Глава 2. Отечественные педагоги-гуманисты и их учения.




Реферат

Направление 47.03.01 Философия,

Профиль Философская антропология

Тема: Советская гуманистическая педагогика как философская система.

 

 

Выполнил: студент

группы 42Ф

Климанова Екатерина Юрьевна

(подпись)

 

Оценка ____________

«__» _________________ 2017 г.

(подпись)

 

Омск, 2017

 

 

Содержание

Глава 1. Гуманистическая педагогика и ее возникновение………….3

Глава 2. Отечественные педагоги-гуманисты и их учения…………..6

1. Э. В. Ильенков………………………………………………………….6

2. Ш. А. Амонашвили………………………………………………………9

3. В. А. Сухомлинский……………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………….21

 

 


 

Глава 1. Гуманистическая педагогика и история ее возникновения.

Согласно определению Педагогического терминологического словаря, гуманистическая педагогика – это направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании. Ее название происходит от слова «гуманизм», означающего целостную концепцию человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий.

Отличительными признаками гуманистической педагогики являются: смещение приоритетов педагогики на психические, интеллектуальные, нравственные и физические сферы развития личности, вместо овладения ею определенным объемом информации; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно мыслящей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного принять самостоятельное решение в различных жизненных ситуациях; обеспечение благоприятных условий для создания нового учебно-воспитательного процесса.

Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации – развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству.

Гуманистические тенденции в педагогике существовали с давних времен. Идея гуманизма в педагогике проявилась, когда стало ясно, что успешное обучение возможно только при условии согласия ребенка (шаг к индивидоцентризму). Этого предполагалось достичь, развивая его мышление (Локк) или способности к социальной самореализации (Руссо).

Многие мыслители эпохи Просвещения задумывались о формировании свободной, всесторонне развитой личности, размышляли о том, какие условия нужны для образования и воспитания. Однако их рассуждения носили абстрактно-философский характер и не опирались на конкретные педагогические методики. Поэтому рассуждения просветителей на эту тему еще нельзя назвать учениями гуманистической педагогики.

Позднее появились отдельные ученые, занимавшиеся собственно педагогикой и продвигавшие гуманистические идеи. Это были Я. А. Коменский, руководствовавшийся принципом гармоничного объединения обучения и воспитания, И. Песталоцци, реализовывавший в обучении принцип природосообразности, требовавший следовать природным возможностям и склонностям ученика, К. Д. Ушинский, создавший педагогическую антропологию на основе физиологии и психологии, опора на которую должна правильно, т.е. научно, выстроить весь процесс образования, и т.д. Окончательно же гуманистическая педагогика как направление оформилась в середине 20 века.

Всему миру известны имена западных представителей гуманистической педагогики, таких, как Я. Корчак, А. Маслоу, К. Роджерс и т.д. Советскую же педагогику в современном мире принято считать «негуманной», подавляющей личность. Однако фактически советская гуманистическая педагогика развивалась почти синхронно с западной.

Обсуждение собственно педагогического гуманизма началось со статьи Э.В. Ильенкова «Школа должна учить мыслить!» (1964 г.), продолжилось В.В. Давыдовым и получило обобщение в концепции детства Д.И.Фельдштейна. Практические формы реализации гуманизма в обучении связывают с именами В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина и др.

В данной работе мы рассмотрим учения наиболее известных представителей гуманистической педагогики: В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили и Ю. Гиппенрейтер. Также мы постараемся выявить в их концепциях философские основания и выяснить, как они повлияли на педагогическое творчество этих авторов.


 

Глава 2. Отечественные педагоги-гуманисты и их учения.

Э. В. Ильенков.

Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979) известен, в первую очередь, как исследователь марксистско-ленинской диалектики. Его работы посвящены вопросам марксистской теории познания, природы личности, идеального, творческой деятельности. Помимо этого, одной из основных сфер его интересов была педагогика.

Ядро философии Ильенкова – учение о всесторонней и гармонично развитой личности. Именно Ильенков специально исследовал, как реально осуществима всесторонность, гармоничность, универсальность человеческого, разумного существа.

Разработка проблем универсальности человека и его воображения обусловила обращение Ильенкова к вопросам личности и творчества, основанной на теоретическом обосновании К. Марксом и Ф. Энгельсом необходимости универсального, всестороннего и гармоничного развития личности. Согласно Ильенкову, личность обнаруживает себя при условии, когда индивид производит некоторый всеобщий продукт, оказывающий обновляющее влияние на судьбы других индивидов. Личность может опережать в своих устремлениях коллектив, если тот ориентируется на устаревшие образцы и нормы деятельности. Неповторимость подлинной личности, по Ильенкову, состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех. Понятия личности, свободы и таланта, согласно Ильенкову, синонимичны.

Ильенковское понимание становления индивида личностью (педагогическая позиция) вырастает из логики человеческой истории, из логики исторического развития человека. Понять эту логику и означает определить внутреннюю форму становления индивида человеком, форму, на которой может и должна быть основана любая педагогическая практика. Центральная мысль этой позиции заключается в том, что все, что делается человеком в истории, так или иначе снимается ее движением и воспроизводится в жизнедеятельности человека во всеобщей форме его универсальных способностей. Реальное движение исторического содержания преисполнено противоречий, - и культура личностного развития снимает эту форму, противоречие, как форму собственного полагания в бытии и в мышлении.

Ближайшими сознаваемыми смыслами деятельности человека фактически всегда выступают прагматические интересы в их конечных формах, а всеобщее содержание человеческого бытия формируется и проявляется как непреднамеренное следствие его исторического творчества. Даже так называемое духовное производство встроено в общественные отношения таким образом, что мотив и оценка его продукта осуществляется скорее с точки зрения ближайших утилитарных интересов, нежели с позиций всеобщего содержания субстанциальных оснований культурно-исторической действительности. Ясно, однако, что именно эти общественные отношения определяют и мотив, и оценку, и само всеобщее духовное содержание истории и тем самым самого человека. С этим обстоятельством и связано педагогическое кредо Ильенкова.

Ильенковское понимание становления индивида личностью (педагогическая позиция) вырастает из логики человеческой истории, из логики исторического развития человека. Понять эту логику и означает определить внутреннюю форму становления индивида человеком, форму, на которой может и должна быть основана любая педагогическая практика. Центральная мысль этой позиции заключается в том, что все, что делается человеком в истории, так или иначе снимается ее движением и воспроизводится в жизнедеятельности человека во всеобщей форме его универсальных способностей. Реальное движение исторического содержания преисполнено противоречий, - и культура личностного развития снимает эту форму, противоречие, как форму собственного полагания в бытии и в мышлении.

Ближайшими сознаваемыми смыслами деятельности человека фактически всегда выступают прагматические интересы в их конечных формах, а всеобщее содержание человеческого бытия формируется и проявляется как непреднамеренное следствие его исторического творчества. Даже так называемое духовное производство встроено в общественные отношения таким образом, что мотив и оценка его продукта осуществляется скорее с точки зрения ближайших утилитарных интересов, нежели с позиций всеобщего содержания субстанциальных оснований культурно-исторической действительности. Ясно, однако, что именно эти общественные отношения определяют и мотив, и оценку, и само всеобщее духовное содержание истории и тем самым самого человека. С этим обстоятельством и связано педагогическое кредо Ильенкова.

В "производстве" человека педагогика, конечно, занимает особое место. Э.В. Ильенков, по свидетельству А. Новохатько в предисловии к книге "Философия и культура" (М., 1991), педагогике в будущем отводит важнейшую роль - и это понятно, потому что именно эта форма деятельности непосредственно связана с "производством" человека, с формированием свободной, универсально развитой личности, не измеряемой никаким "заранее заданным масштабом" (К. Маркс). Личность как самоцель истории в педагогике становится прямой и ясно осознанной целью особенной формы деятельности, превращающей всеобщее содержание исторической культуры в форму единичного бытия.

Педагогический момент, разумеется, несет в себе любая форма деятельности, поскольку она являет собой общественно-коллективный процесс. Школа очищает и концентрирует в своей деятельности суть общественных отношений, и с этой стороны рассматривая сегодняшнюю ситуацию в образовании, нельзя не заметить тех страшных противоречий, в которых находится педагогика: противоречия общественных отношений явно или неявно проявляются в бытии школьно-образовательной действительности. А коль скоро личностная форма бытия всегда связана с истиной, то понятно, сколь актуальной тут и теперь каждый раз оказывается проблема истины, способы ее постижения и удержания. Истины как принципа субъективного отношения к социально-исторической действительности, внутри которой живет и школа, и ученик.

Взгляды Ильенкова отражены в ряде статей: «Школа должна учить мыслить!», «Откуда берётся ум?», «Становление личности: к итогам научного эксперимента» и т.д. В них Ильенков рассматривает проблемы обучения с философски-гносеологической стороны. Так, в статье «Школа должна учить мыслить!» автор доказывает, что для успешного обучения нужно не механическое запоминание фактов, а умение свободно ими оперировать, решать задачи, правильно ставить вопросы. Ведь все это свидетельствует о правильной работе мысли, в то время как механическое заучивание и получение ответов без вопросов ведет к умственной лени.

2. Ш. А. Амонашвили.

В отличие от Ильенкова, Шалва Александрович Амонашвили (1931 – наст.вр.) был, в первую очередь, не философом, а педагогом и психологом. Многим известны его труды: «Созидая человека», «Здравствуйте, дети!», «Рука водящая» и прочие. Однако его педагогическая система включает в себя и философские элементы.

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции». Вся его воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Основной особенностью гуманной педагогики является ее философская идея: надо знать, что такое человек и какую цель мы ставим перед собой при его воспитании.

Ш.А. Амонашвили предлагает три постулата:

1. Ребенок – это явление в нашей жизни. Никто не приходит на Землю случайно.Если человек родился, значит так надо, чтобы это явление произошло.

2. У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.

3. Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосме – весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу.

Гуманно-личностный подход к детям осуществляется также на осознании целостности природы ребенка и на понимании того, что в природе любого ребенка заложены «природные движущие силы», которые управляют его устремлениями и действиями. Этими силами являются:

· страсть к развитию;

· страсть к взрослению;

· страсть к свободе.

Развитие ребенка происходит в процессе преодоления трудностей. Период начальной школы – самый благоприятный для развития детей. В это время ребенок интуитивно сам ищет трудности. Именно этим и объясняются шалости детей, зачастую неразумные и опасные. Педагогическое задание состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в котором было бы реализовано стремление ребенка к развитию и были предоставлены возможности преодоления трудностей в процессе учебы. Но при этом, трудности должны согласовываться с индивидуальными способностями и возможностями детей.

Страсть к взрослению. Все дети мечтают стать взрослыми. Свое стремление они могут реализовать только в общении с взрослыми. От того, какой взрослый будет рядом с ним, зависит то, каким человеком он станет. Как считает Шалва Александрович, ребенку нужен «мудрый взрослый», создающий такую атмосферу в классе, в которой каждый ребенок может ощутить себя нужным. Для этого, взрослый должен общаться с детьми на равных, постоянно утверждать в каждом из них личность, проявлять доверие, поручать посильные взрослые дела, устанавливать сотрудничество и пр. В гуманной педагогике педагог стремится создать такую среду, в которой ребенок мог бы чувствовать себя взрослым там, где он пока еще ребенок. Такой подход к образовательному процессу требует от педагога не только высокого профессионализма, но даже, в какой-то степени актерского мастерства. Ибо такой педагогический процесс уже сродни искусству, в котором учитель так играет свою роль, что дети чувствуют себя взрослыми.

Третья движущая сила, заложенная природой в ребенке – это страсть к свободе. Ребенок стремится избежать мелочной опеки взрослых, не любит слушать поучений и наставлений. Так как ребенок стремится стать взрослым, и в нем заложено стремление к свободе, то возникает постоянное противостояние ребенок – взрослый. Конечно, ребенку нельзя позволять делать все, что он желает – это будет безответственностью. Но и воспитывать детей в атмосфере постоянных запретов и принуждений тоже нельзя. Как же быть? Гуманная педагогика предлагает интересный выход: предоставить ребенку свободный выбор своей несвободы. Шалва Александрович предлагает рассмотреть ситуацию на примере ролевой игры. Если ребенок по собственной воле включается в игру, то он при этом соглашается с условиями и правилами данной игры и должен будет им подчиняться. И он подчиняется, так как внутренне готов к «свободной несвободе». Это очень важный аспект. С одной стороны, принуждение не исчезает в гуманной педагогике, так как от прихотей ребенка не может зависеть ни содержание образования, не методы, ни порядок в школе. Но, с другой стороны, в гуманной педагогике оно детьми не ощущается, так как создаются условия для чувства свободного выбора, как при принятии ребенком условий ролевой игры. Конечно, создание таких условий уже целиком зависит от творящего терпения учителя, которое включает и равноправное общение, и сотрудничество, и веру в возможности ребенка, и взаимное уважение и взаимные обязанности.

Теперь о цели гуманной педагогики. Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:

· погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…;

· направим его взор на свой внутренний, духовный мир;

· пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;

· разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово;

· возбудим и разовьем познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность».

Педагогика Ш. Амонашвили тесно связана с оккультным учением семьи Рерихов. В статье «Аксиомы гуманной педагогики» автор прямо указывает на него как на одну из основ, на которую опирается его система. Так же, как и Рерихи, автор считает нравственность космическим законом, то есть абсолютным, общим для всей Вселенной.

Амонашвили считает, что человек по своей природе прекрасен, добр и талантлив. В нем от рождения сокрыты многие возможности, задача педагога – раскрыть их с помощью правильного воспитания, основными элементами которого являются любовь и свобода. В этом проявляется гуманизм воззрений Ш. Амонашвили.

3. В. А. Сухомлинский.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. При чём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке изла­гает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педа­гога, тем ярче раскрывается его личное отношение к зна­ниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюблен­ностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педаго­гику. Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребёнка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости тру­женика. Это значит, что ребёнок должен видеть, пережи­вать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создаёт для дру­гого. Задание педагога — не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит на­учить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится свето­чем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» (Там же).

Сферой развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

Современность, как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому – знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества...» (Там же. С. 374) должен стать обязательным для любого представителя молодого поколения нашей страны.

Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» именно имеет право, и в первую очередь – нравственное право, желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни» (Там же. С. 374-375). Культура желаний есть обратная сторона долженствования, то есть человек, умеющий желать, понимает и чувствует, что позволительно или непозволительно. Воспитывая культуру желаний, мы останавливаем развитие прихотей, которые унижают человека. В связи с этим, Сухомлинский пропагандировал правило: «Воспитание культуры желаний в большей мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных» (Там же. С. 375). Проблемой современной школы, образования и воспитания, по мнению Сухомлинского является то, что человек, получивший хорошее образование не хочет участвовать в процессе материального труда. Это есть пережитки старого мира. Наше общество, как указывает Василий Александрович, наши учителя и воспитатели должны понять, что функция образования изменилась. Образование перестало быть средством освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность – практическую и нравственную – к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь» (Там же. С. 377).

Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Например, он писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности» (Цит. по: Лушников А. М. История педагогики. Екатеринбург, 1995. С. 355). Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» (Там же). И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали, нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю» (Там же). При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же – школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». В статье «Слово к отцам», в других работах автор пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья.и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. Сухомлинский по этому вопросу писал: «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».
Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.


 

Заключение

Рассматривая педагогические системы советских учителей-гуманистов, мы во всех из них увидели философские элементы. Так, Э. В. Ильенкова в педагогике интересовали, в первую очередь, гносеологические вопросы. Для того, чтобы ответить на вопрос: «Как нужно учить ребёнка?», он рассматривал особенности его познания и конструировал наилучшие условия для усвоения информации учеником.

Ш. А. Амонашвили рассматривал личность ученика в связи с Космосом, Мирозданием. Отвечая на вопрос: «Каким должен быть ученик, какие качества в нём нужно формировать?», он, прежде всего, задавался вопросом: «Каково место человека в мире, какими качествами он должен обладать, чтобы жить с ним в гармонии?» И, исходя из этого, Амонашвили развивал свою теорию о воспитании.

Сходными взглядами отличался и В. А. Сухомлинский, но он писал о месте человека не в Космосе, а в обществе. По мнению Сухомлинского, человек – прежде всего общественное существо, а значит, ребёнка нужно воспитывать так, чтобы он умел жить в обществе и был ему полезен.

Теории всех троих мыслителей объединяет схожий взгляд на человека. Гуманная педагогика основана на вере в изначально добрую природу человека и заложенные в него изначально (природой или высшими силами) многие способности. Идеалом человека для педагогов-гуманистов была свободная, гармонично развитая личность. Такой подход они применяли и в обучении, и в воспитании.

 

Список литературы.

1. Амонашвили, Ш. А., «Здравствуйте, дети!».

2. Амонашвили, Ш. А., «Размышления о гуманной педагогике».

3. Ильенков, Э. В., «Школа должна учить мыслить!».

4. Ильенков, Э. В., «Становление личности: к итогам научного эксперимента».

5. Лушников А. М. «История педагогики».

6. Сухомлинский, В. А., «Этюды о коммунистическом воспитании».

7. Сухомлинский, В. А., «100 советов учителю».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: