Вопрос 1 .Физическая культура как общественное явление, её характеристика и функций.




Лапшовой ОБ-БЖФК-11

 

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем, это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического и духовного совершенствования личности.

Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.

К физической культуре относится достаточно широкий круг явлений, в частности, такие как:

- тело человека с его характеристиками (уровень физического развития, функциональной и физической подготовленности);

- процесс физического развития и физического воспитания (изменение форм и функций организма в процессе возрастного развития, средства, формы и методы физического воспитания);

- знания, потребности, ценностные ориентации, социальные отношения и институты (физическое образование, мотивы занятий физической культурой и спортом, специфические отношения между объектом и субъектом физкультурной деятельности, социализация индивидуумов).

Как и культуру общества в целом, физическую культуру можно рассматривать с разных точек зрения. Для ее относительно полной характеристики необходимо иметь в виду три аспекта:

- деятельностный (физическая культура – как процесс или способ рационально организованной преобразовательной деятельности);

- предметно-ценностный (физическая культура – как совокупность «предметов», представляющих определенную ценность для удовлетворения общественных и личностных потребностей.К таким ценностям можно отнести занятия в области физической культуры, различные методики занятий и обучения физическими упражнениями, материально-техническую базу);

- персонифицированно-результативный (физическая культура – как результат деятельности, воплощенный в самом человеке.Эти результаты могут представлять собой уровень физического развития, физической подготовленности, степень освоения двигательных умений и навыков, эстетика форм тела и др.).

Характеристиками физического развития являются:

показатели телосложения: длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения;

показатели здоровья: функционирование сердечно- сосудистой, дыхательной, нервной системы, органов пищеварения и выделения, других органов;

показатели развития физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости.

Предпосылкой физического развития являются природные задатки ребенка, которые передаются ему по наследству. По этой причине высоких спортивных результатов может достигнуть не каждый ученик. Но каждый занимающийся может физически себя развиватьпри условии добросовестных, систематических, целенаправленных занятий физическими упражнениями.

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:

физические упражнения;

оздоровительные силы природы;

гигиенические факторы природы.

Основным специфическим средствам физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы гигиенические факторы.

Физическими упражнениями называют осознанные двигательные действия, специально подобранные и проводимые для решения задач физического воспитания. Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела и его частей во времени и пространстве. Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия. Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное действие (в этом случае говорят: «Я выучил новое физическое упражнение»), с другой – как процесс многократного повторения (говорят: «Физические упражнения развивают силу»).

Воздействие физических упражнений на организм человека зависит от условий, в которых они проводятся. Такими условиями являются:

- сами упражнения, так как они могут быть различными по своему воздействию на организм;

- место и время выполнения упражнений;

- дозировка, т.е. продолжительность и количество упражнений в зависимости от возраста, пола, степени подготовленности и т.д.

Следовательно, систематически выполняя физические упражнения, мы можем влиять на показатели физического развития.

Функции физической культуры реализуются через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: