Исполнение. Особенности звучания.




В основе исполнения фламенко лежит «расгеадо», испанский бой. Расгеадо — один из главных приемов испанской гитары, который используется для аккомпанемента танцорам и певцам фламенко. Он бывает восходящим (от 6-й струны к 1-й), нисходящим (наоборот) и комбинированным. В песнях канте фламенко используются лады мажорный, минорный и т. н. лад ми (mododemi - название условное, от басовой струны гитары; испанские музыковеды называют его также "дорическим" - mododorico). В мажоре и миноре употребляются гармонии I, V и IV ступеней; изредка встречается септаккорд II ступени. Песни канте Ф. в миноре немногочисленны: это - фаррука, халео, некоторыерыесевильяны, булерии и тьенто. Мажорные песни - болеро, поло, алегриас, мирабрас, мартинете, карселера и др. Абсолютное большинство песен канте Ф. основано на звукоряде "лада ми" - древнем ладе, перешедшем в нар. муз. практику из старинной испанской литургии и несколько видоизменённом нар. музыкантами; в основном он совпадает с фригийским ладом, но с мажорным тоническими трезвучием в гармоническом сопровождении и с "колеблющимися" II и III ступенями в мелодии - то натуральными, то повышенными, независимо от направления движения.

Импровизац. характер исполнения песен канте Ф., применение в них интервалов меньше полутона, а также свободный метр во многих из них препятствуют точной фиксации их в нотной записи: она не может дать верного представления об истинном звучании канте Ф.

Для мелодий канте Ф. характерны: небольшой диапазон (в наиболее древних формах, как тона или сигирийя, не превышающий квинты), общее нисходящее движение от верхнего звука вниз к тонике при одновременном decrescendo (от f к р), плавный мелодический рисунок без скачков (скачки допускаются изредка и только между окончанием одного муз. периода и началом следующего), многократные повторения одного звука, обильная орнаментика (мелизмы, апподжиатуры, продолжительность опевания опорных мелодических звуков и т. п.), частое применение portamento - особенно выразительного благодаря употреблению кантаорами интервалов меньше полутона. Особый характер мелодиям канте Ф. придаёт спонтанная, импровизационная манера исполнения кантаоров, которые никогда не повторяют в точности одну и ту же песню, но всегда привносят в неё нечто новое и неожиданное, хотя и не нарушающее стиль.

Можно разделить все песни канте Ф. по метроритмическим характеристикам на 3 группы:

1) песни, исполняемые без всякого аккомпанемента, в свободном ритме, или с аккомпанементом (гитара), не придерживающимся к.-л. постоянного метра и дающим певцу только гармонич. поддержку; к этой группе относятся наиболее древние песни канте Ф. - тона, саэта, дебла, мартинете;

2) песни, также исполняемые певцом в свободном метре, но с метрически упорядоченным аккомпанементом: сигирийя, солеа, канья, поло, тьенто и др.;

3) песни с метрически упорядоченными вокальной мелодией и аккомпанементом; к этой группе относится большинство песен канте Ф.

В песнях 2-й и 3-й групп используются двудольные (2/4), трёхдольные (3/8 и 3/4) и переменные (3/8 + 3/4 и 6/8 + 6/8 + 3/4) метры; последние особенно типичны.

 

Главным, практически единств. муз. инструментом, участвующим в канте Ф., является гитара. Гитара, которую используют андалусийские "токаоры" (гитаристы стиля Ф.), называется "гитара фламенка" (guitarraflamenca) или "сонанта" (sonanta, букв. -звучащая); она отличается от обычной испанской гитары более узким корпусом и вследствие этого более приглушённым звучанием. По мнению исследователей, объединение токаора с кантаором в канте Ф. произошло не ранее нач. 19 в. Токаор исполняет прелюдии, предшествующие вступлению кантаора, и интерлюдии, заполняющие паузы между двумя вокальными фразами. Эти сольные фрагменты, подчас очень развёрнутые, называются "фальсетас" (falsetas) и исполняются приёмом "пунтео" (от puntear - пунктировать; исполнение сольной мелодии и различие фигурации с эпизодическим применением аккордов для подчёркивания гармонии в кадансовых оборотах). Короткие отыгрыши между двумя "фальсетас" или между "фальсета" и пением, исполняемые приёмом "расгео" (rasgueo; последовательность полнозвучных, иногда тремолирующих аккордов), наз. "пасеос" (paseos).

Гитара-фламенко, самая «испанская» гитара. Она появилась в XIX веке как удешевленный вариант классической гитары, получила распространение в среде андалузских цыган, главных «творцов» музыки фламенко, и стала воистину народным инструментом.

Гитары-фламенко обычно делают из кипариса, считающегося дешевым материалом. Корпус гитары-фламенко меньше, чем у классики, она более юркая. В руках испанца гитара должна «танцевать». Звук гитары более насыщенный, агрессивный. На такой гитаре проще выразить всю страсть испанской народной музыки.

 

Известные гитаристы: Патиньо, Хавьер Молина, РамонМонтойя, Пако де Лусия, Серранито, МанолоСанлукар, Мельчор де Марчена, Курро де Херес, Эль НиньоРикардо, Рафаэль дельАгила, Пако Агилера, МорантоЧико

Помимо испанской гитары музыку фламенко создают кастаньеты и пальмас, то есть хлопки в ладоши.

Кастаньеты своей формой напоминают ракушки, соединенные между собой шнурком. Левой рукой танцор или певец отбивает основной ритм произведения, а правой – создает замысловатые ритмические рисунки. Сейчас искусству игры на кастаньетас можно научиться в любой школе фламенко.

Другой важный инструмент, сопровождающий музыку, это пальмас, хлопки. Они отличаются по звонкости, длительности, ритму. Без хлопков невозможно представить ни одно представление фламенко, так же как и без криков “Olé”, которые только придают уникальность танцу и песне.

Одна из самых известных композиций и самая моя любимая в этом жанре - «Entredosaguas». Ее создатель - Пако Де Лусия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: