Служба ранней помощи, лекотека.
Служба ранней помощи «Лекотека»
Целью является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 5 лет с нарушениями развития для социлизации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
Основными задачами Лекотеки являются:
· реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой Лекотекой самостоятельно;
· проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 5 лет с нарушениями развития;
· обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
· проведение психопрофилактической, психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 5 лет с нарушением развития; психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 5 нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);
· помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
· подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка;
· поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.
Содержание и методы деятельности лекотеки определяются программой образовательного учреждения, программами дополнительного образования, индивидуально ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми дошкольными образовательными учреждениями.
Важным условием работы является обязательное присутствие родителей на занятиях с целью их обучения специальным развивающим педагогическим технологиям, которые они смогут применить в домашних условиях. Повышение педагогической компетентности родителей позволяет сделать процесс обучения и воспитания ребенка непрерывным, организовать его как в педагогическом учреждении, так и в повседневной жизни семьи, тем самым использовать время и возможности ребенка максимально эффективно.
Практическое занятие 4
Тема 5. Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе
Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
В расписании инклюзивной группы должны быть учтены занятия (расписаны помещения, время, специалисты), предусмотренные индивидуальной образовательной программой ребенка с ОВЗ – как индивидуальные, так и групповые, и групповые занятия, реализующие задачи основной образовательной программы.
Режим дня и недели в инклюзивной группе для разных детей может быть гибким (кто-то может находиться в саду в режиме полного дня и все пять дней, кто-то только три или два дня до обеда). Составление расписания в ДОУ, реализующем инклюзивную практику, представляет собой довольно сложную процедуру, которая входит в обязанности старшего воспитателя и требует участия координатора и специалистов, работающих в группе.
В процессе реализации образовательных программ необходимо помнить, что организация деятельности группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки и/или специальными потребностями ребенка с ОВЗ.
При планировании учитывается баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах, структурированным и неструктурированным обучением.
При реализации программ разрабатываются разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Организация совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе учитывает возможности и потребности в развитии всех детей группы и решает задачи их социального взаимодействия на гуманистической основе. Всю жизнь инклюзивной группы пронизывает позитивная атмосфера принятия и поддержки. При совместном воспитании с учетом индивидуальных особенностей дети получают опыт согласования своих интересов с интересами других.
Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ (ИОП, ООП), так и в ходе режимных моментов.