Оценка финансового состояния организации




ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

6.1.Оценка финансового состояния организации.

6.2.Содержание и цели финансового планирования.

6.3.Виды и методы финансового планирования.

6.4.Система финансовых планов (бюджетов).

 

Оценка финансового состояния организации

Неотъемлемой частью финансовой работы на предприятии является финансовый анализ и оценка финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние – это результат системы отношений, возникаю­щих в процессе кругооборота средств организации, а также источников финан­сирования этих средств, характеризующий наличие активов на определенную дату, размеры обязательств, способность функционировать и развиваться во внешней среде, возможность удовлетворять требования кредиторов, а также инвестиционную привлекательность.

Финансовый анализ является частью общего анализа хозяйственной деятельности организации.

Основной целью финансового анализа является установление и определение финансового положения предприятия. Задачами анализа выступают:

1) выявление произошедших за период изменений значений финансовых показателей;

2) определение наиболее вероятных тенденцийизменения финансового состояния предприятий;

3) определение факторов влияющих на финансовое состояние предприятия;

4) установление мер и рычагов воздействия на финансы предприятия с целью достижения желаемого финансового результата.

Результаты анализа необходимы для внутренних (службы предприятия, руководство) и внешних пользо­вателей (менеджеров предприятия, собственники, кредиторы, инве­сторы, поставщики).

При проведении анализа используются методы:

- сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются с показателями базисного либо планового периода, при этом особую значимость приобретает корректность и сопоставимость показателей;

- группировка - при этом методе однородные показатели группируются и сводятся в более укрупненные, что дает возможность выявить тенденции развития и факторы влияния;

- цепные подстановки - метод заключается в замене отдель­ного показателя отчетным, что позволяет в итоге определить и измерить влияние факторов на конечный финансовый показатель;

- коэффициентный оперирует сравнением относительных показателей, имеющих одинаковые единицы измерения, между собой. Используемые коэффициенты характеризуют изменение каких-либо интересующих аналитика признаков. Сравниваются показатели одного пред­приятия за различные временные периоды, показатели различных предприятий, показатели предприятия со среднеотраслевыми значениями показателей.

Этапы финансового анализа:

1. Сбор необходимой информации.

2. Оценка достоверности информации.

3. Обработка информации (агрегирование отчетности).

4. Расчет показателей структуры финансовой отчетности (вертикальный ана­лиз).

5. Расчет показателей изменения статей финансовой отчетности (горизон­тальный анализ).

6. Оценка ликвидности баланса.

7. Расчет финансовых коэффициентов.

8. Сравнение полученных значений финансовых коэффициентов с общепри­знанными нормативами.

9. Оценка положения предприятия на РЦБ.

10. Составление отчета о финансовом состоянии организации.

Основным источником информации о состоянии предприятия является бухгалтерская отчетность. В соответствии с приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 2 июля 2010 №66н, коммерческие организации, кроме кредитных, страховых и бюджетных, должны составлять:

1. Бухгалтерский баланс (форма №1);

2. Отчет о прибылях и убытках (форма №2);

3. Отчет об изменениях капитала (форма№3);

4. Отчет о движении денежных средств (форма №4);

5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма№5);

6. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтер­ской отчетности (если в соответствии с законодательством финансы организа­ции подлежат обязательному аудиту).

Для некоммерческих организации необходимо составить форму №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

Основными формами бухгалтерской отчетности являются «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках». Непосредственно из баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся:

- общая стоимость имущества предприятия (валюта (итог) баланса);

- стоимость иммобилизованных (внеоборотных) активов (итог I раздела баланса);

- стоимость оборотных (мобильных) средств (итог II раздела баланса);

- стоимость материальных оборотных средств (сумма стр. 210 и 220 актива баланса);

- величина дебиторской задолженности (включая прочие оборотные активы) (сумма стр. 230, 240 и 270 актива баланса);

- величина финансовых вложений (сумма стр. 140 и 250 актива баланса);

- величина абсолютно ликвидных активов, так называемый банковский актив (сумма стр. 250 и 260 актива баланса);

- величина собственного оборотного капитала (сумма итогов III и IV разделов минус итог I раздела баланса);

- величина нераспределенной прибыли или убытков (строка 470 раздела
III пассива баланса);

- стоимость собственного капитала (итог III раздела баланса);

- величина заемного капитала (сумма итогов IV и V разделов баланса);

- величина долгосрочных кредитов и займов (итог IV раздела баланса);

- величина краткосрочных кредитов и займов (стр. 610 раздела V пассива баланса);

- величина кредиторской задолженности (сумма стр. 610, 620, 630, 650 и 660 раздела Vпассива баланса).

Общий анализ финансовой отчетности включает:

1. Анализ структуры и динамики имущества и источников его финансирова­ния включает вертикальный анализ (расчет структуры статей от­четности по периодам) и горизонтальный (расчет индексов динамики измене­ния статей отчетности).

Модули анализа структуры и динамики включают:

а) Анализ динамики валюты баланса;

б) Анализ структуры пассивов (отдельно собственных средств и отдельно долгосрочных и краткосрочных обязательств);

в) Анализ структуры активов (отдельно внеоборотных и оборотных акти­вов);

г) Анализ структуры финансовых результатов (форма №2).

2. Коэффициентный анализ финансового состояния:

а) Расчет ликвидности и платежеспособности:

Ликвидность может быть рассчитана по следующим видам:

· Ликвидность активов – это способность активов трансформироваться в де­нежные средства без значительного снижения их стоимости;

· Ликвидность баланса – это возможность предприятия обратить активы в денежные средства для погашения обязательств;

· Ликвидность предприятия – это возможность осуществлять денежные вы­платы в предусмотренные в контрактах сроки.

Платежеспособность приравнивается к краткосрочной ликвидности, то есть способность погашать задолженность наличными деньгами (моментные показатели).

б) Оценка финансовой устойчивости – это характеристика риска несостоя­тельности предприятия. Определяется способностью предприятия развиваться, сохраняя равновесие активов и пассивов.

Основные показатели:

· собственные оборотные средства

Сос = СК + ДО – ВОА

· чистый оборотный капитал (ЧОК). Данный показатель характеризует на­личие собственных средств для приобретения оборотных активов.

в) Оценка деловой активности. Строится на оценке величины, состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности:

· Показатели оборачиваемости;

· Периоды оборота элементов текущих активов и текущих пассивов.

г) Оценка рентабельности – это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с расходами по достижению этого эффекта.

3. Оценка положения предприятия на РЦБ.

 

 

6.2 Содержание, цели финансового планирования

Финансовое планирование – это процесс разработки системы финансовых планов.

Целью планирования является соответствие доходов организации на про­гнозируемый период расходам за этот же период.

Итогом финансового планирования является составление финансового плана организации - комплексного документа, определяющего целевые показатели деятельности организации, размер ресурсов, необходимых для их достижения, и источники финансирования требуемых затрат.

Этапы финансового планирования:

1) Расчет величины выручки от реализации;

2) Расчет затрат на производство и реализацию продукции;

3) Расчет прибыли от реализации и прочих доходов и расходов;

4) Расчет потребности предприятия в источниках финансирования при­роста внеоборотных активов (капитальных вложений);

5) Расчет потребности предприятия в оборотных средствах и источниках фи­нансирования прироста норматива оборотных средств;

6) Распределение прибыли по направлениям использования;

7) Расчет источников финансирования непроизводственной деятельности;

8) Составление проверочной таблицы – шахматки соответствия доходов рас­ходам;

9) Составление финансового плана.

Методы финансового планирования:

1) экономический анализ;

2) нормативный метод;

3) метод балансовых расчетов;

4) метод денежных потоков;

5) метод экономико-математического моделирования.

6.3 Виды финансового планирования

В зависимости от периода осуществления и поставленных целей выделяют следующие виды финансового планирования.

1. Перспективное планирование. Цель данного вида – разработка финансо­вой стратегии и прогнозирование финансовых результатов.

Финансовая стратегия – это определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективного способа их достижения.

Финансовое прогнозирование – это изучение возможных финансовых со­стояний фирмы на основе имеющихся данных.

Результатом перспективного планирования является разработка трех фи­нансовых документов:

а) прогнозный отчет о прибылях и убытках по результатам «сvр - анализа» (анализ безубыточности или эффекта операционного рычага)

б) прогнозный бухгалтерский баланс;

в) прогноз движения денежных средств.

2. Текущее финансовое планирование основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности.

Результатом текущего планирования является составление следующих до­кументов:

а) план отчета о прибылях и убытках:

· определяется плановый объем производства и плановый объем будущих продаж;

· рассчитывается плановая себестоимость, величина которой корректиру­ется с учетом изменений: цен на реализуемую продукцию; цен на покупные ма­териалы и сырье; уровня оплаты труда; объемов капитальных вложений; ассор­тимента выпускаемой продукции.

б) план движения денежных средств, который учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый де­нежный поток (избыток или дефицит). План движения денежных средств составляется на год с разбивкой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления и расходы. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции, от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые фирма предполагает получить в течение года. В расходной части отражаются затраты на производство реализованной продукции, суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за пользование банковскими кредитами, направления использования чистой прибыли;

в) план бухгалтерского баланса, целью составления которого является определе­ние прироста отдельных видов активов и формирование оптимальной струк­туры капитала для обеспечения прироста активов.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется за период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду.

3. Оперативное финансовое планирование осуществляется в процессе дея­тельности организации с целью составления краткосрочных планов.

Результатом оперативного планирования является составление следующих документов:

а) платежный календарь (данный документ составляется на квартал с поме­сячной и дневной разбивкой, притоки и оттоки денежных средств в нем должны быть сбалансированы);

б) налоговый календарь (в данном документе указываются сроки и размеры налоговых выплат);

в) кассовый план (план оборота наличных денежных средств через кассу предприятия);

г) кредитный план (график погашения основного долга и процентов по кре­дитам и займам).

 

 

6.4 Система финансовых планов

Самым распространенным способом составления финансовых планов яв­ляется бюджетное планирование.

Бюджет – это сочетание финансовых и производственных планов, выра­женных в числовых значениях.

Цели бюджетирования:

1) строгий контроль за движением денежных средств;

2) сокращение непроизводственных расходов;

3) гибкость в управлении себестоимостью;

4) повышение точности планирования.

Классификации бюджетов:

1) По широте номенклатуры затрат:

а) функциональный (разрабатывается по 1 статье затрат);

б) комплексный (разрабатывается по группе затрат).

2) По методам разработки:

а) стабильный (размер не изменяется при изменении объемов производ­ства);

б) гибкий (составляется на основе нормативов, которые увязаны с объем­ными показателями деятельности).

В систему бюджетов на предприятии обычно включают:

а) бюджет фонда оплаты труда;

б) бюджет материальных затрат;

в) бюджет потребления энергоресурсов;

г) бюджет амортизации;

д) бюджет погашения кредитов;

е) бюджет прочих расходов;

ж)налоговый бюджет.

Система сквозных бюджетов представлена функциональными бюджетами, на основе которых составляется финансовый план.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: