Среди высших нравственных ценностей важное значение имеют правда и справедливость.
Правда - это соответствие наших представлений объективному положению дел.Правдивость - это освещение событий или высказывание своих взглядов без подмены, недомолвок и искажений. Она делает индивидов доступными друг другу, облегчает сосуществование индивидов. Правда тесно связана с достоинством человека: тот, кто уважает себя самого, стремится избежать всякого притворства и нечестности, стыдится быть уличенным во лжи, не хочет вводить в заблуждение других людей, ибо уважает их и ценит, а не только из страха разоблачения. Тот же, кто охотно лжет, - не ценит и не уважает других; он ставит их в глупое положение, мешает им правильно сориентироваться, сбивает их с толку. Однако при этом он теряет и собственное достоинство.
Дело в том, что нет на свете ничего тайного, что не стало бы явным. Практически любой обман рано или поздно бывает разоблачен, а единожды солгавший потом вызывает у окружающих устойчивое недоверие. Лжеца не уважают, его презирают или опасаются, от общения с ним стараются уклониться. Ему не приходится рассчитывать на искренность окружающих.
Вот почему обвинение во лжи считается глубоким оскорблением, посягательством на нашу честь. Для честного человека подобные подозрения оскорбительны и обидны. Впрочем, обидно и досадно бывает и уличенному лжецу. Обманщики часто как бы скрывают от самих себя собственный порок, называя его не ложью, а умом, ловкостью, сообразительностью, хитростью. Разоблачение демонстрирует им степень их собственного падения, указывает на резкое расхождение с общепринятыми нормами нравственности.
|
Впрочем, вопрос о необходимости правды не так прост. А всегда ли уместна правда? А всегда ли говорящий правду совершает безусловно благое дело? Всякую ли правду надо говорить в глаза человеку? Надо ли громко объявлять инвалиду, что он - инвалид, твердить старику, что дни его сочтены, а некрасивой женщине, что она некрасива? Эта правда становится разрушительной для людей. Более того, следует задуматься, всегда ли то, что мы считаем правдивым – соответствующим реальности, является таковым? Не есть ли наше желание «резать правду» в глаза не более чем потребностью утвердиться за счет других, поднять собственную пошатнувшуюся самооценку, унизив достоинство другого человека? Таким образом, оказывается важным не только то, что мы делаем (в данном случае говорим правду), но и то, для чего мы это делаем. Если цели и/или результаты безнравственны, то и использование благих средств (правды в данном случае) не становится нравственным поступком.
Честность
Первый смысл слова «честность» - «правдивость» - тот, кто не лжет, не обманывает, говорит правду, является правдивым. Однако в русском языке честность имеет и ряд других, не менее значимых смыслов.
Прежде всего, честный – это не вор, то есть, это человек, который никогда не присвоит чужого, будь то вещь или идея. Честность, понятая в этом смысле, является важнейшим условием всякого человеческого взаимодействия, это практическая добродетель, без которой невозможно даже элементарное совместное действие.
Честность означает также верность. Честный человек — не предатель, он не проявит коварства, не нарушит данного слова, не обманет надежд и ожиданий, если они ему известны, а сделает именно то и именно так, как об этом было условлено. Честность как верность выражается в совместном преодолении трудностей: при возникновении проблем у партнера (не важно деловое это партнерство или личное) верный дружбе или договоренностям сделает все, чтобы помочь ему. Честностью мы также называем последовательное выполнение взятого на себя долга.
|
Честность как деловое, практическое качество выражается в необходимой открытости наших мыслей, чувств и намерений для других людей.
Наконец, честность нередко выступает как справедливость – это положительное духовно-нравственное качество личности и деятельности, характеризующее человека, живущего по принципу соответствия морали и закона. Справедливость включает в себя представление о должном порядке взаимоотношений между людьми, о соответствии прав и обязанностей личности, о воздаянии каждому по заслугам и др. При честном поведении каждому, кто участвует в совместном начинании, достанется та доля вознаграждения или наказания, которую он заслужил, и это считается справедливым. Справедливость исключает субъективизм, произвол, фаворитизм, сговор. Она входит в сознание людей и служит критерием оценки всего, что происходит вокруг них.