Логика и методология развития естествознания.




Цель и задачи учебной дисциплины.

Цель освоения дисциплины: формирование целостного взгляда на окружающий мир и ознакомление студентов-гуманитариев с дополнительным для них неотъемлемым компонентом культуры - естествознанием.

Задачи дисциплины:

1) Формирование ясного представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.

2) Понимание природы отчуждения гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры и необходимость их воссоединения на основе целостного взгляда на мир.

3) Понимание принципов преемственности и непрерывности в изучении естествознания.

4) Осознание проблем экологии и биоэтики в их связи с основными концепциями и законами естествознания.

5) Формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу.

Уровень начальной подготовки. Для успешного освоения дисциплины КСЕ необходимо усвоение студентами:

1) общей биологии (школьный курс);

2) физики (школьный курс).

3) химии (школьный курс).

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.

Данная учебная дисциплина может быть отнесена к вариативной части раздела Б.2 (математический и естественнонаучный цикл) общепрофессионального цикла ФГОС-3.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

1) Знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессионально деятельности (ОК-1)

2) Привержен этическим ценностям и здоровому образу жизни (ОК-22)

В результате освоения дисциплины КСЕ студент должен

Знать:

взаимосвязь гуманитарных и естественных наук как компонентов единой культуры (ОК-1) предмет и историю естествознания, фундаментальные законы природы и особенности человека как части природы и предмета естественнонаучного познания (ОК-1, ОК-22) основные общие (особенности организации материи на физическом, химическом и биологическом уровнях) и частные (биоэтика, потребности человека, работоспособность человека, экосистемы, этнология, эволюция человека и его ископаемые формы, влияние жилища человека на его здоровье, глобальный экологический кризис) проблемы естествознания (ОК-1, ОК-22)

Уметь: применить полученные знания в профессиональной деятельности (ОК -1) прослеживать взаимосвязь гуманитарных и естественных наук как компонентов единой культуры, выявлять причинно-следственные связи в природных и социальных явлениях (ОК-1) применить полученные знания при соблюдении здорового образа жизни (ОК -22)

Владеть: методами научного познания (обобщение, анализ, классификация и т.д.) (ОК-1) принципами социально-этического и гуманистического подхода в науке (ОК-22)

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единицы – 216 часов. Из них 4 часа приходится на интерактивное обучение.

4.1. Структура дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Формируемые компетенции (ОК, ПК)
  Раздел I. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира Естествознание как комплекс наук о природе. Дифференциация и интеграция наук. Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук. Научная картина мира. ОК-1, ОК-22
  Раздел II. Структурные уровни и системная организация материи». Вселенная в разных масштабах: микро-, макро- и мегамир. Критерий подразделения: соизмеримость с человеком (макромир) и несоизмеримость с ним (микро- и мегамир). ОК-1, ОК-22

 

 

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторные заня­тия Самостоя­тельная работа
      Лекции Семинары  
Раздел I. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
1. Логика и методология развития естествознания            
           
2. История естествознания          
3. Современная физико-химическая картина мира            
4. Современная астрономическая картина мира          
Раздел II. Структурные уровни и системная организация материи».
5. Внутреннее строение и история геологического развития Земли            
6. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.          
7. Закономерности развития биосферы.            
8. Человек как предмет естественнонаучного познания          
  зачет        
  ВСЕГО:        

 

4.3. Темы занятий и краткое содержание

Логика и методология развития естествознания.

Место науки в структуре знания. Структура научной деятельности. Критерии и нормы научности. Научная истина и научное мировоззрение. Парадигмы. Логика и динамика развития науки. Научные революции. Методы научного познания: общечеловеческие приемы мышления, способы эмпирического и теоретического исследования. Формы научного знания: проблемы, гипотезы, идеи, принципы, категории, законы, теории. Математизация естествознания. Дифференциация и интеграция естествознания.

История естествознания.

Возникновение науки как преодоления мифа. Зарождение эмпирического научного знания. Формирование первых естественнонаучных программ: атомистическая программа; математическая программа. Создание первой естественнонаучной картины мира в древнегреческой культуре. Ренессансная мировоззренческая революция. Гелиоцентрическая картина мира. Н. Коперник, Дж. Бруно Г. Галилей, Тихо Браге, И.

Кеплер - формирование предпосылок классической механики как первой фундаментальной естественнонаучной теории. Принцип относительности Галилея. Ньютоновская революция. Создание теории тяготения. Корпускулярная теория света. Космология Ньютона. Развитие учения об электричестве и магнетизме. Электродинамическая картина мира. Работы А. Ампера, Х. К. М. Эрстеда, Фарадея, Дж. Максвелла, Г. Герца. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Развитие понятия «поле». Концепция близкодействия. Свет как электромагнитная волна. Корпускулярно-волновой дуализм. А. Эйнштейн. Изучение теплового движения частиц. Изучение природы света. Принцип относительности Галилея и электромагнитные явления. Преобразования Лоренца. Специальная теория относительности. Общая теория относительности. Современные представления о пространстве и времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: