ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
6.1.Оценка финансового состояния организации.
6.2.Содержание и цели финансового планирования.
6.3.Виды и методы финансового планирования.
6.4.Система финансовых планов (бюджетов).
Оценка финансового состояния организации
Неотъемлемой частью финансовой работы на предприятии является финансовый анализ и оценка финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние – это результат системы отношений, возникающих в процессе кругооборота средств организации, а также источников финансирования этих средств, характеризующий наличие активов на определенную дату, размеры обязательств, способность функционировать и развиваться во внешней среде, возможность удовлетворять требования кредиторов, а также инвестиционную привлекательность.
Финансовый анализ является частью общего анализа хозяйственной деятельности организации.
Основной целью финансового анализа является установление и определение финансового положения предприятия. Задачами анализа выступают:
1) выявление произошедших за период изменений значений финансовых показателей;
2) определение наиболее вероятных тенденцийизменения финансового состояния предприятий;
3) определение факторов влияющих на финансовое состояние предприятия;
4) установление мер и рычагов воздействия на финансы предприятия с целью достижения желаемого финансового результата.
Результаты анализа необходимы для внутренних (службы предприятия, руководство) и внешних пользователей (менеджеров предприятия, собственники, кредиторы, инвесторы, поставщики).
При проведении анализа используются методы:
- сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются с показателями базисного либо планового периода, при этом особую значимость приобретает корректность и сопоставимость показателей;
- группировка - при этом методе однородные показатели группируются и сводятся в более укрупненные, что дает возможность выявить тенденции развития и факторы влияния;
- цепные подстановки - метод заключается в замене отдельного показателя отчетным, что позволяет в итоге определить и измерить влияние факторов на конечный финансовый показатель;
- коэффициентный оперирует сравнением относительных показателей, имеющих одинаковые единицы измерения, между собой. Используемые коэффициенты характеризуют изменение каких-либо интересующих аналитика признаков. Сравниваются показатели одного предприятия за различные временные периоды, показатели различных предприятий, показатели предприятия со среднеотраслевыми значениями показателей.
Этапы финансового анализа:
1. Сбор необходимой информации.
2. Оценка достоверности информации.
3. Обработка информации (агрегирование отчетности).
4. Расчет показателей структуры финансовой отчетности (вертикальный анализ).
5. Расчет показателей изменения статей финансовой отчетности (горизонтальный анализ).
6. Оценка ликвидности баланса.
7. Расчет финансовых коэффициентов.
8. Сравнение полученных значений финансовых коэффициентов с общепризнанными нормативами.
9. Оценка положения предприятия на РЦБ.
10. Составление отчета о финансовом состоянии организации.
Основным источником информации о состоянии предприятия является бухгалтерская отчетность. В соответствии с приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 2 июля 2010 №66н, коммерческие организации, кроме кредитных, страховых и бюджетных, должны составлять:
1. Бухгалтерский баланс (форма №1);
2. Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
3. Отчет об изменениях капитала (форма№3);
4. Отчет о движении денежных средств (форма №4);
5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма№5);
6. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности (если в соответствии с законодательством финансы организации подлежат обязательному аудиту).
Для некоммерческих организации необходимо составить форму №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».
Основными формами бухгалтерской отчетности являются «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках». Непосредственно из баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся:
- общая стоимость имущества предприятия (валюта (итог) баланса);
- стоимость иммобилизованных (внеоборотных) активов (итог I раздела баланса);
- стоимость оборотных (мобильных) средств (итог II раздела баланса);
- стоимость материальных оборотных средств (сумма стр. 210 и 220 актива баланса);
- величина дебиторской задолженности (включая прочие оборотные активы) (сумма стр. 230, 240 и 270 актива баланса);
- величина финансовых вложений (сумма стр. 140 и 250 актива баланса);
- величина абсолютно ликвидных активов, так называемый банковский актив (сумма стр. 250 и 260 актива баланса);
- величина собственного оборотного капитала (сумма итогов III и IV разделов минус итог I раздела баланса);
- величина нераспределенной прибыли или убытков (строка 470 раздела
III пассива баланса);
- стоимость собственного капитала (итог III раздела баланса);
- величина заемного капитала (сумма итогов IV и V разделов баланса);
- величина долгосрочных кредитов и займов (итог IV раздела баланса);
- величина краткосрочных кредитов и займов (стр. 610 раздела V пассива баланса);
- величина кредиторской задолженности (сумма стр. 610, 620, 630, 650 и 660 раздела Vпассива баланса).
Общий анализ финансовой отчетности включает:
1. Анализ структуры и динамики имущества и источников его финансирования включает вертикальный анализ (расчет структуры статей отчетности по периодам) и горизонтальный (расчет индексов динамики изменения статей отчетности).
Модули анализа структуры и динамики включают:
а) Анализ динамики валюты баланса;
б) Анализ структуры пассивов (отдельно собственных средств и отдельно долгосрочных и краткосрочных обязательств);
в) Анализ структуры активов (отдельно внеоборотных и оборотных активов);
г) Анализ структуры финансовых результатов (форма №2).
2. Коэффициентный анализ финансового состояния:
а) Расчет ликвидности и платежеспособности:
Ликвидность может быть рассчитана по следующим видам:
· Ликвидность активов – это способность активов трансформироваться в денежные средства без значительного снижения их стоимости;
· Ликвидность баланса – это возможность предприятия обратить активы в денежные средства для погашения обязательств;
· Ликвидность предприятия – это возможность осуществлять денежные выплаты в предусмотренные в контрактах сроки.
Платежеспособность приравнивается к краткосрочной ликвидности, то есть способность погашать задолженность наличными деньгами (моментные показатели).
б) Оценка финансовой устойчивости – это характеристика риска несостоятельности предприятия. Определяется способностью предприятия развиваться, сохраняя равновесие активов и пассивов.
Основные показатели:
· собственные оборотные средства
Сос = СК + ДО – ВОА
· чистый оборотный капитал (ЧОК). Данный показатель характеризует наличие собственных средств для приобретения оборотных активов.
в) Оценка деловой активности. Строится на оценке величины, состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности:
· Показатели оборачиваемости;
· Периоды оборота элементов текущих активов и текущих пассивов.
г) Оценка рентабельности – это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с расходами по достижению этого эффекта.
3. Оценка положения предприятия на РЦБ.
6.2 Содержание, цели финансового планирования
Финансовое планирование – это процесс разработки системы финансовых планов.
Целью планирования является соответствие доходов организации на прогнозируемый период расходам за этот же период.
Итогом финансового планирования является составление финансового плана организации - комплексного документа, определяющего целевые показатели деятельности организации, размер ресурсов, необходимых для их достижения, и источники финансирования требуемых затрат.
Этапы финансового планирования:
1) Расчет величины выручки от реализации;
2) Расчет затрат на производство и реализацию продукции;
3) Расчет прибыли от реализации и прочих доходов и расходов;
4) Расчет потребности предприятия в источниках финансирования прироста внеоборотных активов (капитальных вложений);
5) Расчет потребности предприятия в оборотных средствах и источниках финансирования прироста норматива оборотных средств;
6) Распределение прибыли по направлениям использования;
7) Расчет источников финансирования непроизводственной деятельности;
8) Составление проверочной таблицы – шахматки соответствия доходов расходам;
9) Составление финансового плана.
Методы финансового планирования:
1) экономический анализ;
2) нормативный метод;
3) метод балансовых расчетов;
4) метод денежных потоков;
5) метод экономико-математического моделирования.
6.3 Виды финансового планирования
В зависимости от периода осуществления и поставленных целей выделяют следующие виды финансового планирования.
1. Перспективное планирование. Цель данного вида – разработка финансовой стратегии и прогнозирование финансовых результатов.
Финансовая стратегия – это определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективного способа их достижения.
Финансовое прогнозирование – это изучение возможных финансовых состояний фирмы на основе имеющихся данных.
Результатом перспективного планирования является разработка трех финансовых документов:
а) прогнозный отчет о прибылях и убытках по результатам «сvр - анализа» (анализ безубыточности или эффекта операционного рычага)
б) прогнозный бухгалтерский баланс;
в) прогноз движения денежных средств.
2. Текущее финансовое планирование основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности.
Результатом текущего планирования является составление следующих документов:
а) план отчета о прибылях и убытках:
· определяется плановый объем производства и плановый объем будущих продаж;
· рассчитывается плановая себестоимость, величина которой корректируется с учетом изменений: цен на реализуемую продукцию; цен на покупные материалы и сырье; уровня оплаты труда; объемов капитальных вложений; ассортимента выпускаемой продукции.
б) план движения денежных средств, который учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). План движения денежных средств составляется на год с разбивкой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления и расходы. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции, от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые фирма предполагает получить в течение года. В расходной части отражаются затраты на производство реализованной продукции, суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за пользование банковскими кредитами, направления использования чистой прибыли;
в) план бухгалтерского баланса, целью составления которого является определение прироста отдельных видов активов и формирование оптимальной структуры капитала для обеспечения прироста активов.
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется за период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду.
3. Оперативное финансовое планирование осуществляется в процессе деятельности организации с целью составления краткосрочных планов.
Результатом оперативного планирования является составление следующих документов:
а) платежный календарь (данный документ составляется на квартал с помесячной и дневной разбивкой, притоки и оттоки денежных средств в нем должны быть сбалансированы);
б) налоговый календарь (в данном документе указываются сроки и размеры налоговых выплат);
в) кассовый план (план оборота наличных денежных средств через кассу предприятия);
г) кредитный план (график погашения основного долга и процентов по кредитам и займам).
6.4 Система финансовых планов
Самым распространенным способом составления финансовых планов является бюджетное планирование.
Бюджет – это сочетание финансовых и производственных планов, выраженных в числовых значениях.
Цели бюджетирования:
1) строгий контроль за движением денежных средств;
2) сокращение непроизводственных расходов;
3) гибкость в управлении себестоимостью;
4) повышение точности планирования.
Классификации бюджетов:
1) По широте номенклатуры затрат:
а) функциональный (разрабатывается по 1 статье затрат);
б) комплексный (разрабатывается по группе затрат).
2) По методам разработки:
а) стабильный (размер не изменяется при изменении объемов производства);
б) гибкий (составляется на основе нормативов, которые увязаны с объемными показателями деятельности).
В систему бюджетов на предприятии обычно включают:
а) бюджет фонда оплаты труда;
б) бюджет материальных затрат;
в) бюджет потребления энергоресурсов;
г) бюджет амортизации;
д) бюджет погашения кредитов;
е) бюджет прочих расходов;
ж)налоговый бюджет.
Система сквозных бюджетов представлена функциональными бюджетами, на основе которых составляется финансовый план.