Тема: Нравственные основы осуществления правосудия (коллоквиум)
План:
1. История судебной этики.
2. Нравственно-профессиональные основания деятельности судебной власти.
3. Нормативные основания этического регулирования поведения судьи. Нравственные требования к личности судьи.
4. Профессиональная честь и достоинство.
Задания для подготовки к коллоквиуму:
1. Изучить Кодекс судейской этики.
2. Ответить на следующие вопросы:
- Каковы содержание и значение судебной этики в понимании А.Ф. Кони, Д.Н. Плевако, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого и др.?
- Возможно ли оправдание судебной ошибки? Привести примеры.
- Можете ли вы дать нравственную оценку так называемого права на ошибку в деятельности юриста?
Практическое занятие № 6
Тема: Судебная этика.
План:
1. Принципы судебной этики.
2. Обвинительный уклон в уголовном процессе.
3. Судебный этикет: понятие, основные требования.
Задания для подготовки к коллоквиуму:
1. Как связаны между собой основные принципы судебной этики?
2. Каким образом проявляется принцип справедливости в деятельности адвоката, прокурора, судьи, участвующих в судебном процессе?
3. Каких норм судебного этикета должен придерживаться председательствующий в процессе, адвокат, государственный служащий?
4. Можно ли считать суд присяжных своего рода панацеей, позволяющей гарантировать справедливость, беспристрастность и независимость судебного решения?
5. Всегда ли следует придерживаться судебного этикета?
Практическое занятие № 7
Тема: Этические основы деятельности адвоката (4 часа).
План:
1. Нравственные основы деятельности адвоката: содержание и особенности.
2. Цели и средства в профессиональной деятельности адвоката.
3. Основные понятия Кодекса адвокатской этики.
4. Этика адвокатской тайны.
5. Престиж профессии адвоката в обществе и его моральная оценка.
Задания для подготовки к дискуссии:
1. Ответить на следующие вопросы:
- Какие нравственные нормы (в случае их исполнения) способствуют поддержанию и повышению авторитета профессии адвоката?
- Какие этические принципы служат адвокату ориентирами при выборе собственной линии поведения или поведения своего клиента?
- Каково значение профессиональной этики для профессии адвоката? (проанализируйте этические принципы, представленные в тексте Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»).
- В чем суть основных моральных проблем в деятельности адвоката?
- Почему принцип независимости считается одним из основных в профессии адвоката?
- Каковы требования принципа конфиденциальности?
-В чем заключаются принципы добросовестности и честности профессиональной этики адвоката?
Практическое занятие № 8
Тема: Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности (2 ч).
План:
1. Соотношение законности и нравственности в праве и правоохранительной деятельности.
2. Нравственные основы и содержание международных правовых норм о правах человека.
3. Конституционные нормы о правосудии и правоохранительной деятельности.
4. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства РФ.
Практическое занятие № 9
Тема: Нравственные основы деятельности прокурорского работника (коллоквиум)
План:
1. Нравственные начала в деятельности прокуратуры: гласность, независимость, беспристрастность.
2. Кодекс этики прокурорского работника РФ.
3. Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации.
Практическое занятие № 10 (4 часа)
Тема: Этика и психология следователя и судебного эксперта.
План:
1. Этические требования в деятельности следователя.
2. Этика и психология судебного эксперта.
3. Этика взаимоотношений между юристами.
4. Этика взаимоотношений следователя и адвоката.
5. Этика отношений между следователем и оперативным работником.
6. Нравственные аспекты взаимоотношений следователя и эксперта, специалиста.
Задания для подготовки к дискуссии:
1. Какие виды требований предъявляются сегодня к личности следователя?
2. В чем проявляется специфика обвинительного уклона в деятельности следователя?
3. Какие этически значимые навыки должен использовать в своей работе следователь для достижения конструктивного взаимодействия с адвокатом, оперативным работником, экспертом?