Внутренняя среда организации - это управленческийпроизводственный потенциал предприятия.
Основные переменные внутренней среды:
· 1-ая переменная – цели – конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Характеристики:
o Конкретность и измеримость
o Ориентация во времени
o Достижимость
o Взаимодополняемость
Миссия – смысл существования организации.
По Мескону «миссия» - это основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования.
Миссия организации отвечает на следующие вопросы:
o Для чего мы создаем организацию?
o Чего мы надеемся достичь, создавая организацию?
o На удовлетворении каких общественных личностных потребностей будет делать упор наша организация?
o Каково число людей, имеющих данную потребность?
o Что изменится в лучшую сторону в нашем городе/регионе/стране в результате деят-ти нашей организации?
· 2-ая переменная – структура
Организационная структура – совокупность подразделений организации, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления. Разработкой и реализацией управленческих решений, а также возникающих в процессе управления связей и отношений между ними по выполнению намеченных целей. Организационная структура показывает область ответственности каждого работника и его взаимоотношения с другими работниками структурных подразделений.
Требования к структуре:
- ясность
- экономичность
- минимализм усилий на контроль
- должна помогать каждому сотруднику понимать его задачу, развиваться, предусматривается непрерывное обучение
- стабильность
- приспособляемость
|
- устойчивость во времени
- минимум уровней управления
Виды структур:
- простая линейная (это тип иерархической (бюрократической) структуры, основанной на принципах централизма и единоначалия)
- функциональная (отделы развиты по функциям – продажи, жалобы, сервис, бухгалтерия и тд)
- дивизионная (структура управления предприятия, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся топ менеджеры, возглавляющие производственные подразделения)
- матричная
· 3-ая переменная – Задачи
Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Делятся на 3 категории:
- работа с людьми
- работа с предметами(машинами, сырьем, инструментами)
- работа с информацией
· 4-ая переменная – технология
Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Классификация технологии по Вудворду:
1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий. Часто такое изделие изготавливается для определенного покупателя по его спецификациям или является опытным образцом. Большие компьютеры «Аи Би Эм», коммерческие «Боинги» или военные реактивные самолеты, уникальное медицинское оборудование или космические корабли — все эти виды изделий производятся индивидуально, точно так же, как и продукция, изготовляемая по индивидуальным заказам, например, доски для серфинга, прогулочные суда, мебель, одежда.
|
2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи.
Такой тип производства конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на базе технологии массового производства.
3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примерами непрерывного производства могут служить переработка нефти, сталелитейное и медеплавильное производство, работа электростанций.
· 5-ая переменная – люди
Если руководство - отдельные менеджеры - не признают. что каждый работник представляет собою личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу. Руководство, вообще говоря, достигает целей организации через других людей. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход.
Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности:
o СПОСОБНОСТИ. Областью, в которой люди различаются наиболее наглядно, являются индивидуальные способности, присущие человеку качества.
o ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ОДАРЕННОСТЬ тесно связаны со способностью. Предрасположенность - это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо конкретной работы.
|
o ПОТРЕБНОСТИ. Потребность есть внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо.
o ОЖИДАНИЯ. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения.
o ВОСПРИЯТИЕ. Восприятие сильно влияет на ожидания и на все остальные аспекты поведения. Для практических целей мы определяем восприятие как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений.
o ОТНОШЕНИЕ. ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Еще один аспект различий между людьми - это их отношение к чему-либо или социальные установки.
o ЦЕННОСТИ. В то время как отношение является конкретным убеждением или чувством в преломлении к тем или иным аспектам окружающей среды, ценности - это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни.