Модераторы – Н.С. Ладыжец, В.Р. Золотых




Здесь – только дайджест выступлений социологов.

 

Гребенюк Александр Александрович, д.э.н., зам. директора по научной работе Высшей школы современных социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова и Лемэр Лайма Германовна, генеральный директор АО «Крибрум» -представили совместный доклад на тему «Конструирование образа врага»: информационные войны в социальных сетях». Авторы обратили внимание на то, что за последнее 10-летие влияние социальных сетей на нашу жизнь возросло многократно. В них формируются новые процессы и движения, откуда они перетекают в реальную жизнь. Возникает вопрос, как социологам изучать и измерять эти новые сетевые явления? Ответом на него стало появление цифровой социологии и целого ряда новых терминов: «цифровизация», «виртуализация», «большие данные» и даже не используемый IT-специалистами «искусственный интеллект». Первые два понятия часто путают, но их необходимо различать. Когда говорит о процессах виртуализации, то имеют в виду переход социально-экономических и общественных процессов из реального пространства в соцсети, в которых также формируются большие данные, но кардинально отличающиеся от тех, которые собирает цифровизация. Они субъективированы. Это – лайки, репосты, выбор потребляемого контента.

Собственно, изучение разных баз данных – и есть основная задача цифровой социологии. АО «Крибрум» как раз и занимается аналитикой социальных сетей и контента социальных медиа с 2014 г. Сотрудничество с МГУ оказалось плодотворным и взаимно дополнительным. У науки нет высокотехнологичных инструментов для изучения соцсетей - они чрезвычайно дороги. У компаний нет теоретико-методологических оснований для разработки аналитических инструментов. Конкретным примером применения новых аналитических технологий стало информационное противоборство или информационные войны. В частности, был конкретизирован алгоритм формирования образа врага: 1. Конструирование образа России как врага в зарубежных СМИ и социальных медиа; 2. Формирование негативного общественного мнения жителей зарубежных стран; 3. Экспорт «образа врага» в российский сегмент социальных медиа; 4. Формирование негативного общественного мнения жителей России по отношению к руководству страны.

 

Докладчики из Томска Кашпур Виталий Викторович, к.с.н., доцент заведующий кафедрой социологии ТГУ и Барышев Алексей Андреевич, к.э.н., доцент кафедры социологии ТГУ - предложили результаты проведенного анализа по теме «Проблема определения праворадикального онлайн-экстремизма в научном и политическом дискурсе на Западе и в России». Исследования проводись с 2014 г. Сегодня в ситуации пост-идеологии и пост-правды понятие «политического дискурса» размыто, ускользает от четкого определения в научной литературе. Соответственно, хотелось сделать уточнение понятия «правого экстремизма», с точки зрения релевантности исследовательским целям. Различные подходы были сведены к 2 основным: «буквы идеологии, с выделением правых экстремистов и правых радикалов (Cas Mudde), и духа» идеологии, с выделением партий радикализма и экстремизма как движений и уличных субкультур (Michel Minkenberg). Для России методом дата-майнинга были определены 3 основных направления: 1. дерадикализация экстремистских движений на основе реальной политики действующей власти; 2. противостояние этнической и имперской версий национализма; и 3. ужесточение государственного противодействия экстремистскому контенту в интернете. Вниманию аудитории были предложены анализ естественного и искусственного языков политики, а также – возможные методы идентификации. В частности, структурные связи, выделенные методом «снежного кома», также как и контент и дискурс, с использованием методологии естественного языка – на основе специфики генерируемого в группе контента. Соответственно, были приведены табличные и графические данные по идентифицированным в 2016 г. 42 праворадикальным и 33 исламистским онлайн-сообществам, с общим количеством участников > 860 тыс. чел., с закрытием 21 сообщества по решению судов РФ за время проведения исследования.

Зырянов Владимир Викторович, к.э.н., доцент кафедры социальных технологий социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, представил постановку аналитической проблемы "Праздники: испытание пандемией". Первая часть доклада была посвящена прояснению понятий и теоретических подходов природы и содержания праздника методами различных наук. В частности, были прояснены: аналитические подходы К. Жигульского, А.И. Мазаева и В.В. Давыдовой; медицинско-правовая и социологическая трактовки понятия «социальная болезнь». Докладчик обратил внимание на то, что, по определению ВОЗ, пандемия – это распространение нового заболевания в мировых масштабах. И, если квалифицировать пандемию COVID-19 в этих терминах, то мы имеем дело с социально значимой, социально опасной болезнью, вызвавшей масштабные социальные деформации. Что же касается праздников, то целый ряд из них оказался не реализован, произошла выбраковка; также был произведен существенный удар по всей ивент-индустрии; и, наконец, ситуация пандемии может подтолкнуть к изменениям формы проведения праздников и мироощущения населения.

 

Следующий доклад на английском языке «Разновидности существующей организованной современности» представил Петер Вагнер (Peter Wagner), профессор университета Барселоны, гл. редактор журнала «Информация о социальных науках» (Испания). По мнению эксперта, сегодня не существует убедительного анализа нынешнего глобального социально-политического состояния ни в публичных дебатах, ни в научных исследованиях, будь то социология, политология или изучение международных отношений. Сегодня используются такие термины, как «глобальная современность» или «многополярный мир», но они не связаны друг с другом и не предоставляют из себя концептуальные инструменты для понимания текущей социально-политической динамики. Профессор Вагнер предложил новый подход, который предлагает рассматривать «современность» как ключевую концепцию для анализа настоящего, при условии, что «она используется с акцентом на социальное самопонимание». Таким образом, с помощью интерпретационного анализа исследуются разновидности такого самопонимания, при этом опыт современности исследуется на основе историко-сравнительного подхода.

 

Меренков Анатолий Васильевич, д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой прикладной социологии УрФУ им. первого президента Б.Н. Ельцина представил доклад на актуальную тему «Пандемия коронавируса и распад социальных связей». Автор сразу сделал акцент на том, что выбранная тема непосредственно связана с жизнью каждого человека. В период пандемии социальные связи оказались разрушены. Власть требовала их прекращения или существенного ограничения. Впервые в истории на уровне всех социальных групп произошло нарушение правил социального взаимодействия. Исследования же показывают, что для развития необходимы объединение усилий и взаимодействия. Это – основа человеческой жизнедеятельности. Сейчас же – полное подавление потребности общения, Страх превращает сограждан во врагов. Возникают двойные страхи: заразиться и заразить других. В итоге – снижение результативности деятельности и психологические стрессы. В этом отчасти – причина массовых протестов.

По данным проведенных в Екатеринбурге исследований, были выявлены три группы факторов воздействия пандемии на распад социальных связей: на микроуровне, по отношению к себе и близкому окружению; на мезоуровне, по отношению к согражданам по месту проживания; и на макроуровне, по отношению к представителям других регионов и стран. Завершающим выводом стало утверждение о необходимости политики реабилитации и восстановления социальных связей.

 

Ладыжец Наталья Сергеевна, д.филос.н., профессор, зав. кафедрой социологии ФГБОУ «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск, Неборский Е.В., д.пед.н., доцент, г. Москва, Санникова О.В., д.соц.н, доцент, г. Ижевск, Богуславский М.В., чл.-корр. д.пед.н., г. Москва – представили доклад на тему «Современные университеты перед вызовами транзитивности». С определением основных значений ключевых терминов - «транзитивность» как переходность, изменчивость и «транзитивное общество» как общество перехода, с нормативизацией постоянства инновационных изменений, была сформулирована актуализированная для региональных университетов дилемма: остаться в статусе транзитного университета, либо развиваться в направлении транзитивного. Суть актуальных транзитивных изменений авторы усматривают в постоянстве инициативных, целенаправленных и согласованных многоуровневых инноваций. Возрастающая неопределенность будущего требует смещения приоритетов в направлении подготовки дженералистов-универсалов, развития ресурсной базы коллабораций университетов и инновационных направлений в кооперации университетских экосистем. По результатам проведенного анализа, с позиций экспертных мнений, были выделены новые тренды в развитии мировых университетских систем в условиях противодействия пандемии COVID-19. Это: сокращение численности иностранных студентов, преподавателей и исследователей; сокращение международных образовательных программ и исследовательских проектов; развитие дистанционных образовательных программ; переход к смешанному аудиторно-дистанционному интерактивному обучению; постоянство переподготовки и повышения квалификации ППС и управленческих кадров; снижение финансирования сферы образования; развитие университетских коллабораций, партнерских союзов в формате «тройной спирали инноваций», с приоритетами в области STEM; дифференциация массового и элитарного сегментов университетского образования; обеспечение многопрофильного качества университетской подготовки; защита конфиденциальности в цифровой среде, а также мониторинг рисков и угроз, разработка технологий преодоления негативных следствий. Для сравнения с экспертным мнением были представлены основные тезисы учебного форсайт-проекта «УдГУ-2050», выполненного магистрантами направления «социология управления».

 

В ходе конференции был проведён Круглый стол «БРИКС в контексте модерности: политика, образование, культура». Здесь – только выступления социологов.

 

Открыл обсуждение Петер Вагнер (Peter Wagner),профессор университета Барселоны, гл. редактор журнала «Информация о социальных науках» (Испания), соруководитель проекта РНФ «Многообразие модерности в современном глобальном мироустройстве: роль стран БРИКС и Глобального Юга». Тема доклада: «Обзор траекторий современности: биофизические ресурсы и социально-экологические преобразования».

В докладе проанализированы непреодолимые, по мнению автора, проблемы для двух основных рамок объяснения глобального социального развития, теории модернизации и исторического материализма, или, в текущих терминах: теории неомодернизации и теории мировых систем. По мнению профессора Вагнера, сегодня пересмотренный взгляд на долгосрочные глобальные события показывает, что обе основные объяснительные рамки несостоятельны. Скорее, анализ взаимосвязи между социальными и экологическими процессами, по его мнению, должен сосредоточить внимание на том, каким образом эксплуатация биофизических ресурсов и открытие границ позволяют переносить социально-экологические проблемы из одних регионов мира в другие. Был сделан вывод - чтобы лучше понять историческую траекторию глобальной современности, необходимо разработать логику социально-экологических преобразований, которая не является ни эволюционной логикой модернизации, ни историко-материалистической логикой капитала. Новый подход открыт для исторической случайности и человеческого коллективного творчества, а также имеет нюансы с точки зрения различения различных мировых и региональных ситуаций. В качестве примера, было предложено обратиться к опыту России, Японии и Китая в двадцатом веке. Данные страны продемонстрировали способность, по крайней мере временно, к успешному государственному строительству и индустриализации под руководством государства. Их развитию не препятствовала постоянная зависимость от капиталистической мировой системы как это было, например, в Южной Америке и Южной Африке.

 

Доклад Хомякова Максима Борисовича, д.филос.н., проректора Университета Центральной Азии, директора Уральского межрегионального института общественных наук УрФУ, был посвящён основным тенденциям и направлениям образовательного сотрудничества эпохи модерности. Докладчик подчеркнул, что задачей образования в эпоху модерности является воспитание автономии рациональности, образование для свободы, для автономии. Организованная модерность предполагает технократический способ мышления, науки и образования. Хомяков М.Б. выделил некоторые тенденции современного образования – усиление необходимости гуманитарного образования, «обучение обучаемости», подчеркнув, что само гуманитарное образование становится технологией. Приходит осознание «границ знания», кризиса экспертного знания – в связи с усложнением мира, необходимости решения сложных задач развития природы и общества.

Проблема и в том, подчеркнул докладчик, что страны «глобального Юга» используют технократические модели образования, не пройдя этап гуманистический этап «гумбольтовской системы образования». Автор затронул так же проблему деколонизации образования.

 

Антонова Наталья Леонидовна, д.соц.н., профессор кафедры прикладной социологии УрФУ, руководитель проекта РНФ «Многообразие модерности в современном глобальном мироустройстве: роль стран БРИКС и Глобального Юга» и Лозовская Ксения Борисовна, заместитель директора Института Конфуция УрФУ представили совместный доклад «Международные стипендиальные программы: китайский вектор». Они познакомили участников конференции с результатами исследования академической мобильности студентов УрФУ. Было отмечено, что приоритетным направлением мобильности является Китай. Наряду с «традиционными» мотивами учёбы в Китае – ознакомление с культурой, изучение языка и т.д., авторы отметили и основной мотив студентов – возможность реализации на глобальном рынке труда. Исследователи отметили также и роль «мягкой силы» Китая в сфере образования – активное продвижение университетов, разнообразные стипендиальные программы и пр. Авторы доклада остановились на интересной теме – изменения в процессе интернационализации образования в связи с эпидемией ковида в мире. Были рассмотрены некоторые новые формы академической мобильности, изменение её содержания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: