Джордж Беркли: номиналистическая критика материализма.




ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753)

Джордж Беркли – английский философ, известный как субъективный идеалист, внесший значительный вклад в теорию познания. С 1737 по 1752 был епископом. Первым дал определение материи и впервые употребил термины «материализм» и «идеализм»

 

Основные работы Беркли:

· «О принципах человеческого знания»

· «Три разговора между Гиласом и Филонусом»

· «Опыт новой теории зрения»

 

Цели и задачи философа по Беркли

По своим убеждениям Беркли был консерватором, призывал ирландцев к лояльности Англии и выступал категорически против любого рода революций и мятежей. Главным идейным противником для него был материализм, из его современников ярко представленный у Дж. Локка. Беркли хорошо понимал всю опасность материализма как теоретического фундамента революционного вольнодумства и атеизма. (В качестве своих оппонентов он называет еще и скептиков, эпикурейцев, «гоббистов», а также фаталистов и «идолопоклонников разных форм»; критикуется, правда тоже без указания имени, теория абсолютного пространства И. Ньютона).

Собственную задачу он видел в защите христианства и критике атеизма – в особенности материализма как его методологической основы. На первом месте для него стояло обоснование идеализма. Для этого английскому философу нужно было доказать невозможность существования материи. Здесь он действует через теорию познания.

 

Учение Беркли о познании

Суть развивавшейся Беркли теории можно выразить в словах: «Существовать – значит быть воспринимаемым» (esse est percipi). Иными словами, он отождествляет свойства внешних предметов с ощущениями этих свойств; в этом смысле все вещи – ничто иное как «комплексы ощущений».

По мысли философа, если какая-либо вещь перестаёт восприниматься человеком, то её могут продолжать воспринимать другие люди. Если же вещь вообще не воспринимается никем из людей, то она продолжает своё существование в Божественном сознании.

Таким образом, Беркли доказывал, что единственно доступное человеку знание – это знание своих собственных ощущений и образованных от них представлений; знать же абстракции вроде «материи» он не может, поскольку она никак не воздействует на его чувства. Абстракции попросту невозможны. Помимо ощущений, нам доступны лишь тесно связанные с воспринимаемым предметом его мысленные «образы» (их Беркли также называл идеями).

Так в словосочетании «запах розы» мы не можем отделить идею запаха от его конкретного носителя (розы), то есть мы не можем понюхать запах, как таковой, запах вообще. Ошибка возникает, когда мы принимаем слова за нечто существующее на самом деле. Иными словами, понятие «запах как таковой» или «красота сама по себе» воспринять непосредственно мы не можем. То есть, по Беркли, слова ничего не означают, кроме конкретного индивидуального предмета. Слово – это не более чем знак идеи, соответствующей конкретному предмету.

Мои восприятия «внешнего» мира зависят от меня самого, но то, что именно я воспринимаю (день или ночь, солнце или звезды и луну, дома, горы, лес, реки или море, вообще законы природы), от меня не зависит. Все это непосредственно зависит от Творца, который сотворил всё: в том числе и самого меня. Иными словами, хотя мои ощущения и субъективны, но воспринимаемое, если можно так выразиться, «объективно» в том смысле, что от меня не зависит.

Согласно Беркли, все качества предмета (твердость и мягкость, цвет, вкус, теплота, форма и т.п.) существуют лишь в духе, которым они воспринимаются. Мы можем воспринимать: 1) идеи, действительно воспринятые чувствами;
2) идеи, образованные от наблюдения эмоций и действий ума;
3) идеи, образованные при помощи памяти и воображения; и, наконец,
4) идеи, образованные через соединение, разделение или сочетание того, что было воспринято одним из первых трех способов.

Встает вопрос, а можем ли мы воспринимать сами человеческие души и Божественный Дух? Идеи предметов могут быть нами восприняты именно потому, что сами они пассивны. Напротив, духи – это активные существа, и в силу этого восприняты быть не могут. Душа или Дух не воспринимаем потому, что воспринимает всё сам и мыслит.

По-видимому, философ касается здесь проблемы познаваемости собственного я. Как я, будучи субъектом, активным существом, и созерцая все сам, могу познать свое я, которое в этом случае как бы становится для меня «объектом» не переставая при этом созерцать, не теряя свою субъективность?

 

Критерии истины по Беркли:

· яркость (либо, наоборот, тусклость) ощущений

· одновременность и приблизительная одинаковость восприятий у многих людей

· преимущественная согласованность ощущений, при этом истинна не всякая взаимосогласованность знаний, а та, которая более проста, обозрима и удобна для усвоения

«Анти-материализм» Беркли

Согласно Беркли, материальная субстанция – не более чем абстракция. Абстракции же, по его убеждению, существовать не могут. Стало быть, не существует и понятия материи как субстанции (то есть того, что лежит в основе всего), как нет и самой материи. Абстракции не могут быть непосредственно восприняты в наших ощущениях, их нет. Абстракция – это пустой звук, слово, которое в реальности не означает ничего. Материи не существует именно потому, что невозможны абстракции, как таковые. Более того, уже само это понятие вредно и противоречиво. Тем самым, по его мнению, по материализму наносился сокрушительный удар.

Стоит заметить, что философ вовсе не оспаривает существования предметов окружающего мира. Всё то, что мы можем познать посредством чувств либо размышления, существует на самом деле – но тесно связано с сознанием – моим, других людей либо Божественным. Он отрицает лишь существование материальной субстанции, позволяющей атеисту обосновать свое безбожие. Существование же духовной субстанции (Бога) он признает. Более того, ни о каком существовании вне этой связи с духом – моим, а чаще Божественным – не может быть даже речи.

 

Смысл и значение философии Джорджа Беркли

Указывая на зависимость мира от наших ощущений, Беркли утверждает, что «по ту сторону» ощущений и впечатлений мы знать ничего не можем. А, говоря о связи воспринимаемого мира с сознанием и отрицая материю, он проводит идею неразрывности внутренней духовной связи и «взаимопронизанности» всех компонентов мира, их взаимной «открытости» друг другу и человеческому сознанию.

Что особенно важно, своей концепцией ощущения, всего познания Беркли привлек внимание к проблеме активности человеческого сознания уже

 

 

 


 

Философия Давида Юма

Давид Юм (1711 - 1776) – один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения, философ, историк, экономист. Один из главных и последних эмпириков, развивал идеи Локка и Бергеля.

Эмпиризм – философское учение, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов и явлений.

Главные работы: «История Англии» (в двух томах) (наиболее известная); «Трактат о человеческой Природе», «Исследование о человеческом познании», «Исследование о принципах Морали», «Диалоги о естественной религии» (опубликована посмертно).

Основной задачей философии считал всестороннее изучение человека с позиции эмпиризма. Он видел философию как руководство для практической деятельности. Юм развил учение об опыте как о потоке впечатлений. Одно из центральных мест в его философии занимает проблема причинности.

Юм считал, что все науки непрочные, поскольку они базируются на основе неисследованных человеческих способностей. Поэтому прежде всего нужно составить науку о человеке, его способностях, а из неё уже выводить все остальные науки. Наука о человеке должна быть эмпирической. Эмпирический метод нужно последовательно применять к исследованию человека, и в первую очередь человеческой способности к познанию.

Познавательный опыт по Юму делится на два этапа:

· Впечатления

· Идеи

Образ впечатлений в мышлении. Человек воспринимает некоторые ощущения, из которых потом образуются идеи, дающие человеку внутренний опыт. Впечатления существуют сами по себе, они просто и являются атомами чувственного познания. Мы наблюдаем только впечатления и исследуем только их.

Впечатления делятся на впечатления от:

· Ощущений (причина появления не известна)

· Рефлексий (возникает от воздействий на ум идей и ощущений)

Сложные идеи образуются вследствие ассоциации идей.

Семь видов отношений идей, посредством которых образуются ассоциации:

Интуитивные  
Сходство Пространственно-временные
Противоположность Причинные ассоциации
Количество Отношения тождества
Качество  
Могут быть предметом достоверного знания, т.к. получаются с помощью строгих абстрактных рассуждений. Возникают только из опыта, а не интуитивно, и лишь причинные отношения между идеями являются такими отношениями, которые производят в уме сложные идеи, отсутствовавшие в уме, т.е. являются источником формирования новых идей.

 

На самом деле причинно-следственной связи нет, есть лишь два различных воспринимаемых объекта.

Идеи можно сопоставляться и сравнивать по принципу их пространственного и временного отношения, но необходимой связи между ними усмотреть нельзя.

Люди делают обычную ошибку: они считают, что то что наступает после известного события, наступает по причине этого события. Индукция может дать относительную истину, но строить на ней веру в абсолютную истину нельзя. Вера в причинно-следственные связи есть лишь вера, наступающая в результате привычки (belief).

Наблюдая свой собственный внутренний мир, мы не наблюдаем ничего, кроме смены ощущений, смены разного рода идей и восприятий, находящихся в душе. Поэтому в душе нет ничего постоянного, нет никакого единства личности, нет никакого Я - все постоянно изменяется. Поэтому не существует никакой духовной субстанции, ибо главное свойство субстанции - постоянно.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: