VII.3. Социально-педагогическая превенция процесса криминализации неформальных подростковых групп.




 

Так же, как учет степени социальной запущенности подростков и характера семейного неблагополучия является главным условием диф­ференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств в работе с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями, так и профилактическая деятельность по предупреждению групповой преступности должна строиться с учетом степени и характе­ра криминализации подростковых групп.

Как отмечалось выше, неформальные, стихийно сплотившиеся подростковые группы весьма неоднородны как по степени, так и по способам вовлеченности в преступную деятельность. Это могут быть так называемые просоциальные группы с позитивной социальной ори­ентацией, состоящие из вполне благополучных подростков, объединен­ных общими досуговыми интересами, приятельскими, товарищескими отношениями, общим местожительством и т.д.

Такие просоциальные группы, как отмечают исследователи, среди стихийно сложившихся подростковых компаний и объединений состав­ляют большинство. В них подростков объединяет естественное стрем­ление общения со сверстниками, стремление к коллективным формам отдыха, развлечений, что отнюдь не является предосудительным и не должно вызывать особого беспокойства органов профилактики. Понят­но, что и для такого неформального общения подростков на основе досуговых интересов также необходимы определенные условия в виде клубов, парков, молодежных кафе, кинотеатров. Наконец у подростков должны быть возможности собираться у себя дома, с вовлечением родителей, взрослых в обсуждение проблем, интересующих молодежь. Единство взрослых и детей, возможность в условиях семьи, домашнего


очага полноценно общаться с товарищами чрезвычайно необходимы для полноценного и нормального развития личности подростка, для развития его нормальных отношений со сверстниками.

Однако совсем иного подхода требуют асоциальные, криминоген­ные и преступные группы, которые должны быть в первую очередь в поле зрения специальных органов профилактики. В том случае, когда криминализация группы достигла такой степени, что несовершенно­летние оказались уже втянутыми в преступную деятельность, необ­ходимо своевременное выявление взрослых преступников либо наибо­лее опытных циничных несовершеннолетних, которые оказываются организаторами преступлений. То есть подростковые группы, попавшие под отрицательное влияние преступных элементов, должны быть взяты под особый контроль инспекцией по делам несовершенно­летних с тем, чтобы растлевающее влияние этих лиц было своевременно пресечено.

Следует отметить, что в целом правоохранительные органы далеко не в полную меру выполняют свои функции по охране несовершенно­летних от криминогенной среды и преступных элементов. Так, К.Е. Игошев в докладе на заседании научного совета по проблемам молодежи 16 октября 1989 г. привел следующие данные. Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за вовлечение несовершен­нолетних в преступную и антиобщественную деятельность, неуклонно снижается. Если в 1980 эта цифра составляла 1100 человек, то в 1983 снизилась до 900 человек, а в 1988 — до 500. И это снижение разво­рачивается на фоне тревожного роста организованной преступности, на фоне общей криминализации как городской, так и сельской местности, которая в значительной степени обуславливается влиянием ранее судимых лиц. Особенно незащищенными от преступных элементов ока­зываются несовершеннолетние. Подростковые асоциальные группы становятся благоприятной почвой для культивирования преступной, лагерной субкультуры, для их использования более взрослыми и циничными лицами в преступных целях. Задача своевременного выяв­ления и пресечения фактов целенаправленной криминализации подро­стковых компаний взрослыми преступниками в первую очередь должна осуществляться правоохранительными органами.

Иного подхода требуют асоциальные группы, в которых криминализация идет самостоятельно, стихийно, без влияния извне, за счет внутренних социально-психологических механизмов, когда само­утверждение подростков происходит в форме асоциальных проявлений, и возникающий при этом соревновательный эффект оказывается основ­ным фактором криминализации.

Как отмечалось выше, такие группы, с одной стороны, как бы изолированы, обособлены от внешнего мира, с другой — достаточно прочно “цементированы” изнутри собственным “кодексом чести”, влиянием и авторитетом своих лидеров. И поэтому волевыми усилиями учителей, родителей, сотрудников и т.д. бывает весьма сложно их разобщить, либо запретить общение отдельных подростков со своими прежними уличными компаниями.

Нейтрализация влияния такой криминогенной группы должна начинаться с переориентации или дискредитации лидера. Наиболее успешно это осуществляется, когда подобные группы в полном составе


включаются в здоровый коллектив и постепенно начинают жить по законам этого коллектива. Эксперимент по переориентации кримино­генных подростковых групп был проведен в клубе им. Ф.Э. Дзержинско­го г.Тюмени. Эксперимент осуществлялся с пятью криминогенными подростковыми группами, включающими в общей сложности около 70 подростков, почти все из которых стояли на учете в ИДН. Вовлечены в клуб эти группы были через своих лидеров, а основным мотивом, приведшим их в клуб, в большинстве случаев было желание заниматься спортом, освоить приемы самбо, каратэ. Однако прежде чем перейти к занятиям борьбой, все новички в клубе вынуждены были пройти ка­рантинный период, за время которого должны были усвоить порядки и законы клубной жизни. Самоуправление в этот период в группах осу­ществлялось через их лидеров, вся группа целиком, не разбиваясь, становилась одним подразделением, первичным коллективом в клубе. За время карантина, то есть в период адаптации в клубе, лидер ста­новится перед выбором: либо он должен был проводить требования коллективной жизни, переориентироваться сам и переориентировать ребят, либо, проявляя сопротивление руководству, нарушая клубные традиции, постепенно дискредитировал себя в глазах товарищей, терял свой авторитет и влияние на них. Одновременно с этим осуществлялась гуманизация отношений в группе. За драки, физические расправы, оскорбления следовало наказание, наряды вне очереди, отстранение от спортивных занятий, слабые брались под защиту. Да и сами ребята, видя возможность иных отношений, восставали против оскорблений и насилия. Переориентация группы заканчивалась тем, что они сливались с коллективом клуба: отказывались от замкнутой груп­повщины, которой вначале так дорожили, начинали активно участво­вать в разнообразных коллективных делах.

Таким образом, процесс переориентации криминогенной подрост­ковой группы складывается из трех основных этапов:

1. Этап групповой автономии, во время которого происходит вы­явление криминогенной группы и вовлечение ее в коллектив. На этом этапе особенно важно заинтересовать лидера деятельностью клуба. При этом важно проявить уважительное отношение к группе в целом, не стремясь на начальном периоде ее расколоть.

2. Лидерская реорганизация. Группа формируется как самостоя­тельная организационно-структурная единица в клубе, возглавляемая своим прежним лидером, который, однако, работает под непосредствен­ным руководством органов клубного самоуправления и вынужден обес­печивать выполнение всех его требований. Это так называемый ка­рантинный период, длящийся около 2 — 3 месяцев, за время которого происходит приобщение к распорядку коллективной жизни, идет физическая подготовка ребят. В это время подросток как бы зарабаты­вает право на занятия любимым видом спорта, а командир подтвержда­ет свою способность руководить группой в условиях коллективной жизни.

Следует отметить, что, как показал опыт, лидеры в этих случаях либо активно включаются в жизнь коллектива и достаточно легко переориентируются, демонстрируя при этом незаурядные организа­торские способности, либо дискредитируют себя.


В качестве примера такого “переориентированного” лидера можно привести Костю А. Это волевой, энергичный, инициативный, с повышенным самолюбием подросток. Во всех делах и занятиях стремится быть впереди товарищей. Необходимость кому-то подчиняться дается с трудом. На первых порах поддерживал требования коллектива только из-за того, что хотел во всем первенствовать. Постепенно произошла как бы перестройка мотивов. Костя активно включился в многостороннюю жизнь клуба, усвоил нормы и принципы коллективной жизни, воспринял их как собственные, стал одним из лучших организаторов в клубе.

Однако часть лидеров стремится сохранить свое влияние с помощью прежних методов, оказывает скрытое и явное сопротивление требованиям коллективной жизни. И в таких случаях возникает необ­ходимость в дискредитации подобного лидера в глазах ребят.

Саша Б. игнорировал требования коллектива и педсовета, продолжал в клубе тайно играть в карты на деньги, провоцировал конфликты между своими ребятами, управляя по принципу “разделяй и властвуй”, унижал слабых. Однако из клуба не уходил, так как слишком высок был престиж члена клуба и слишком сильно было желание заниматься силовыми видами спорта. Долго такие отношения в группе сохраняться не могли. Под­ростки увидели и оценили возможность новых взаимоотношений, появилось чувство защищенности. Сыграла свою роль и целенаправленная работа педагогов. Группа потре­бовала, чтобы Сашу исключили из клуба, что и было сделано. Через некоторое время, не выдержав положения изгнанного, он вернулся в клуб, попросил восстановить его. Но лидерские позиции были уже утрачены. Итак, на втором этапе наряду с работой по переориентации либо дискредитации лидера весьма важно гуманизировать отношения в группе, показать ребятам возможность других взаимоотношений, тем, чтобы у них появилось чувство защищенности и доверия к новому коллективу.

3. Слияние группы с коллективом клуба. На этом этапе группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систе­му коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива. Этому способствует участие в совместных делах, трудовых мероприятиях, в советах дела по подготовке различных клубных ме­роприятий, товарищеские и дружеские отношения, которые завязыва­ются при этом у ребят.

Итак, мы проследили путь возможной переориентации асоциаль­ных подростковых групп при включении в здоровые детские кол­лективы. В качестве таких коллективов могут выступать различные социально-педагогические центры (подростковые клубы и объедине­ния, летние лагеря труда и отдыха). То есть те временные коллективы, которые как бы играют роль институтов ресоциализации, способных восстановить социальный статус как отдельного “трудного” подростка, так и осуществить переориентацию всей асоциальной группы.

Однако осуществление этих весьма сложных задач ресоциализации возможно лишь при наличии сплоченного прочного коллектива и высокого педагогического мастерства воспитателей.

Чтобы коллектив социально-педагогического центра успешно вы­полнял свои ресоциализирующие, восстанавливающие функции как по отношению к отдельному “трудному”, так и по отношению к асоциаль­ным подростковым группам, необходимо, чтобы он был сформирован в соответствии с определенными социально-психологическими и психолого-педагогическими условиями и закономерностями.

Преимущество таких центров в том, что в них создается возмож­ность вести перевоспитание “трудных” не только методами индивиду­альной психолого-педагогической коррекции, но и за счет включения их в систему новых отношений, строящихся на основе коллективной общественно -полезной деятельности ребят. Ресоциализирующие кол-


лективы, создавая благоприятную среду для формирования личности социально запущенных подростков, способны активно противостоять влиянию их прежних уличных компаний, асоциальных групп, перест­раивать асоциальную направленность “трудных”, восстанавливать их асоциальный статус. Они играют по сути дела роль промежуточных звеньев, где происходит как бы тренаж утраченных социальных навы­ков социально-запущенных подростков.

Добровольность посещения такого рода досуговых социально-педагогических центров влечет за собой ряд особенностей, отличающих воспитательную и коррекционно-реабилитационную работу в них от аналогичной деятельности общеобразовательных школ, реабилитационных учреждений закрытого типа.

Прежде всего, как мы уже указывали выше, должна быть высокая индивидуальная мотивация, привлекающая подростка в такой клуб, связанная с возможностью выбора занятия по интересам и прежде всего с видами спорта, развивающими и физические данные подростка и повышающими его чувство защищенности. Это мотивация включает также удовлетворение потребности общения и самоутверждения, развития разнообразных интересов и увлечений. Учитывая доброволь­ность посещения досуговых социально-педагогических центров, для них, в отличие от школы, а также закрытых учебно-воспитательных учреждений, характерно наличие “диффузного слоя”, то есть некото­рой части незакрепившихся, колеблющихся ребят, посещающих клуб нерегулярно. Свобода выбора занятий, коллективная творческая дея­тельность, которая прежде всего привлекает в клуб, не позволяет заорганизовать и целиком спланировать всю его деятельность: здесь много рассчитано на самодеятельность, творчество, свободное общение ребят, их относительную автономию от взрослых.

Эти особенности детских объединений и клубов по месту житель­ства хорошо понимал создатель прообразов первых в России социально-педагогических центров С.Т. Шацкий. Ему принадлежит идея организации в 1905 году первого детского общества “Сетлемент”, про­существовавшего всего три года и в 1908 году закрытого черносотен­цами. Впоследствии в 1911 году С.Т. Шацкий возобновил свою деятель­ность, организовав летнюю детскую колонию “Бодрая жизнь”. Он исходил из тех организационно-педагогических принципов, что обык­новенные учебные детские учреждения организуются на основе требо­ваний, которые предъявляют детям общество и государство, не считаясь с детской природой и потребностями этого возраста. Работа же клуба, напротив, по его мнению, должна вестись исходя из “игры детских инстинктов” (177, с. 259).

С.Т. Шацкий писал: “Зародыш идеи детского клуба лежит в свобод­ных детских организациях, причиняющих часто огромное беспокойство взрослым. Это уличные, дачные, деревенские, фабричные, свободные детские организации. Они возникают благодаря могучему социальному инстинкту и хороши тем, что они свободны, подвижны, находятся в близком соприкосновении с жизнью и разнообразием” (177, с. 259).

Таким образом, уже в то время С.Т. Шацкий понял и на практике нашел основной способ, благодаря которому можно противостоять пуга­ющей взрослых уличной стихии. Решение этой проблемы заключается в социально-педагогической деятельности по созданию социальной


воспитывающей среды, основанной на тех возрастных потребностях в общении, самоутверждении, которые порождают уличные дворовые компании и неформальные подростковые группировки.

Идея создания социально-педагогических центров, подростковых клубов, летних лагерей труда и отдыха все эти годы с разной степенью интенсивности развивалась в разных городах по инициативе различных организаций и ведомств. В середине 60-х годов активная деятельность по созданию специализированных военно-патриотических клубов, летних лагерей труда и отдыха для старшеклассников под педа­гогическим руководством С.А. Алексеева была развернута комсо­мольскими организациями крупных заводов и вузов г.Ленинграда.

В 70-е годы широкая сеть многопрофильных детско-подростковых клубов по месту жительства была создана в Киеве под руководством и по инициативе заместителя начальника горжилуправления С.Е. Щербатюк. В эти же годы, используя материальную поддержку и базу обла­стного совета профсоюзов и опираясь на опыт, сложившийся в военно-патриотическом подростковом клубе им. Дзержинского (Руководитель Г.А. Нечаев), стала расти сеть подростковых клубов в Тюмени. Среди самоотверженно работающих социальных педагогов, создавших живу­щие полнокровной жизнью детско-подростковые клубы и объединения можно назвать Ю.К. Березкина (социально-педагогический комплекс “Лужники” в Москве), А.К. Братова (Клуб юных авиаторов в Одессе), Н.А. Катаеву (многопрофильный подростковый клуб “Калейдоскоп” в г.Кирове). За каждым из этих клубов — огромный организационно-педагогический труд, творческий поиск и интереснейшие находки в достаточно новой и неизведанной отрасли педагогической науки и практики социальной педагогики, и сотни детских благодарных судеб, которые вряд ли бы состоялись без этих клубов.

Однако почти тридцатилетний опыт создания социально-педа­гогических центров в нашей стране принес не только педагогические находки и достижения, но и некоторые достаточно горькие наблюдения и выводы о том, почему же так трудно идет развитие социальной педа­гогики на практике, почему столь неустойчивую динамику имеют уже сложившиеся и действующие подростковые клубы и центры? К сожа­лению, несмотря на все безусловные преимущества, которыми отлича­ются такие клубы для превентивной практики и нормального социаль­ного развития подростков и юношества, создаются и держатся они преимущественно на альтруизме и самоотверженности своих педа­гогических руководителей и вдохновителей.

Чтобы социально-педагогические центры разного профиля и на­правлений заняли свое достойное место в системе воспитательно-профилактических социальных институтов, требуется решить комп­лекс вопросов организационного, материально-технического, кадрово­го, научно-методического и психолого-педагогического обеспечения этого перспективного направления превентивной практики.

Прежде всего, в муниципальных органах необходим центр социальной и социально-педагогической работы, который мог бы пол­номочно решать вопросы координации и поддержки деятельности различных ведомств по созданию подростков — юношеских клубов и объединений. Такая поддержка могла бы идти через целевое финансирование и льготное налогообложение, что стимулировало бы социальную активность предприятий и коммерческих структур, через


предоставление помещений, находящихся в муниципальной собствен­ности для работы с детьми и подростками, а также за счет централизо­ванной профессиональной подготовки кадров социальных педагогов. Именно нерешенность всех этих проблем тормозит и затрудняет развитие социально-педагогических центров и комплексов, без кото­рых трудно рассчитывать на эффективную работу по социальному оздо­ровлению подрастающего поколения.

В свою очередь, необходимость профессиональной подготовки социальных работников и педагогов и внедрения в широкую практику социально-педагогических форм работы с детьми и юношеством требу­ет активизации прикладных психолого-педагогических исследований, позволяющих научно осмыслить складывающийся опыт, разработать содержание, методы и социально-психологические закономерности социальной педагогики и социально- педагогической реабилитации.

Следует отметить, что в связи с введением специальности социаль­ного педагога и социального работника, что было сделано в России лишь в 1990 и 1991 годах, наметились серьезные продвижения как в подготов­ке профессиональных кадров для социальной и социально-педагогиче­ской работы, так и в разработке соответствующей научно-методической базы. Вместе с тем еще острее обнаружилось отставание в создании социальных организационно-управленческих структур муниципаль­ных органов и действующих социально-психологических и социально-педагогических центров. То же можно сказать и о материально-финан­совом обеспечении социальных превентивных программы, основной механизм которого — льготное налогообложение — так и не приведен в действие.

За экономию на социальном здоровье молодежи и недооценку важ­ности комплексных медико-психологических и социально-педа­гогических мер социальной превенции приходится дорого платить уже в настоящем и еще дороже придется в недалеком будущем. Цена эта — несостоявшиеся судьбы молодых людей, которые сегодня причиняют общественное зло своими социальными отклонениями, а завтра не смо­гут воспроизвести здоровое в физическом и духовном отношении потомство, ради которого, в конечном счете, и предприняты все кардинальные политические и экономические преобразования в нашем отечестве.


Литература

I. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. — М.: Академия МВД СССР, 1980. — 526 с.

2. Азаров Ю.П. Диалог // Новый мир. 1978.

3. Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс. — JL, 1978. —18 с.

4. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педа­гогической запущенности и правонарушений школьников. — М., 1979. — С. 140—152.

5. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершен­нолетних. — Свердловск: УрГУ, 1986. — 150 с.

6. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. — М.: Знание, 1979. — 42 с.

7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. — М.: Просвещение, 1983. — 208 с.

8. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. — Л., 1971. —С. 145 — 167.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.-380 с.

10. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т.—М.: Педагогика, 1980. —Т. 2. С. 10—127.

11. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.— 416 с.

12. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 272 с.

13. Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. — М: Наука, 1970. —С. 19—21.

14. Антонян Ю.М., Бородин Р.В. Преступность и психические ано­малии. — М.: Наука, 1987. — 207 с.

15. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве: Психол. механизмы насильственно­го преступного поведения. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. — 78 с.

16. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального пове­дения детей и подростков. — Ереван: Луис, 1980. — 254 с.

17. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возраст­ная физиология. — Л.: Наука, 1975. —С. 5— 67.

18. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследо­вания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —104 с.

19. Аувяэрт Л.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализаци несовершеннолетних. Автореф. канд. дисс. — М., 1981. — 24 с.

20. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педа­гогических исследований.— М.: Педагогика, 1982. — 192 с.

21. Бассин Ф.В.,Рожнов В.Е. О современном подходе к проблемам неосознаваемой психической деятельности (бессознательного) // Вопр. философии. 1975.


22. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. — М.: Медицина, 1968. — 468 с.

23. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. Тюмень. ТГУ, 1985. —С. 15—26.

24. Беличева С.А. Этот “опасный” возраст. — М.: Знание, 1982. — 94 с.

25. Беличева С.А. Сложный мир подростка. — Свердловск: Сред­не-Уральск. книжное изд-во, 1984. —129 с.

26. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации “трудных” подростков // Психол. журн. 1984. Т.5. № 6. С. 48 — 54.

27. Беличева С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Сов. педагогика. 1985. № 8. — С. 60 — 63.

28. Беличева С.А. В какую семью спешить инспектору // Сов. мил. 1986. №7.-С. 56-58.

29. Беличева С.А. Резервы совершенствования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних // Советское государство и право, 1987. № 9.

30. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. — 1987. —Т.8—№ 6. С. 36—40.

31. Беличева С.А.Социально-психологические основы предупреж­дения десоциализации несовершеннолетних. Автореф. докт. дисс. — М., 1989.

32. БелкинА.С. Внимание—ребенок. Причины, диагностика, пре­дупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск, Средне-Уральск, кн. изд-во, 1981. — С. 128.

33. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. — С.-Пб., 1908.-С. 175.

34. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. С.-Пб. Психоневролог. ин-т, 1912.20 с.

35. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. М.; Л. Ин-т охраны здоровья детей, 1935. с. 124.

36. Богословский В.В. Психология воспитания школьников. — Л.: ЛГУ, 1974, с. 164.

37. Бодалев А.А. Личность в общении. — М.: Педагогика, 1983. / 272 с.

38. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — С. 464.

39. Болдуин Д.М. Духовное развитие с социологической и этичес­кой точки зрения. — М., 1913.— 685 с.

40. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. — Киев: Наук. думка, 1981.

41. Бочарова В.Г. Концепция общественного воспитания учащихся по месту жительства // Бюллетень ВНИК “Школа-микрорайон”. — № 1. — М.: Воениздат, 1989.

42. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972. — С. 239 — 250.

I

‘ 43. Братусь B.C. Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. i—144 с.

1 44. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР / 1 Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1976. — 167 с.

‘ 45. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. — М.: Просвещение, 1986. — С. 208.

46. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М.: Прос­вещение, 1988. — С. 207.

47. Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост­ков / Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967.—360 с.

48. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. — 1972. —№2.—С. 114—123.

49. Выготский Л.С. История развития высших психических функ­ций // Собр.соч.: В 6 т.—М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — С. 6— 328.

50. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: В 6 т.—М.: Педагогика, 1984.—Т. 4. С. 5—243; Трудное детство. —Т.5. С. 137— 198.

51. Гернет М.И. Социальные факторы преступности. — М., 1905. —203 с.

52. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., Прогресс, 1972. — 296 с.

53. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. — Л.: ЛГУ, 1971. Вып. 9. С. 44—52.

54. Гладышев Л. Одлян или воздух свободы // Новый мир. — 1989. №6—7.

55. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. — Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с.

56. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. — М.: Пе­дагогика, 1981. —175 с.

: 57. Данилин Е.М. Проблемы воспитательной работы с педа-1 гогически запущенными подростками по месту жительства. Автореф. i канд. дисс. — М., 1978. — 21 с.

i 58. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене 1 общения. — М.: Просвещение, 1987. — 206 с. i 59. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступ-1 ности несовершеннолетних. — М.: Юрид. лит., 1981. — 159 с. \ 60. Дриль Д.А. Маленькие преступники. — М., 1884. — 24 с.

61. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Пове­дение. Ответственность. — М.: Политиздат, 1982. — 304 с.

62. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М.: Знание, 1975. — 64 с.

63. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии ‘ // Личность преступника как объект психологического исследования. 1 М., 1979. С. 100—110.

‘ 64. Ермаков В.Д. Деятельность государственных органов и обще-i ственных организаций по улучшению условий проведения досуга и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними по месту жительства // Совершенствование системы мер предупрежденияправонарушений несовершеннолетних по месту жительства. М., 1985. С. 42—59.

65. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребен­ка. — М.: Просвещение, 1986. — 127 с.

66. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по по психологии ано­мального развития личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. —160 с.

67. Зелинский А.Ф. Криминологические и уголовно-правовые ас­пекты неосознаваемой психической деятельности // Сов. государство и право. 1984. № 9. С. 52—58.

68. Запесоцкий А.С., Фаин А.П. Эта непонятная молодежь. — М: Профиздат, 1990,224 с.

69. Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершенно­летних: Социально-психологический очерк. — Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973. — 160 с.

70. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. — М. Юрид.лит., 1989. — 448 с.

71. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреж­дения правонарушений. — М.: Юрид. лит., 1980. —176 с.

72. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. —№4.—С. 89—95.

73. Квятковская-Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несо­вершеннолетних правонарушителей^ак объект педагогического изу­чения и воздействия: Автореф. канд. дисс. — М., 1980. — 26 с.

74. Кле М. Психология подростка. — М.: Педагогика, 1991.

75. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: Педагогика, 1982. — 176 с.

76. Колесов Д.В., Мягков И.ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. — М.: Просвещение, 1986. — 80 с.

77. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. — Минск: Народ.асвета, 1984. — 240 с.

78. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. — М.: Знание, 1977. — 82 с.

79. Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 384 с.

80. Кон И.С.. Открытие “Я”. — М.: Политиздат, 1987. — 367 с.

81. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просве­щение, 1979. —176 с.

82. Ковдратишко В.ф. Проблема изучения социальных связей ипове-дения безнадзорных детей: Автореф. канд. дисс. — М., 1974. — 23 с.

83. Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд. дисс. — М., 1983. — 24 с.

84. Корчак Я. Как любить детей. — Минск, 1980. — 80с.

85. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. — М.: Педагогика, 1972.—120 с.

86. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с.

87. Криминальная мотивация / Под ред. В.Н. Кудрявцевой. — М.: Наука, 1986.-303 с.

88. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. — М.: Наука, 1976. — 286 с.

89. Кузнецова Н.Ф. Проблема социально-биологического и социально-психиатрического в криминологии // Теоретические проб­лемы учения о личности преступника. — М., 1979. С. 78 — 84.

90. Кузьмин E.G. Основы социальной психологии.—Л.: ЛГУ, 1907. —173 с.

91. Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности не­совершеннолетних правонарушителей: Автореф. канд. дисс. —Л.,1981. —25 с. 92. Куфаев В.Ф. Охрана детства в СССР. — М.;Л.: Госучебиздат,

1932.-208 с. 93. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. — 3-е изд. — Л.:

Госиздат, 1924. — 290 с.

94 Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подрост­ков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершен­нолетних / Под ред. С.А. Беличевой. — Тюмень: ТГУ, 1985. — С. 47—58.

95. Леви BJI. Нестандартный ребенок. — М.: Знание, 1983. — 109 с.

96. Левкович В.П. Моральные нормы — регуляторы поведения личности // Сов. педагогика. 1976. №3.—С. 90— 107.

97. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд., — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.

98. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

99. Лесгафт П.Ф. Школьные типы. — С.-Пб., 1910.—158 с.

100. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Новый мир., 1980, № 3.

101. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подрост­ков. — Л.: Медицина, 1983. — 256 с.

102. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Ред.-сост. Мухина B.C. М., 1991.

103. Логинова М.С. Особенности адаптации к условиям школы подростков-восьмиклассников с пограничными психическими нару­шениями: Автореф. канд. дисс. — Л., 1983. —21 с.

104. Ломброзо Ч. Преступление / Пер. Г.Н. Гордона. — С.-Пб., 1900.

105. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 444 с.

106. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юноше­ском возрасте. — М.: Наркомюст, 1929.

107. Маградзе Н.Г. Природа установки антиобщественного пове­дения подростка: Автореф. канд. дисс. — Тбилиси, 1979. — 19 с.

108. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного про­цесса // Собр. соч.: В 8 т.—М.: Педагогика, 1983. —Т. 1.—С. 267— 330.

109. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе // Собр. соч.: В 8 т.—М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — С. 203— 208.

110. Манова-Томова B.C., Пирьев Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психо­логическая реабилитация при нарушении поведения в детском возра­сте. — София: Медицина и физкультура, 1981.

1 II. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тек­сты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

112. Махов Ф.С. Лето в лагере ТОС: Записки воспитателя. — М.: Мол.гвардия, 1970. — 110 с.

113. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. — Л.: Лениздат, 1982.—152 с.

114. Мединский Г.А. Трудная книга: Судьбы, письма, размыш­ления. — М.: Политиздат, 1964. — 536 с.

115. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эксперимен­тальную психологию личности. — М.: Просвещение, 1985. — 320 с.

116. Мерлин B.C. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблемы личности: материалы симпозиума. М., 1970. С. 57—61.

117. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. — М.: Наука, 1975. — 295 с.

118. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. —182 с.

119. Механизмы преступного поведения / Под ред. В.Н. Кудрявце­ва. — М.: Наука, 1981.—248 с.

120. Михайлова Е.Н. Неформальное молодежное движение: Динамика развития // Сов. педагогика. — 1990. —№7.—С. 74—78.

121. Миньковский Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. — М., 1978.

122. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. — М.: Просве­щение, 1981.—175 с.

123. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 112 с.

124. Мягков И.Ф., Юров Ю.В. Клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возра­сте // Психологические проблемы предупреждения педагогической за­пущенности и правонарушений несовершеннолетних. — Воронеж: ВГПИ, 1982. — С. 102— 106.

125. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: ЛГУ, 1960. — 224 с.

126. Намазбаева Ж.И. Развитиеличности учащихся вспомогатель­ной школы: Автореф. докт. дисс. — М., 1986. — 33 с.

127. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический кол­лектив. — М.: Просвещение, 1984. — 96 с.

128. Нечаева А.М. Правовая охрана детства в СССР. — М.: Наука, 1987.—Ill с.

129. Невский И.А. Трудный успех: Без “трудных” работать можно. — М.: Просвещение, 1981. — 128 с.

130. Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педа­гогически запущенными подростками. — Пермь: ПГПИ, 1988. — 78 с.

131. Ной И.С. Методологические проблемы советской кримино­логии. — Саратов: СГУ, 1975. — 222 с.

132. Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся / Под ред. И.Ф. Мягкова. — Воронеж: ВГПИ, 1982. — 163 с. 133. Ошеров М.С. Специализированные клубы подростков по месту жительства — эффективная форма предупреждения правонарушений / Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершенно­летних. М., 1978. С. 88 — 96.

134. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука, 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1967. — 262 с.

135. Пеньков Е.М. Социальные нормы — регуляторы поведения. — М.: Мысль, 1972. — 198 с.

136. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с.

137. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопр.психологии. — 1984. —.№4.—С. 15

· 30.

138. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

· 168 с.

139. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.

140.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: