали незадолго до этого в лесу. Обычай исчез с тех пор, как отказались от отопления жилых домов каминами.

Торжественно совершали жители Югославии трапезу в сочельник, на рождество, в ночь под Новый год: с преломлением калача, испеченного из муки первого или последнего снопа жатвы, разбрасыванием зерна и т. п. На рождество совершалось колядование, а в Далмации еще в конце XIX в. выбирали праздничного «короля». Этот обычай бытовал у европейских народов, преимущественно тех, кто исповедовал католицизм, поэтому в Югославии он был принят в Приморье. Этому смешному «королю» вручали бумажную корону, жезл, бубен и рог, выполняли все его распоряжения и несколько дней пировали у него в доме.

Карнавальные шествия на масленицу у католиков бывали разнообразнее и пышнее, чем у православных. Веселые и шумные карнавалы устраивали местами еще в середине XX в.

До недавнего времени у сербов широко праздновалась так называемая сельская слава; в прошлом это был праздник в честь местного «святого покровителя». В некоторых районах (например, в Македонии) на него и сейчас съезжаются уроженцы сел, переселившиеся в другие районы и города, чтобы навестить родственников, соседей, участвовать в совместной обще сельской трапезе и развлечениях на лоне природы. Подобные общественные праздники есть у болгар, греков и других соседних народов.

Специфически сербским праздником является дожившая до наших дней семейная слава (красно имя) — в честь патрона семьи: в прошлом в присутствии священника зажигали большую свечу, жгли ладан, преломляли обрядовый калач и возглашали тосты. Ныне обряд этот утратил религиозную основу. Он стал традиционным семейным днем, когда собираются вместе близкие родственники.

В социалистической Югославии торжественно отмечаются новые революционные, национальные праздники. 4 июля — День борца: 4 июля 1941 г. было принято решение ЦК Компартии Югославии о начале вооруженного восстания против гитлеровских захватчиков. Большие торжества по случаю этого праздника проводятся на горной реке Сутьеске в Боснии, где в 1943 г. разыгралось одно из наиболее упорных сражений югославских партизан с фашистскими захватчиками, продолжавшееся целый месяц и где, несмотря на многократное превосходство противника в силах, партизаны одержали победу. В День борца повсеместно встречаются боевые друзья — бывшие партизаны, воины Народно-освободительной армии, проводятся праздничные вечера и митинги.

29 ноября отмечается День республики, в этот день в 1943 г. состоялась II сессия АВНОЮ, а в 1945 г. была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия..[п1.стр311. ]

С большим подъемом отмечается 1 Мая. Нетрудно заметить, что в праздничной обрядности велик удельный вес древних элементов. Эта устойчивость праздничных обрядов находит параллель в богатой фольклорной традиции. Мировой известностью пользуется фольклор южнославянских народов. Это прежде всего сербский эпос, в котором запечатлелась вековая борьба за независимость. Вот уже двести лет, как он привлекает внимание исследователей. В 1774 г. итальянский ученый аббат Л. Фортис выпустил книгу «Путешествие по Далмации», в которой опубликовал ряд песен, собранных им в славянских краях. Публикация вызвала широкий интерес, ряд подражаний и переводов (Гёте, Мериме, Пушкин). Песни, входящие в сербский эпос, распадаются на ряд циклов — о могуществе сербского государства до столкновения с турками, о Косовской битве, о королевиче Марко, о борьбе с турками в XVI—XVII вв., о черногорских князьях Черноевичах. Это в основном «юнацкие» песни о подвигах отдельных героев. Они до сих пор исполняются гуслярами медленно и торжественно и производят на слушателей сильное впечатление.

Хорватские эпические песни посвящены прославлению подвигов князей Зриньскнх, повествуют о войнах венгерских королей, вместе с которыми воевали хорваты. Особенно интересны приморские песни, так называемые бугарштицы (то есть народные), созданные в окрестностях Дубровника. В Македонии, в отличие от Сербии, существует всего один эпический цикл — об упомянутом королевиче Марко, но зато он очень распространен. В черногорском эпосе отразилась специфика страны — немалое число песен сложено об угоне стад у турок и о войнах с турками. Здесь, в горах, дольше всего держалась эпическая песенная традиция и еще по сей день можно найти отличных исполнителей. Жанр эпических песен получил стимул к новому развитию в годы народной антифашистской борьбы, когда было создано много произведений о подвигах партизан и народных героев, по форме близких к гайдуцким песням XVII—XVIII вв.

Без музыки трудно себе представить не только праздники, но и будни югославских народов. Эпические песни поются протяжно, на один, редко два голоса, многоголосие вообще не свойственно южным славянам. Очень разнообразны мелодии лирических песен, возможно, в этом сказалось и византийское и турецкое влияние. Музыкальные инструменты делятся на ударные — бубны, турецкий барабан, распространенный среди мусульман, за-тем свирели, волынки, мандолины, самым же распространенным, подлинно национальным музыкальным инструментом югославов являются гусли — однострунные, реже двухструнные. Все эти инструменты, как правило, используются для аккомпанемента при пении и редко для самостоятельного исполнения.

В народных танцах почти всех народов Югославии преобладает хоровод — коло. Сольные или парные танцы — элемент современной культуры, они отличаются большим разнообразием (исследователи насчитали около 1700 видов). Помимо праздничных сохранились и обрядово-магические танцы. В годы войны на базе старинных коло возник целый ряд партизанских плясок. Коло обычно сопровождается музыкой, но иногда исполняется под топот ног танцующих и перезвон женских украшений.

Уважительное отношение к народному творчеству сказалось в организации народных ансамблей: живописная народная одежда участников, подлинность и темперамент исполнения песен, танцев, народных игр — все это привлекает симпатии зрителей — сограждан и иностранцев.

Из произведений декоративно-прикладного искусства широко известны тканые без ворсовые ковры, декоративные вышивки с геометрическим или стилизованным растительным орнаментом. Национальный костюм хорватов особенно богат вышивками, в том числе золотой нитью и аппликацией. В Далмации кружевной промысел имеет давнюю историю, местные кружева вывозились во многие страны Европы. В Хорватии и Словении практикуется живопись по стеклу, в Словении, кроме того, очень любят расписывать темперой ульи, изображая сцены из истории. В Боснии каменные надгробья (стечци) покрывают резьбой — антропоморфными, животными и растительными мотивами; дохристианские корни этих изображений бесспорны. В Черногории, где много лесов, популярностью пользуется резьба по дереву; ею покрывали предметы быта, мебель, музыкальные инструменты. В Словении, южной Сербии и других областях известны прекрасные образцы деревянного декора в церквах: иконостасы, царские врата, епископские кресла, скамьи.

Прикладное искусство в наши дни чаще стимулируется туристским спросом.

В довоенной Югославии около 45% населения было неграмотным. Сразу после войны был принят закон о всеобщем обучении. В настоящее время восьмилетнее образование является обязательным. Обучение бесплатное. Школа отделена от церкви. Вторая ступень обучения — общеобразовательные гимназии и технические школы. В целях подъема профессионального и общего образования созданы рабочие университеты. До войны было три университета — в Белграде, Загребе, Любляне, сейчас их около двадцати (в Скопье, Сараеве, Приштине, Титограде, Нови-Саде, Нише, Сплите, Риеке и других городах). Молодежь национальных меньшинств при желании может получить не только начальное, но и среднее и высшее образование на родном языке. На этих языках издаются журналы, газеты, работают театры, делаются титры к кинофильмам..[п1.стр 312. ]

В стране насчитывается более тысячи научно-исследовательских учреждений — в составе Академий наук, высших учебных заведений, при хозяйственных предприятиях и различных ведомствах.

В каждой республике есть Академия наук и искусств. Раньше других была основана академия в Загребе, ей предназначали роль общего для всех южных славян научного центра, поэтому она была названа Югославянской (1866). В 1886 г. появилась Сербская в Белграде, а в 1938 г. — Словенская Академия в Любляне. Академии в Боснии и Герцеговине, в Македонии, Черногории и автономном крае Косово созданы уже в социалистической Югославии.

Еще в период буржуазной Югославии усилиями передовых деятелей культуры, ориентировавшихся на лучшие образцы светского искусства, формировалось демократическое направление в литературе. Преодолевая оторванные от жизни формы модернистского искусства, находили признание произведения так называемого социального реализма (этап в развитии социалистического реализма), оказавшего демократизирующее влияние на всю литературу Югославии. В 1930-е годы к традиционным сюжетам из крестьянской жизни прибавились проблемы города, жизни и борьбы рабочего класса. В театре в этот период торжествовала реалистическая струя (особенно высока была сценическая культура в Хорватии и Словении), в изобразительном искусстве признавались его народные истоки.

Во время второй мировой войны и фашистской оккупации большое число деятелей культуры сражалось в народно- освободительной армии, находилось на подпольной работе. Поэзия и проза военных лет проникнута высоки^ патриотическим пафосом.

Победа революции имела огромное значение для развития литературы. Главными темами книг большинства югослав-ских писателей стали события национально-освободительного движения, формирование активной личности в борьбе с фашизмом, место человека в общих судьбах родного народа, строительство новой жизни.

В первое послевоенное десятилетие преобладали жанры рассказа, очерка, поэтическое творчество. Крупным событием в литературной жизни страны было появление в 1945 г. социально-психологических романов И. Андрича «Мост на Дрине» и «Травницкая хроника» (в 1961 г. писателю была присуждена Нобелевская премия). Значительного развития югославский роман достиг в середине 1950-х годов, причем больших успехов добились писатели, творившие в духе реалистических традиций.

Путь развития современной югославской литературы сложен и порою противоречив. В ней наблюдаются влияние экзистенциализма, поэзия абстрактного индивидуализма. Однако в конце 1960-х — начале 70-х годов возросло влияние реалистического направления. В этот период были созданы крупные прозаические произведения: роман-эпопея «Знамена» М. Крлежи, романы М. Лалича «Военное счастье» и «Поборники», произведения Б. Чопича, М. Кранца, Б. Зупанчича, М. Црнянского и многих других.

В драматургии в этот же период возрос интерес к показу реального действия, современной жизни в противовес условным сценическим аллегориям, «театру абсурда» предыдущих десятилетий.

В столицах всех республик и других крупных городах имеются драматические театры. В их репертуарах современная отечественная и зарубежная драма, а также пьесы выдающихся старых драматургов, например Б. Нушича. Имеются театральные коллективы, которые ставят пьесы на языках национальных меньшинств — венгерском, албанском и турецком. Большой известностью пользуются театральные и фольклорные фестивали, организуемые в разных городах страны, например Белградский международный театральный фестиваль, Между-народный фестиваль студенческих театров в Загребе, Фестиваль малых сцен в Сараево, Хварский фестиваль самодеятельных театров.

Профессиональное музыкальное творчество опирается на богатое наследие прошлого. Наибольшее развитие получило музыкальное искусство в Дубровнике в XVI—XVII вв. В Словении профессиональные музыканты известны еще с XV в. Любляна была крупным музыкальным центром. Еще в 1701 г. в этом городе была основана Филармоническая академия — одна из первых в Европе, в конце XVIII в. — Филармоническое общество, а в 1816 г. при нем открыта первая на Балканах музыкальная школа. Словенская опера возникла в конце XVIII в. Хорватская опера создана в 1840-х годах. К этому времени в Загребе существовало Музыкальное общество со школой при нем, оперный театр. На сербских землях, в первой половине XIX в. возникли певческие общества.

В СФРЮ к старым центрам музыкальной культуры —Любляне, Загребу, Бел-граду и др. — прибавились новые: открылись музыкальные театры в Скопье, Риеке, Сараево. Для современной музыкальной жизни Югославии характерна организация многочисленных ансамблей народной песни и танца; они имеются во всех республиках. Широко известны международные музыкальные фестивали, например «Дубровницкие летние игры», «Загребские биеналле». Другая характерная черта — большое внимание, которое уделяется музыкальному воспитанию в общеобразовательных школах. Может быть поэтому в Югославии очень распространено любительское хоровое пение и музицирование.

Первые югославские кинофильмы были сняты в начале XX в. (хроникальные ленты и первая художественная картина «Кар ад жор д же», 1910 г.), но подлинное развитие югославская кинематография получила в послевоенные годы. В каждой республике имеется по нескольку киностудий, в 1978 г. работали 22 студии. Многие югославские ленты получили международное признание. Ежегодно в г. Пуле проводится фестиваль югославских фильмов. Ведущая тема — военно-патриотическая. С 1960-х годов к ней при-соединились сюжеты из современной действительности, экранизация литературных произведений. Достигло значительных успехов документальное кино. «Загребская школа» мультипликации получила мировую известность.

Среди различных жанров изобразительного искусства прославилась югославская скульптура, особенно благодаря работам выдающегося монументалиста И. Мештровича и его учеников: А. Августинчича (в Хорватии) и Т. Росандича (в Сербии). И. Мештрович создал памятник Неизвестному солдату первой мировой войны (на горе Авала близ Белграда) — строгую величественную гробницу с восемью громадными женскими фигурами, символизирующими разные области Югославии. Среди монументов, воздвигнутых в честь павших борцов нации нально-освободительного движения — величественные мемориальные комплексы в г. Сремска-Митровица и в Монастыре, работы Б. Богдановича. Архитектурное и скульптурное решение этих мемориалов проникнуто глубокой символикой. Они выражают вечную признательность павшим от имени живых, которые призваны строить общество мира и справедливости..[п1.стр 313-314. ]

 

Список использованной литературы.

1. Страны и народы Зарубежная восточная Европа Ю.В.Брамлей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: