Воображаемое путешествие




Творческие задания на сценической площадке

Учитель. Сейчас мы отправимся с вами в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет ваше сознание. Итак, возьмем со стульев воображаемые рюкзаки, наденем их, выйдем на сцену. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букета. Собирайте ягоды! Но для начала определите для себя - какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить вас - что это? Учтите, все растет в траве, а значит, не сразу увидишь. Поэтому траву нужно осторожно раздвигать руками. Ну, а теперь мы пошли дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, а через него перекинута доска. Переходите по доске! Мы вошли в лес, где много грибов и малины. Присмотритесь сначала! Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзачков то, что вам дала в дорогу мама, и перекусите! А я буду угадывать, что вы едите. Примечание. Класс лучше разделить пополам. Одна группа выполняет задания, другая смотрит и определяет, кто вел себя более естественно и правдиво. Затем можно поменяться местами.

2. "Изобрази птицу или животное"

Учитель. Сейчас каждый из вас задумает, в какое животное или птицу он хочет превратиться, и покажет в виде пантомимы. А мы будем угадывать: кто это? Первое условие - верить в превращение. Не улыбаться во время показа! Начали! Первое замечание - животные ходят на четырех лапах, а кое-кто из вас передвигался на коленях. Это неправильно, на коленках животные не ползают, разве только черепахи. Второе замечание - вы просто ходили, а животные всегда заняты чем-то определенным: ищут еду, играют, спасаются от врага. Задание на дом: понаблюдать за поведением кошки, собаки, вороны, воробья и попытаться повторить их движения.

3. "Привычки и повадки животных"

Учитель. Действуйте, задавая себе вопросы и отвечая на них: "Что бы я делал, если бы у меня были крылья? Если бы у меня был длинный клюв? Если бы я подстерегал добычу?" Сопровождайте мысленно свои действия словесным комментарием, например: - Я дятел. Вот я крепко держусь когтями за дерево, долблю кору. Под ней вкусные жучки. Вот я одного нашел, теперь проглочу... - Я черепаха. Никому не доверяю. Чуть что - голову прячу под панцирь. Я ищу еду. Теперь попью... - Я цапля. Я высокая. У меня длинные ноги. Я хожу по болоту. Никто не может стоять на одной ноге, а я могу! При выполнении задания важно именно думать за животное, а не просто показывать его действия.

4. "Встреча двух"

Учитель. Представим себе, что детеныши двух разных животных первый раз вышли на прогулку и встретились. Они еще не знают, с кем произошла встреча, поэтому стараются узнать друг о друге все: кто он, где живет, чем питается, кого опасается и т.д. Прежде чем войти в образ, продумайте все эти вопросы.

5. "Животные во дворе"

Учитель. Сначала давайте вспомним, какие домашние животные обитают на деревенском дворе... У них у всех разные характеры. Даже животные одного вида этим отличаются друг от друга. А теперь я дам каждому карточку, где написано, кого он будет изображать, а мы попытаемся догадаться, что это за животное, и определить его характер. На сцену одновременно будут вызываться несколько учеников. Карточки: надменный индюк, трусливый кролик, голодный поросенок, злобный гусь, красавец павлин, рассерженный петух, бодливый козел, ленивый кот, крикливый щенок, наглая ворона, юркий воробей и т.д.

6. "Картина"

Учитель. Представьте, что наша сцена - это чистый лист бумаги. Вам нужно нарисовать картину на заданную тему. Перед тем, как выйти на сцену, нужно решить, кто ты и что будешь делать. Когда один из учеников примет им задуманную позу, то другие должны угадать, что он делает. Можно изображать и неодушевленные предметы: камень, дерево и т.д. Условие: нельзя повторяться. Темы: "На речке летом", "В лесу", "На спортивной площадке", "В огороде", "В городском парке".

7. "Театр-экспромт"

Выбирается короткая сказка или история, где действие происходит в одном месте, и прочитывается вслух один-два раза. Распределяются роли, и исполнители приглашаются на сцену. Диктор (рассказчик) произносит текст, несущий информацию о действиях героев, "актеры" появляются из-за кулис и последовательно исполняют все, о чем говорится. Читать нужно четко, делая паузы достаточные для выполнения действий. Прямая речь тоже идет от рассказчика. Это очень эмоциональное по характеру и простое для ребят задание, которое подводит их к работе над драматургией произведения, ее законами и в итоге - постановке спектакля.

8. "Кукольный театр"

Для упражнений с куклами нужна ширма. Самая простая делается так: к двум стульям привязываются вертикальные рейки. Длина их должна быть не меньше роста актеров. Третью рейку укрепляют горизонтально, поперек двух других, образуя верхнюю часть ширмы (эта ее часть "грядка"). На "грядке" укрепляется ткань, закрывающая актеров ("фартук"). Зрители смотрят на куклу снизу вверх, поэтому нужно наклонять ее немного вперед (при отклонении руки с куклой назад не видно ее лица). Рука должна быть расслабленной, тогда она долго не будет уставать. Если на сцене несколько кукол, то в движении находится только та, которая разговаривает в данный момент, остальные не двигаются, иначе трудно понять, кто говорит. Сзади ширмы можно повесить полосу материи, которая будет служить фоном. На нее прикрепляются вырезанные из цветной бумаги деревья, домики, облака и т.д. В работе с детьми лучше использовать перчаточные куклы или мягкие игрушки, которые у них есть дома. Начинать можно с задания, которое дети уже выполняли на сцене ("Встреча двух"), а дальше придумываются простейшие событийные сюжеты: "День рождения", "Болезнь друга", "Заблудился в лесу", "Строительство шалаша", "Поиск клада", "На рыбалке" и т.д.

9. "Оживите"

Это задание похоже на одно из предыдущих (см.: "Картина"). Только право выбора места действия будет предоставлено первому, кто выйдет на сцену. С местом действия, кто он и что делает, выступающий должен определиться заранее. Выйдя на сцену, он замирает в выразительной позе, например, копает лопатой землю. Дети должны догадаться, что он делает и где. Следующий присоединяется к нему, выполняя действие, соответствующее этому месту. Например, один высаживает цветочную рассаду, другой поливает из шланга и т.д. Значит, все поняли правильно. Дается команда: "Оживите!" И все ученики должны выполнять свою работу уже в движении. Но бывает, что место действия определяется кем-то из учеников неправильно. Тогда ситуация прибретает комичный характер. В этом иногда бывает виноват первый ученик, который принял невыразительную позу и ввел в заблуждение товарищей.

10. "Животные в цирке"

На занятиях готовится много номеров с "дрессированными животными". Сначала решается, какие это будут номера. Затем назначаются ответственные дрессировщики, "отбираются" движения, которые будут выполняться "зверями", и определяется их очередность в номере. Что же могут делать животные? (каждому дается имя). "Собачки" - отзываться на кличку, танцевать, кружиться, переворачиваться боком, ходить на задних лапах, положив передние на плечи другой, играть в чехарду, решать задачки. "Обезьяны" - визжать, дурачиться, почесываться, водить хоровод, пародировать - как ребята ведут себя в столовой, на перемене, прыгать через скакалку, хлопать, сидя на полу подпрыгивать на ягодицах. "Медведи" - кувыркаться, танцевать в парах, боксировать, играть с мячом, приносить ту или иную вещь. "Кошки" - умываться, потягиваться, играть с клубочком, ходить на задних лапах, переворачиваться боком, ходить между ног дрессировщика, крутить обруч. "Тигры" - вставать на задние лапы, рычать, драться, прыгать через палку и друг друга, прыгать через обруч, отбивать мяч. "Морские котики" - ползать, опираясь на передние лапы, кланяться, играть с воздушным шариком, переворачиваться боком. "Зайчики" - прыгать, барабанить, играть в чехарду, прыгать с поворотами. "Попугаи" - кланяться, бегать по жердочке боком, переговариваться, решать задачки, отвечать на вопросы. Примечание: а) Попросите ребят, чтобы они сами вспомнили цирковые номера с участием животных. б) Сначала можно разбить зал на несколько секторов и отработать номера там, а потом переносить их на сцену.

11. "Войди в образ"

Нужно пройти по сцене и сесть, потом встать и пройти уже в образе того или иного человека: очень старого, больного, раненого, к кому-то подкрадывающегося, что-то ищущего, от кого-то спасающегося и т.д.

12. "Профессионалы"

Учитель. Вообразите себя представителем той или иной профессии, и при помощи искусства пантомимы покажите его в работе. Вспомните, кто по профессии ваши родители или знакомые. Не торопитесь, действуйте последовательно и логично! А мы, зрители, должны догадаться, кого вы изобразили.

13. "Что бы это значило?"

Учитель. Задумайте, какое дело вы будете выполнять и в каком месте. Мы же будем следить за вашими действиями и попытаемся определить: что вы делали и где.

14. "Перехват"

Учитель. Задание выполняется в парах. Одному в паре нужно задумать работу, которая выполняется в определенном месте, как это было в задании "Профессионалы". Ваш товарищ не знает, что вы будете делать. Вы становитесь лицом друг к другу и начинаете "работать". Когда товарищ поймет ваши действия, то он поднимает руку вверх, а педагог дает команду "Перехват!" "Работающий" замирает в позе, в которой его застала команда, а товарищ продолжает действие. При повторной команде меняетесь ролями. Будьте внимательны друг к другу и не торопитесь!

15. "Зеркало"

Учитель. Артисты гримируются перед зеркалом. Встаньте в парах, лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой - зеркало. "Зеркало" внимательно следит за движениями "артиста" и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест! Что может делать артист? Надевать парик, укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы и т.д. Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смеяться при этом!

16. "Окно"

Учитель. Между вами окно с очень толстым стеклом, через которое звуки не проходят. Вы хотите что-то сказать товарищу. Каждому надо заранее решить, что он собирается сообщать партнеру. Для этого он может артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах. Партнер должен его понять и ответить подобным же образом.

17. "Скульптор и модель"

Учитель. Представьте, что вы скульптор и из глины творите образы людей разных профессий: шахтера с отбойным молотком, спортсмена-лучника и т.д. Скульптор задумывает, в каком положении фигура каждого будет воплощена в скульптуре. Ваш товарищ будет "моделью". Он послушно принимает позы, которые будет требовать от него скульптор. "Модель" не знает, что из нее хотят слепить! Скульптор сначала "лепит" ноги, увеличивает наклон корпуса, изменяет положение рук и головы. Когда работа закончена, скульптор говорит: "Готово". "Модель" должна определить, чей образ запечатлен в ней. Я командую: "Оживи". Модель оживает и делает движения, которые ей кажутся соответствующими образу, воплощенному в "скульптуре".

18. "Цирковые артисты"

Учитель. Мы уже пробовали себя в роли дрессированных цирковых животных, а теперь представим, что мы настоящие артисты цирка. Это канатоходцы на проволоке, тяжеловесы, боксеры, фокусники, жонглеры, наездники на лошадях, акробаты, клоуны, гимнастки. Ваше перевоплощение будет полным, если вы научитесь работать,с воображаемыми предметами.

19. "Разное отношение"

Учитель. К разным людям мы относимся по-разному. Представим себе, что вчера кто-то из вас забыл в школе очень нужную книгу (подумайте какую), и вы хотите ее найти. Для этого вы должны справиться о ней поочередно - у друга, учителя и ученика, с которым вы давно не разговариваете. Как вы будете спрашивать, подумайте! Те, кто будет исполнять роли друга, учителя и недруга, пусть займутся каким-нибудь делом. Для этого возьми-те на сцену свои сумки. Теперь разместитесь на сцене в разных ее углах.

20. "Пресс-конференция"

Это задание копирует ситуацию, хорошо знакомую ученикам по телевизионным передачам, когда журналисты берут интервью у того или иного человека. Необходимо выбрать одного ученика. Он будет давать ответы от своего имени. Рядом за столом вместе с ним садится "ведущий", который будет предоставлять слово "журналистам". 5-6 человек располагаются напротив и задают вопросы, когда им предоставляется слово. Вопросы должны касаться разных сторон жизни ученика: школы, класса, учителей, семьи, его интересов и т.д. Когда "журналисту" дают слово, он должен встать и назвать газету или журнал, который он представляет. Вопросы формулируются четко и в вежливой форме. Ответы должны быть ясными и полными.

21. "Массовые сценки" (этюды-импровизации)

Это задание уже полностью подводит учеников к драматургии как профессиональному делу. Оно включает в себя комплекс умений и навыков, приобретенных в процессе обучения, позволяющих "показать" своего персонажа в зависимости от места и времени действия, его желания. Сначала выбираются места действия, уже знакомые детям по сценической работе. Например, представляются следующие сценки: "В зале игровых автоматов", "В ателье готового платья" (кто-то может изображать манекенов), "В троллейбусе", "В магазине", "На уроке", "На вещевом рынке", "В библиотеке", "На почте", "В парикмахерской", "В фотоателье" и т.д. Когда место выбрано, делается выгородка-декорация. Обсуждаются вопросы: "Кого вы хотите представить? Как должно выглядеть сценическое место в той или иной игровой ситуации? Распределяются роли, подбирается реквизит. После просмотра проводится анализ сценок учениками-зрителями и учителем.

22. "Импровизация сказки"

Класс делится пополам, и обе группы выбирают себе режиссера и подбирают для инсценировки хорошо известную сказку, распределяют роли. Можно изображать и неодушевленные предметы. Требуется говорить своими словами, а самое главное - сохранять сюжетную линию!

Ю. Колчеев, преподаватель курса "Творчество" школы №666 г. Москвы, кандидат искусствоведения, Н. Колчеева, учитель русского языка и литературы школы №666 г. Москвы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: