Распределение содержания дисциплины по занятиям.




Занятие №1. (6 часов) Лекция «Глобализация как высшая форма развития мировой экономики». Интернационализация, глобализация и интеграция. Движущие силы и факторы глобализации бизнеса. Оценка последствий процессов глобализации: феномен глобализации, антиглобализма и альтерглобализма. Либерализация в сферах международного движения товара, капитала и рабочей силы, участие России в этих процессах. Характеристика типичных сценариев будущего международного сообщества под углом зрения функционирования МБ.

Групповая работа. Деловая игра по двум сценариям. По первому группа делится на две подгруппы магистрантов, которые выбирают из своего числа ведущих («капитанов») и готовят аргументы в пользу соответственно глобализма антиглобализма. По второму сценарию группа длиться на две подгруппы, одна выдвигает аргументы в пользу участия России в процессе глобализации, другая –неучастия.

Индивидуальное самостоятельное задание: ознакомление со статьями в экономической прессе и научных журналах, а также материалх международных саммитов, посвященных

проблемам экономической глобализации и их обсуждение на сминаре.

 

Литература к занятию 1:

1. 1. Международные экономические отношения. / Учебник, под ред. А.И. Евдокимова. – М.: Проспект, 2011, 2013 глава v

  1. Михалкин В.А. Международный бизнес.Учебное пособие.- М.:МАГИСТР ИНФРА-М, 2012, глава 1.
  2. Филипенко А.С. Экономическая глобализация:истоки и результаты.-М. «Эконеомика», 2010
  3. Гордеев В.В.. Мировая экономика и проблемы глобализации. Учебное пособие. М.: Высшая школа,2008
  4. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. Питера Л. Бергера и Сэмюэля П. Хантингтона –М.:АСПЕКТ ПРЕСС 2004
  5. Проблемы глобализации мировой экономики. Монография под ред.д.э.н., проф. Тарасевича Л.С. и Евдокимова А.И.- СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005
  6. Глобализация мирового хозяйства: учебное пособие под ред. М.Н. Осьмовой и А.В. Бойченко - М.,Инфра-М.,2010
  7. Лидванова Л. И.. Глобальный бизнес и деловые коммуникации. -Спб.2009.Перская В.В. Глобализация и государство. - М.:РАгс,2005
  8. Фейгин Г.Ф.. Закономерности глобализации и развитие национальных экономик. - СПб.2009
  9. Мусатова В.Л. Россия в паутине глобализации.-М..»Восток-Запад».2010
  10. Joseph E. Stiglitz/ Making Globalization Work.-L.2007
  11. Alternatives to Economic Globalization. A better World is Possible.-San Francisco, 2004

Занятие №2. (3 часа) «Международная предпринимательская деятельность. Роль международных компаний в процессе глобализации бизнеса». Макро и микроэкономические факторы мотивации выхода на внешний рынок. Основные причины интернационализации компании: географическое положение компании, издержки производства, неравномерность технологического развития, историческая рациональная специализация бизнеса, Организационно правовые формы международного бизнеса. Основные формы и цели корпоративной интеграции в МБ. Институциональная структура МБ. Понятие международной компании (МК), их классификация. Показатели транснационализации фирм и национальных экономик. Теории процесса транснационационализации и интернализации (Р.Вернонен, С.Хайлер, А.Ригмен). Формы управления родительских фирм своими зарубежными филиалами и особенностями трансфертного ценообразования. Участие России в процессе транснационализации мировой экономики.

 

Групповая работа: Миникейс «Philips»: a dutch electronic giant, a multinational or global?» (International Business: texts &cases. Edited by Jill Preston - L. pp. 257-272)

Индивидуальное самостоятельное задание: подготовка и презентация эссе по теме «Международная деятельность ТНК (по выбору)».

Литература к занятию 2.

1. Градобитова Л.Д. Транснациональные корпорации в современных международных отношениях.Учебное пособие.-М.:МГИМО,1988

2. Международные экономические отношения. / Учебник, под ред. А.И. Евдокимова.Глава 4. – М.: Проспект, 2011.

3. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике.М.:»Логос»,2001

4. “The Modern Corporation & Private Property”, Adolf A. Berle & Gardiner C Means, with a new introduction by Murray Weidenbaum & Mark Jensen, Ninth printing 2007, originally published in 1932 by Hacourt, Brace &World, Inc.

5. “The Six Sigma Way How GE, Motorola, and other Top Companies Are Honing Their Performance”, Peter S. Pande, Robert P. Neuman, Roland R.Gavanagh, McGraw-Hill, 2000.

6. Journals of United Nations «Trancnatinal Corporations». -N.Y. &Geneva, 2010-2012

Занятие №3. (6 часов ) «Маркетинг в международном бизнесе». Международный маркетинг-микс (МММ) и его компоненты (товар, цена, позиционирование, продвижение). Взаимосвязь компонентов маркетинг-микса. Три подхода стандартизации МММ при входе на внешние рынки. Гетерогенность совокупности локальных целевых рынков. Понятие окружающей среды в международном бизнесе. Сложность анализа и необходимость выделения сечений: экономическое, политико-правовое и социокультурное. Обзор концептуальных подходов к анализу окружающей среды. Диалектика международного предпринимательства и его окружающей среды. Товарная, ценовая и коммуникативная политика в МБ.

Групповая работа: Миникейс «Pillsbury» начинает выпуск муки в Индии» ( Гриффин Р., Пастей М., стр.835-837)

Занятие №4. (5 часов) «Формы выхода (проникновения) на внешний рынок». Каналы распределения (дистирибьюции) как одна из форм коммуникаций в международном предпринимательстве. Косвенный и прямой экспорт. Прямые иностранные инвестиции. Стратегические альянсы как разновидность ведения совместного бизнеса. Специализированные способы проникновения в международном бизнесе: лизинг, аутсорсинг, аутстаффинг, инжиниринг, контрактное производство, управленческий контракт, строительство объектов под ключ в международном бизнесе. Международный технологический обмен. Преимущества и недостатки каждого из перечисленных методов. Зарубежные операции российских компаний; формы и методы их проникновения на целевые рынки.

Групповая работа: Миникейс «Глобальный подход компании Heineken» ( Гриффин Р., Пастей М., стр.640-6430)

Индивидуальное самостоятельное задание: подготовка и презентация эссе по теме «Формы и методы выхода фирмы на зарубежные рынки». Публичная презентация и защита подготовленного к семинару реферата (эссе). Литература к занятию 4.

1. Авдокушин Е.Ф. Маркетинг в международном бизнесе. Учебное пособие.- М, 2002

2. Гриффин Р., Пастей М.. Международный бизнес. Учебник по программам МБА. Глава 16. СПб: Питер, 2006

3. Дегтярева О.И. Управление рисками в международном бизнесе. Учебное пособие.- М.; МГИМО, 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: