Лекция.МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.




План:

1. Социальная ситуация развития

2.Ведущая деятельность.

3.Основные новообразования

4.Развитие познавательной сферы

5. Развитие мотивационно –потребностной и личностной сферы

В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Увеличиваются физическая сила, выносливость и ловкость как у мальчиков, так и у девочек.

Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления, памяти, внимания и др, что позволяет ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность.

Важным фактором психического развития является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической и умственной деятельностью. Выключение из двигательной активности ребенка 4-5 часов на умственные занятия должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями.

С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция – он школьник.

Ведущей деятельностью становиться учение, существенно изменяющее мотивы его поведения. Он постепенно включается в трудовую деятельность, игра теряет свое главенствующее положение.

Большинство детей психически подготовлены к школе, и идут в неё с радостью. Такая внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня.

Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он научается делать, то что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся научаются управлять своим поведением (в той или иной степени).

Второе важное новообразование – рефлексия. Учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильность. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того – оценивать, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека – со стороны – и оценивать свою деятельность. Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновать свою деятельность и называется рефлексией.

В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами (устный счет, пример), удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя – в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

Итак, психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий.

В процессе учебной деятельности происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, внутренний план действия, самоконтроль).

Компоненты учебной деятельности:

- Мотивация познавательная и социальная; положительная и отрицательная.

- учебные задачи – направлены на усвоение общего способа решения некоторого класса конкретно-практических задач (Что освоить?);

- учебные действия – помогают учащимся воспроизводить и усваивать образцы общих способов решения задач (Что сделать?);

- действие контроля – это сличение, соотносение учебных действий с образцом, который задает учитель (Правильно ли?);

- действие оценки – процесс оценки ребенком своей деятельности на разных этапах её осуществления (Достиг ли результата?).

Учебная деятельность строится с учетом познавательных сил и возможностей младших школьников. Вооружает учащихся знаниями, навыками, умениями, которые повышают уровень развития детей.

По мере формирования учебной деятельности как ведущей, включения в трудовую и другие деятельности у младших школьников развитие их психики достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

Среди психических процессов особое место занимает внимание. Внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание это прежде всего направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающая его особо ясное отражение. Внимание может быть непроизвольным- не имеющим цели и волевого усилия; произвольным – наличие цели и активное её поддержание и послепроизвольным – наличие цели, но без волевого усилия. Важно, чтобы ученик мог сосредоточивать внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного изучаемого объекта на другие; умение распределять внимание на разные виды деятельности.

Однако, младший школьник не может ещё управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. У него преобладает непроизвольное внимание. Развитие произвольного внимания происходит при реализации цели деятельности, которую вначале ставит взрослый и лишь потом сам ученик. С развитием внимания развивается умение самоконтроля, развивается ответственность за свои знания.

Важно, чтобы ученик сам ставил цель и контролировал свои действия. Научиться контролировать свои действия - значит, развивать произвольное внимание. Продолжительность внимания у младших школьников всего 10-20 минут.

Восприятие. Произвольность восприятия формируется в дошкольном возрасте, тем не менее младшие школьники не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Восприятие определяется особенностями самого предмета, его эмоциональной привлекательностью. Замечают не главное, а то, что бросается в глаза; часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим названием предмета. Для учащихся 1-2-х классов характерна слабая дифференцированность восприятия (слитность). Они путают предметы, сходные в том или ином отношении.

Постепенно младшие школьники овладевают техникой восприятия, наблюдательностью, учатся выделять главное, видеть в предмете много деталей; восприятие становится расчлененным и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

Память. В 1-2-х классах преобладает непроизвольная, а уже к 3-4 классам, в связи с интенсивным развитием приемов осмысленного запоминания начинает преобладать произвольная память. С возрастом дети при воспроизведении учебного материала усиливают его мыслительную обработку в плане систематизации обобщения. В результате они воспроизводят материал более свободно и связно.

Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется особенно в сопоставлении, делении теста на части. В процессе общего развития память становиться более управляемой, она обогащается и замещается мышлением.

Мышление. В начальной школе большое внимание уделяется формированию у учащихся научных понятий, что является одной из центральных задач обучения. Понятия делятся на: предметные и понятия отношений. Предметные понятия – это знание общих и существенных признаков и свойств предметов объективной действительности. Понятия отношений – это знание связей и отношений, существующих в объективном мире. Овладение понятиями проходит следующие ступени:

1. Единичные и общие представления. Выделяют функциональные признаки предметов. Например: «Птицы»- которые летают.

2. Перечисляют известные признаки и свойства, не отличая существенного от несущественного, общего от частного.

3. Выделяют общие и существенные признаки и явления у рядя единичных предметов, синтезируют и обобщают их.

Указанные ступени не сразу сменяют друг друга. Они могут сосуществовать. При знакомстве с неизвестными предметами младшие школьники могут мыслить на уровне первой ступени.

Успешное овладение понятиями во много зависит от уровня развития мыслительных операций: анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации.

Ведушая роль интеллекта в психическом развитии этого периода сказывается и на общении младших школьников со сверстниками. Личностное общение, которое становится главным в подрост­ком возрасте, в этот период опосредуется успешностью в школьном обучении, отношением учителями и отметками.

Новая социальная стуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу, постепенно адаптация к новым условиям и групповая дифферен­циация приводят к появлению лидеров и «отверженных», чьи статусные места поначалу регулируются педагогом, но постепенно закрепляются. С течением времени учебная нагрузка возрастает, но, если от ученика требуется познавательная самостоятельность, а он не видит реальных успехов своей работы, не научился преодолевать трудности, его отношение к учебе может измениться в худшую сторону. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо развивать познавательные интересы к учебному материалу. А развитие этих интересов зависит от формирования учащихся учебной деятельности как таковой.

Общение со сверстниками играет важную роль и в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной, помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует учебу. В исследованиях Г. Цукерман было показано, что ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. В тех случаях, когда взрослый организует работу, а дети работают самостоятельно, лучше обеспечивается учет позиции партнера, его точки зрения. Это развивает рефлексивные действия. Не менее важно и то, что при такой совместной деятельности дети обращают внимание не только на результат, но и на способ действий - как своих, так и партнера.

Хотя развитие мотивационно-потребностной сферы личности в этом возрасте не относится к ведущим, определенная динамика исходит и в этом плане. Развитие мышления, способности к осознанию окружающего мира переносится на себя. Сравнение своих успехов и отметок с достижениями одноклассников делают самооценку детей более дифференцированной и адекватной. Школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в самоидентификации младшего школьника. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как оценивают его успехи в учебе, зависит позитивное развитие его личности.

Полноценное развитие личности по Э.Эриксону в этом периоде предполагает формирование чувства компетентности, которое является центральным новообразованием данного возраста.Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Низкая успеваемость и конфликты с учителем в этот период могут привести не только к отклонениям в познавательном плане, но и к появлению таких негативных симптомов, как тревога, агрессия, неадекватность. Внимательное отношение педагогов и школьных психологов помогает их коррекции, однако в том случае, если эти симптомы стабилизируются и не исчезают к подростковому периоду, их преодоление существенно затрудняется.

 

 

Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте.

ССР: дифференциация отношений ребенок-взрослый (ребенок-учитель, ребенок-родитель) и ребенок-ровесник. Иерархические взаимоотношения: ребенок-учитель подчиняет себе другие отношения. Отношения ребенок-учитель становятся моделью отношений ребенка с обществом. Учитель как представитель государства воплощает закон, общий для всех.

Возникает ябедничество: ребенок замечает, что другой ребенок не выполняет общих правил.

Новообразования: учебная деятельность (умение учиться) и осознание себя субъектом учебной деятельности; а также теоретическое мышление как понимание происхождения вещи.

Признаки теоретического мышления (Давыдов):

Вырабатывается в процессе сравнения предметов между собой.

  • Содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий
  • Содержательный анализ – выделение существенного отношения
  • Содержательная абстракция – выделение частного из всеобщей основы
  • Содержательное планирование – построение системы возможных действий и выделение оптимального действия, соответствующего условию задачи.
  • Обобщение – открытие закономерности, взаимосвязи всеобщего с единичным.
  • Противоречие: поддаться большинству или действовать самостоятельно.

Ведущий тип деятельности – учебная. Не всякое учение приводит к образованию учебной деятельности. Учение – усилие самого ребенка, который осваивает тот или иной учебный материал. Обучение – участие других людей в организации процесса учения.

Готовность ребенка к школьному обучению.

  1. формирование произвольного поведения – умение следовать правилам, которые есть в школе (основа: удовольствие от подчинения правилам в игре)
  2. расшатывание эгоцентрических установок (в игре)
  3. преодоление глобальности восприятия вещей. Ни одна наука не рассматривает предмет целиком, она рассматривает свойства предмета.
  4. мотивационная готовность – желание быть учеником. Чтобы узнать сформировалась ли мотивационная готовность надо посмотреть на то, как ребенок играет: ребенок берет на себя роль учителя или ученика.

Структура учебной деятельности.

1) Учебная задача – практическая задача, которая вынуждает ребенка искать общий способ решения всех задач данного типа. (Давыдов) Обучение: общее®частное

2) Учебное действие – изменение учебного материала для выделения существенных свойств изучаемого объекта. Моделирование в предметной, графической и буквенной форме.

3) Контроль действия и его оценка. (при традиционном образовании на стороне учителя)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: