Поведение детей в большей степени, чем у взрослых, зависит от того, каким темпераментом они наделены.
Ребенок, обладающий сангвинистическим темпераментом, эмоционален, впечатлителен, в меру живой, активен, ему присущ положительный эмоциональный тонус. При правильном воспитании он не склонен к капризам, коммуникабелен, быстро находит место в обществе сверстников. Такие дети с одинаковым интересом могут играть и в подвижные игры и в спокойные игры, сосредоточенно заниматься, тщательно выполнять поручения.
Ребенок с холерическим темпераментом безудержен в своих проявлениях. Ему присуща высокая нервно-психическая активность. Он чрезмерно подвижен, энергичен, стремителен, импульсивен, очень ярко выражены эмоциональные реакции. Шумные игры, возня для него более естественны, чем дела, требующие тишины и сосредоточенности. Он контактен, бойко отвечает на вопросы взрослых.
В воспитании таких детей на первый план выдвигаются задачи формирования выдержки, сдержанности, положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, интереса к играм и занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Детей холериков полезно переключать от подвижных, шумных игр на спокойные, следить, чтобы они были постоянно чем-то заняты, и вместе с тем давать возможность разрядить энергию в подвижных играх, интересных занятиях: от неподвижности они утомляются и допускают срыв в поведении.
Дети- флегматики спокойные, медлительные, обычно они не доставляют хлопот родителям. В противовес холерику они заторможены, что проявляется не только в замедленности психических реакций, но и в моторике. Такой ребенок нетороплив, все делает медленно, обстоятельно, на распоряжения взрослых не может реагировать моментально, что нередко становится причиной их недовольства. («Разве не слышал, что тебе сказано! »)
В воспитании таких детей следует взять за правило: не раздражаться на медлительность; не делать за ребенка того, что он в силах сделать сам; привлекать к играм и гимнастическим упражнениям, развивающим движения, сноровку, ловкость, смекалку, быстроту реакций, ориентировку в пространстве; давать трудовые поручения.
Особое внимание следует уделять воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, ибо его активность невысока, и он склонен делать то, что ему велят.
У ребенка с меланхолическим темпераментом слабо развиты и тормоза и активность, он эмоционально неустойчив, склонен к слезам и капризам, и к обостренному восприятию даже самой маленькой обиды. И хотя чувства свои он не выражает бурно, но они глубоки. Он чутко реагирует и на тон, и на настроение взрослого. Такие дети трудно адаптируются к дошкольному учреждению, долго не могут привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу. Они особенно нуждаются в подбадривании и ласке, а тон строгости допустим лишь в самых исключительных случаях. Однако в подходе к ним недопустима и другая крайность – излишняя опека. Это может изнежить, сделать их эмоционально незакаленными, легко ранимыми. Зато при правильном воспитании характерная для таких детей повышенная чувствительность к педагогическим воздействиям вырабатывает у них такие ценные качества, как деликатность, чуткость, отзывчивость, такт, скромность.
Если ваш ребенок очень общителен, активен, жизнерадостен, лидер и заводила в компаниях, то ведущий радикал в психотипе у него гипертимный. Такие дети не выносят однообразия, и потому очень важно чередовать для него виды деятельности. Разрешайте ему пробовать и выбирать из различных интересов, не ругайте за непостоянство, а позитивно подкрепляйте - хвалите за дисциплину и самоконтроль.
Если ваш малыш не общителен, более погружен в себя, может долго находится в одиночестве, разбирая что-то или собирая, но не трусишка и довольно умный малыш, то, скорее всего, ведущий радикал шизоидный. Слабое место будущих гениев – общение. Важно без насилия научить ребенка коммуникации, при общении со сверстниками будьте рядом и станьте образцом для подражания.
Если ваш малыш, только научившись ходить, уже составляет аккуратно обувь в прихожей, то у вас растет эпилептоид: аккуратный, основательный, упрямый, дотошный, напористый, дисциплинированный и агрессивный. Направьте его силу в спорт, учите его состраданию и сочувствию к другим.
Если ваш ребенок «домашний», тревожный и осторожный, послушный и застенчивый, то хвалите его за любое проявление силы, перехвалить тревожного невозможно, а вот забить критикой легко.
Если ваш малыш звезда, любит все время находиться в центре внимания и влюбляет в себя всех нянечек и воспитателей, то у вас растет будущий артист или истероид. Хвалите его добрые порывы и заботу о других, не поддавайтесь на истерики и угрозы, игнорируйте нежелательное поведение и хвалите желаемое.
Если ваш малыш чувствителен, эмоционален, искренен, легко привязывается к людям, во всех неприятностях винит себя и готов отдать последнее, то у вас растет эмотив. Для нормального развития такого ребенка важен благоприятный климат в семье, ласка и поддержка.
И последний, самый сложный радикал – неустойчивый. Он отказывается учиться и помогать по дому, драчлив, склонен к сиюминутному удовольствию, не боится последствий, всегда ищет дурную компанию. В воспитании обязателен постоянный контроль и строгие направляющие ориентиры.
Если вы подходите к воспитанию детей индивидуально, то есть через врожденные особенности ребенка, учитывая тип и силу его нервной систему, а по-простому, исходя из его психотипа, то
· вы остаетесь для ребенка другом, а не становитесь врагом, который считает его неправильным и пытается переделать так, как считаете правильным;
· у вас есть все шансы на доверие и взаимопонимание со своим ребенком в будущем.