Проверка законности привлечения осужденных к труду и проведения с ними воспитательной работы.




 

В соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться.

Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст.104УИК РФ).

В ходе проверки исполнения администрацией ВК требований закона о привлечении осужденных к труду основное внимание прокурор обращает на следующие вопросы:

1) привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду в соответствии с УИК РФ;

2) соблюдение установленных законом условий труда осужденных;

3) обоснованность начисления осужденным заработной платы, привлечения осужденных к работам без оплаты труда и производства удержаний из заработной платы;

4) организация контроля за соблюдением законов об охране труда и технике безопасности на производстве;

5) обеспечение осужденных спецодеждой и спецпитанием.

Устанавливая обязанность каждого трудоспособного осужденного трудиться, ст. 103 УИК РФ предусматривает возможность привлечения осужденных к труду в соответствии со ст. 17 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания;

2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы;

3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;

4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Использование труда осужденных на контрактной основе, по хозяйственному обслуживанию колоний и в форме предпринимательской деятельности имеет свои особенности. Они отражены в ст. 7, 13, 14, 17- 19, 21-22

названного Закона.

Добиваясь соблюдения требований закона, прокурор не должен ограничиваться лишь констатацией уровня трудовой занятости осужденных. Необходимо изучить меры, принимаемые администрацией колонии по обеспечению осужденных работой.

Прокурор, изучая соответствующие документы, посещая производственные объекты и беседуя с осужденными, выясняет, соблюдаются ли требования закона об условиях труда несовершеннолетних, в частности: какова продолжительность их рабочего дня;

предоставляются ли им положенные по закону дни отдыха и ежегодный оплачиваемый отпуск;

выдаются ли в необходимых случаях спецодежда и дополнительное питание;

отвечает ли организация труда требованиям правил техники безопасности;

правомерно ли привлечение осужденных к работам без оплаты труда.

Следует иметь в виду, что для осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, продолжительность рабочего дня дифференцируется в зависимости от возраста.

При осуществлении надзора за соблюдением законов прокурор не вправе вмешиваться в деятельность администрации ВК в части организации труда осужденных, если эта деятельность не урегулирована правовыми нормами. Однако в тех случаях, когда вопросы организации труда осужденных регулируются законом, прокурор не только вправе, но и обязан надзирать за их неуклонным исполнением. К числу таких вопросов, например, относится выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказание

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»). Это горные работы, строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения, работа в разрезах по добыче угля, добыче и обогащению горнохимического сырья, строительных материалов, черная металлургия, цветная металлургия, производство и передача электроэнергии и теплоэнергии и др.

Перечень работ в воспитательной колонии, на которых запрещено использовать труд осужденных, конкретизирован в Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311 (пункт 184 раздела 22 Правил).

Прокурору следует выяснить:

проводилась ли государственная экспертиза условий труда несовершеннолетних осужденных (ч. 11 ст. 209 Трудового кодекса РФ);

оценивались ли условия труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов при аттестации этих мест в соответствии с ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса РФ;

соблюдается ли законодательство о запрещении привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (ст. 268 Трудового кодекса РФ);

соблюдается ли соответствие установленных для работников в возрасте до восемнадцати лет норм выработки закону с учетом сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 270 Трудового кодекса РФ);

причины невыполнения норм выработки несовершеннолетними осужденными (отсутствие постоянной работы, низкая квалификация, отсутствие профессиональной подготовки и т. д.);

обеспечиваются ли соответствующая оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы (ст. 271 Трудового кодекса РФ, ст. 105 УИК РФ);

соблюдается ли порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им соответствующих документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, как это урегулировано приказом Минздра­ва России № 316:, Минюста России № 185, Фонда социального страхования РФ от 14.07.2003 № 180 «Об утверждении порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность».

Проверяя как обеспечивается право осужденных несовершеннолетних на охрану здоровья, прокурор должен выяснить, помимо прочего, проводится ли в ВК предварительные обязательные медицинские осмотры (обследования) работающих лиц в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодный обязательный осмотр (обследование) тех из них, кто работает продолжительное время (ст. 266 Трудового кодекса РФ), за чей счет осуществляются эти обязательные осмотры (в соответствии со ст. 266 Трудового кодекса РФ они проводятся за счет работодателя).

Прокурор должен ознакомиться с актами о несчастных случаях на производстве и материалами служебных расследований (могут иметь место факты сокрытия администрацией несчастных случаев на производстве). Обязательно проверяется законность принятых в этой связи решений (нередки случаи, когда в результате конфликтов осужденный получал увечье, которое маскировалось под несчастный случай на производстве, или бытовую травму), а также уточнить, принимались ли меры по устранению причин травматизма и условий, способствовавших ему.

Прокурору следует иметь в виду, что в случае причинения во время отбывания наказания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам осужденные к лишению свободы несут материальную ответственность, в том числе за ущерб, причиненный при исполнении осужденными трудовых обязанностей, - в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 102 УИК РФ). В связи с этим необходимо разобраться, по чьей вине причинен ущерб: осужденного, других лиц или администрации.

При проверке правильности проводимых удержаний из заработка осужденных прокурору необходимо знать, что Трудовой кодекс РФ предусматривает:

обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника (в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику - ст. 239;

ответственность в пределах среднего месячного заработка работника, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ст. 241);

полную материальную ответственность работников в возрасте до 18 лет лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка (ст. 242).

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 99 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» от 02.10. 2007 года № 229- ФЗ при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника - гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов из суммы, оставшейся после удержания налогов. Необходимо иметь в виду, что независимо от всех удержаний в ВК на лицевой счет несовершеннолетних осужденных должно зачисляться не менее 50% начисленной им заработной платы, пенсии или иных доходов (ч. 3 ст. 107 УИК РФ).

Начисленный осужденным заработок при условии выполнения норм выработки или установленного задания не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Законность производимых с осужденных удержаний можно определить по ведомостям и другим документам бухгалтерии. Ознакомление с соответствующими документами производственно-плановой части и бухгалтерии, проверка жалоб осужденных дают возможность выявить факты незаконного использования их труда без оплаты либо оплаты не в соответствии с имеющейся квалификацией (разрядом).

Осужденные могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий (ч. 1 ст. 106 УИК РФ) в порядке очередности в свободное от работы время (ч. 3 ст. 106 УИК РФ). Продолжительность таких работ не должна превышать двух часов в неделю. Срок работ может быть увеличен по письменному заявлению осужденного либо при необходимости проведения срочных работ постановлением начальника исправительного учреждения (ч. 3 ст. 106 УИК РФ).

Мерами прокурорского реагирования проверяющему прокурору надлежит жестко реагировать на случаи привлечения к работам одних осужденных вместо других, использования осужденных для работ в интересах сотрудников ВК или других лиц (строительство и ремонт домов, дач, коммуникаций и т.п.).

Прокурору надлежит проверить, как выполняются требования ст. 104 УИК РФ в части предоставления осужденным ежегодно оплачиваемого отпуска и зачета им времени работы в период отбывания наказания в общий трудовой стаж. Право на отпуск продолжительностью 18 рабочих дней у осужденных исчисляется со дня фактического начала работы в местах лишения свободы. При этом право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы. Хотя по соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев (ч. 2 ст. 122 Трудового кодекса РФ). А до истечения шести месяцев непрерывный оплачиваемый отпуск по заявлению должен быть предоставлен работникам в возрасте до 18 лет (ч. 3 ст. 122 Трудового кодекса РФ). Несовершеннолетним осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания - продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 24 рабочих дней (ч. 5 ст. 104 УИК РФ).

Одно из основных средств исправления осужденных - воспитательная работа (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Ее цель - подготовить социально адаптированную, способную к самостоятельной правопослушной жизни в обществе личность. Наиболее важными направлениями воспитательной работы являются нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).

При проверке соблюдения закона, регулирующего воспитательную работу среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, следует исходить из того, что трудовое воспитание, общее образование и профессиональная подготовка должны быть организованы таким образом, чтобы способствовать привитию осужденным несовершеннолетним трудовых навыков, овладению ими профессией, по которой осужденный может работать в ИУ и после освобождения из него.

Прокурору важно выяснить:

созданы ли в колонии условия для проведения воспитательной работы,

используются ли ее основные формы и методы, определенные ст. 110 УИК РФ;

внедряются ли рекомендации психологов, педагогов, социологов;

организована ли воспитательная работа с каждым осужденным индивидуально;

выполняются ли требования постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» от 02.08.1997 № 974.

Знакомясь с личными делами осужденных и документацией самодеятельных организаций, прокурор устанавливает: каким образом формируются эти организации; не пользуются ли их члены дополнительными льготами; не выполняют ли они функции администрации (ст. 111 УИК РФ).

В законе не случайно указывается, что советы коллективов исправительных учреждений создаются из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных (ч. 6 ст. 111 УИК РФ). Важно, чтобы в них не попали приспособленцы и лица отрицательной направленности. Исходя из этого, любые отклонения от указанных предписаний закона должны незамедлительно стать предметом реагирования прокурора.

Статья 141 УИК РФ, регулируя организацию в ВК учебно-воспитательного процесса, устанавливает, что он должен носить единый характер.

Единство учебно-воспитательного процесса состоит в том, что воспитательная и учебная работа направлены на достижение одних и тех же целей. Воспитательная работа, преследуя цель исправления осужденных, наряду с формированием нравственных качеств несовершеннолетних направлена на формирование у них законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня (ч. 1 ст. 141 УИК РФ).

Надзор за соблюдением законодательства при получении несовершеннолетними осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования - важная составляющая прокурорской проверки. Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления (ч. 4 ст. 112 УИК РФ).

Получение несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, общего образования определено Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992. Порядок их обучения конкретизируются в Положении об организации получения осужденными основного общего и среднего образования и базисном учебном плане вечерней (сменной) общеобразовательной школы ВК УИС, объявленными приказом Минюста России от 21.11.2005 № 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы».

Начинать проверку соблюдения законодательства при получении осужденными общего образования следует с ознакомления с договором, который заключается между учредителем школы (Федеральная служба исполнения наказаний) и школой (п. 3 названного Положения), а также с лицензией, учитывая при этом, что лицензирование осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (и. 5 Положения).

В соответствии с требованием ч. 1 ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Закон «Об образовании» (п. 4 ст. 19) устанавливает обязательность общего образования применительно к конкретному обучающемуся до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Согласно п.. 12 ст.50 Закона РФ «Об образовании» для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования. Прокурору во время проверки необходимо убедиться в том, что в воспитательной колонии организовано обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, общего образования и тем, кто успешно обучается в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX классе - 9 календарных дней, в XI (XII) классе - 22 календарных дня (ст. 176 Трудового кодекса РФ). Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (п. 4 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).

Как следует из ч. 2 ст. 43 УК РФ, целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Применительно к несовершеннолетним указанные цели не могут быть достигнуты без получения осужденным минимального образовательного уровня, необходимого для адаптации в обществе после освобождения. Реализации этой цели и служит требование обязательности получения несовершеннолетними общего образования.

Осужденные, обучающиеся в IX и XI классах, на время подготовки и прохождения итоговой аттестации приказом начальника ВК освобождаются от работы. Отвлекать осужденных от уроков запрещается (п. 14 названного выше Положения).

Если в ВК имеется участок, функционирующий в режиме исправительной колонии общего режима, то несовершеннолетним, содержащимся в этом участке, создаются условия для получения общего образования. Аналогичные условия должны быть созданы и для лиц, содержащихся в качестве обвиняемых и подозреваемых в участке, функционирующем в режиме СИЗО, если таковой в ВК имеется. Обучение проводится в форме групповых консультаций педагогическими работниками школы.

Школа в ВК является образовательным учреждением, поэтому на нее распространяются требования, относящиеся ко всем образовательным учреждениям. Согласно пп. 5 и 2 ст. 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 образовательные учреждения осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, что имеет особое значение для осужденных, содержащихся в ВК.

В ходе проверки прокурору следует учитывать специфику организации процесса исправления несовершеннолетних осужденных, имеющих аномалии психики. Педагогическая запущенность несовершеннолетних с аномалиями психики более значительна, чем у психически здоровых осужденных. В связи с этим для обучения несовершеннолетних осужденных с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, больных алкоголизмом и наркоманией администрация ВК должна создавать классы коррекции и классы, работающие по программе вспомогательной школы.

Состояние психического здоровья осужденного необходимо принимать во внимание администрации учреждения при решении вопроса о наложении на несовершеннолетнего взыскания за нарушения установленного порядка отбывания наказания. По возможности каждый такой случай должен обсуждаться воспитателем и врачом-психиатром, чтобы найти оптимальное соотношение между наказанием и лечением, поскольку неправильное поведение таких осужденных нередко обусловлено проявлениями психического расстройства.

Согласно ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. При этом участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

В соответствии с частями I и 2 ст. 142 УИК РФ при воспитательной колонии создаются попечительские советы, организация и деятельность которых регламентирована примерным положением, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.12.1999 № 1379, а также родительские комитеты, деятельность которых регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

При проведении проверки прокурору необходимо обратить внимание на то, чтобы участие указанных общественных объединений осуществлялось в строгом соответствии с названными документами. Поскольку одной из функций попечительского совета является содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения, прокурор устанавливает правомерность их расходования.

При определении степени исправления осужденных закон предписывает учитывать отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки (ч. 3 ст. 108 УИК РФ).

В ходе проверки прокурору следует иметь в виду, что в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него (ч. 1 ст. 108 УИК РФ).

Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группах по 12 - 15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, по 8 - 10 человек.

Права и обязанности, обучающихся учреждения начального профессионального образования определяются Уставом и указанным Положением.

Начинать проверку соблюдения законодательства необходимо с ознакомления с Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 № 650 и определения реализации главной задачи при учреждении начального профессионального образования (создание необходимых условий для удовлетворения потребности в получении этого образования и т.д.) в соответствии с п. 2 этого Положения. Кроме этого, важно ознакомиться также с учредительными документами учреждения начального профессионального образования (решение о его создании или договор учредителей и Устав - п. 5 Положения). В Уставе в обязательном порядке должны быть отражены:

наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес),

статус учреждения начального профессионального образования;

учредитель;

организационно-правовая форма учреждения начального профессионального образования;

цели образовательного процесса, тип и виды реализуемых образовательных программ;

основные характеристики организации образовательного процесса; структура финансовой и хозяйственной деятельности учреждения начального профессионального образования;

порядок управления учреждением начального профессионального образования;

права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других), регламентирующих деятельность учреждения начального профессионального образования (п. 15 Положения).

Устав учреждения начального профессионального образования в части, определенной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается по согласованию с учредителем.

В соответствии с совместным приказом Минобразования России № 592 и МВД России № 446 от 22.11.1995 «Об утверждении Инструкции по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы» обучающиеся профессионального училища объединяются по профессиям (специальностям) в учебные группы. Их численность должна составлять, как правило, не менее 25 человек на занятиях теоретического обучения. Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группах по 12-15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, вы­полнением опасных работ - по 8-10 человек. Численность учебных групп при теоретическом и производственном обучении может быть уменьшена с учетом требований режима содержания осужденных. Продолжительность обучения составляет от 6 месяцев до полутора лет и зависит от сложности приобретаемой профессии и ее специфики (п. 5.1 Инструкции). Прокурору надлежит также проверить, аттестовывался ли осужденный (если он приобретал специальность) при переводе в другие исправительные учреждения по фактически достигнутому уровню квалификации.

Кроме этого, прокурору следует выяснить, как выполняется норма закона, разрешающая несовершеннолетним осужденным заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (ч. 3 ст. 141 УИК РФ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: