Пример 1 (7-8 класс)
Семиклассник Олег вместе с папой-зоологом путешествовал по Австралии и фотографирует всех диких животных, которые им встречаются в национальных парках и заповедниках. Вернувшись домой, он показал фотографии своему другу Диме, увлекающемуся географией. Дима заметил, что 3 вида животных Олег вряд ли мог сфотографировать в дикой природе, скорее всего, эти фотографии были сделаны в зоопарке.
Вот какие животные были на фотографиях Олега:
Коала, большой рыжий кенгуру, ехидна, вомбат, какаду, капибара, бурая сумчатая мышь, фенек, бандикут, намбат (сумчатый муравьед), восточный серый кенгуру, валлаби, нанду.
Какие 3 вида животных Олег мог сфотографировать только в зоопарке? На каких материках эти животные обитают в естественной среде? Распределите животных из списка по природным зонам. Какие еще животные могли встретиться Олегу в национальных парках Австралии?
Модификация
При составлении задачи может быть выбран любой материк. Также можно «сузить» путешествие Олега до одной природной зоны (для восьмиклассников – в пределах России), тогда лишними будут представители животного (и растительного) мира других природных зон этого же материка.
Система оценивания: за правильные ответы – 4 балла.
Пример 2 (7-11 класс)
Установите соответствие определений географическим явлениям и назовите материки (или части света), на которых эти явления наблюдаются.
А. Поророка Б. Сирокко В. Кум Г. Скрэб Д. Атолл
1. Заросли низкорослых вечнозеленых ксерофитных кустарников в тропиках и субтропиках.
2. Кольцеобразный коралловый остров в виде узкой гряды, окружающей неглубокую лагуну.
3. Приливная волна, движущаяся от устья вверх по течению
4. Песчаная пустыня
5. Жаркий, сухой, пыльный ветер из пустынь Северной Африки к побережью Европы
Явление | Определения | Материк |
для составления подобного вопроса может использоваться определение любого географического термина.
Примеры тестовых заданий
Т1 (для 7-11 классов)
Какая из перечисленных литосферных плит имеет наибольшую площадь?
А. Наска
Б. Филиппинская
В. Индо-Австралийская
Г. Кокос
Варианты модификации условия:
платформы, равнины, щиты и плиты также могут быть использованы в задании.
Т2 (для 6-8 классов)
Какую площадь на плане масштаба 1:500 будет занимать прямоугольный участок овощных культур, если на местности его размеры составляют 600 х 150 м?
А. 3600 см2
Б. 360 см2
В. 180 см2
Г. 1800 см2
Варианты модификации и усложнения условия:
Использование иных параметров;
Использование фрагментов топографических карты, по которым участникам Олимпиады предлагается самостоятельно измерить расстояние, вычислить площадь объекта и т.д.
Т3 (для 7-11 классов)
Какой объект расположен вне тропического пояса освещенности?
А. Дельта Ганга и Брахмапутры
Б. Канарские острова
В. Озеро Малави
Г. Порт-Морсби
Варианты модификации условия:
другие комбинации объектов и типов климата, геологического строения территории, природных зон и пр.
Т4 (для 7-11 классов)
Продолжительность светового дня 21 марта на Южном полярном круге составляет:
А. 0 часов
Б. 3 часа
В. 8 часовГ. 12 часов
Д. 24 часа
Т5 (для 7-11 классов)
Как в Южной Америке называются равнинные субэкваториальные ландшафты саванн, характеризующиеся высокотравьем и галерейными лесами?
Т6 (для 7-11 классов)
Правильны ли утверждения? (да/нет)
А. Каспийское море – второе по глубине озеро в мире
Б. Эребус – высшая точка Антарктиды
В. Побережье Камчатки – наиболее влажное место в России
Г. Перистые облака образуются на высоте 6-8 км
Д. Льянос – разновидность саванн в Южной Америке
Варианты модификации условия:
Для задания может быть выбрано любое географическое явление или объект.
Т7(для 7-11 классов)
В пределах какого материка или океана расположены точки, имеющие следующие координаты?
А. 23° 30’ ю.ш. 180° д.
Б. 66° 30’ с.ш. 180° д.
В. 23° 30’ с.ш. 100° з. д.
Г. 70° с. ш. 0° д.
Д. 70° ю.ш. 100° в. д.
Т8 (для 7-11 классов)
Заполните пропуски.
Две великие индийские реки ___________и ____________ образуют плодородную ______________________ низменность. Одна из них берет начало в ___________________, а вторая в Гималаях. Устья рек находятся в разных странах: в __________________ и _________________.
Т9 (для 7-11 классов)
Эти полуострова объединяет множество сходных черт: они расположены в одних широтах, омываются водами Атлантического и Северного Ледовитого океанов, являются крупнейшими в своих частях света, среди месторождений полезных ископаемых выделяются руды черных и цветных металлов. Назовите полуостров, на климатические условия которого значительное влияние оказывает холодное течение.
Т10 (для 7-11 классов)
Какой фактор определяет частую повторяемость катастрофических наводнений на Лене?
А. Густой растительный покров по берегам реки
Б. Многоснежные зимы
В. Горный рельеф
Г. Ледяные заторы, образующиеся в русле реки
Д. Ливневые осадки весной