Цель и задачи учебной дисциплины.
Цель освоения дисциплины: формирование целостного взгляда на окружающий мир и ознакомление студентов-гуманитариев с дополнительным для них неотъемлемым компонентом культуры - естествознанием.
Задачи дисциплины:
1) Формирование ясного представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.
2) Понимание природы отчуждения гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры и необходимость их воссоединения на основе целостного взгляда на мир.
3) Понимание принципов преемственности и непрерывности в изучении естествознания.
4) Осознание проблем экологии и биоэтики в их связи с основными концепциями и законами естествознания.
5) Формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу.
Уровень начальной подготовки. Для успешного освоения дисциплины КСЕ необходимо усвоение студентами:
1) общей биологии (школьный курс);
2) физики (школьный курс).
3) химии (школьный курс).
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.
Данная учебная дисциплина может быть отнесена к вариативной части раздела Б.2 (математический и естественнонаучный цикл) общепрофессионального цикла ФГОС-3.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
1) Знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессионально деятельности (ОК-1)
2) Привержен этическим ценностям и здоровому образу жизни (ОК-22)
В результате освоения дисциплины КСЕ студент должен
Знать:
взаимосвязь гуманитарных и естественных наук как компонентов единой культуры (ОК-1) предмет и историю естествознания, фундаментальные законы природы и особенности человека как части природы и предмета естественнонаучного познания (ОК-1, ОК-22) основные общие (особенности организации материи на физическом, химическом и биологическом уровнях) и частные (биоэтика, потребности человека, работоспособность человека, экосистемы, этнология, эволюция человека и его ископаемые формы, влияние жилища человека на его здоровье, глобальный экологический кризис) проблемы естествознания (ОК-1, ОК-22)
Уметь: применить полученные знания в профессиональной деятельности (ОК -1) прослеживать взаимосвязь гуманитарных и естественных наук как компонентов единой культуры, выявлять причинно-следственные связи в природных и социальных явлениях (ОК-1) применить полученные знания при соблюдении здорового образа жизни (ОК -22)
Владеть: методами научного познания (обобщение, анализ, классификация и т.д.) (ОК-1) принципами социально-этического и гуманистического подхода в науке (ОК-22)
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единицы – 216 часов. Из них 4 часа приходится на интерактивное обучение.
4.1. Структура дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | Формируемые компетенции (ОК, ПК) |
Раздел I. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира | Естествознание как комплекс наук о природе. Дифференциация и интеграция наук. Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук. Научная картина мира. | ОК-1, ОК-22 | |
Раздел II. Структурные уровни и системная организация материи». | Вселенная в разных масштабах: микро-, макро- и мегамир. Критерий подразделения: соизмеримость с человеком (макромир) и несоизмеримость с ним (микро- и мегамир). | ОК-1, ОК-22 |
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
Лекции | Семинары | ||||
Раздел I. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира | |||||
1. | Логика и методология развития естествознания | ||||
2. | История естествознания | ||||
3. | Современная физико-химическая картина мира | ||||
4. | Современная астрономическая картина мира | ||||
Раздел II. Структурные уровни и системная организация материи». | |||||
5. | Внутреннее строение и история геологического развития Земли | ||||
6. | Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. | ||||
7. | Закономерности развития биосферы. | ||||
8. | Человек как предмет естественнонаучного познания | ||||
зачет | |||||
ВСЕГО: |
4.3. Темы занятий и краткое содержание
Логика и методология развития естествознания.
Место науки в структуре знания. Структура научной деятельности. Критерии и нормы научности. Научная истина и научное мировоззрение. Парадигмы. Логика и динамика развития науки. Научные революции. Методы научного познания: общечеловеческие приемы мышления, способы эмпирического и теоретического исследования. Формы научного знания: проблемы, гипотезы, идеи, принципы, категории, законы, теории. Математизация естествознания. Дифференциация и интеграция естествознания.
История естествознания.
Возникновение науки как преодоления мифа. Зарождение эмпирического научного знания. Формирование первых естественнонаучных программ: атомистическая программа; математическая программа. Создание первой естественнонаучной картины мира в древнегреческой культуре. Ренессансная мировоззренческая революция. Гелиоцентрическая картина мира. Н. Коперник, Дж. Бруно Г. Галилей, Тихо Браге, И.
Кеплер - формирование предпосылок классической механики как первой фундаментальной естественнонаучной теории. Принцип относительности Галилея. Ньютоновская революция. Создание теории тяготения. Корпускулярная теория света. Космология Ньютона. Развитие учения об электричестве и магнетизме. Электродинамическая картина мира. Работы А. Ампера, Х. К. М. Эрстеда, Фарадея, Дж. Максвелла, Г. Герца. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Развитие понятия «поле». Концепция близкодействия. Свет как электромагнитная волна. Корпускулярно-волновой дуализм. А. Эйнштейн. Изучение теплового движения частиц. Изучение природы света. Принцип относительности Галилея и электромагнитные явления. Преобразования Лоренца. Специальная теория относительности. Общая теория относительности. Современные представления о пространстве и времени.