Расчет нормированного расхода топлива на выполненную работу.




Нормированный расход топлива для различных типов автомобилей определяют по одной из ниже приведенных формул.

Для легковых автомобилей.

Нормативный расход топлива для этого вида автомобилей рассчитывают по формуле: Qн = 0,01/Нs·S (1+0,01·D),

где Qн - нормативный расход топлива, л; Нs - базовая норма расхода топлива на пробег, л/100 км; S - пробег автомобиля, км; D - суммарный поправочный коэффициент к норме, %. \

Для автобусов.

Для автобусов нормативное значение расхода топлива определяют так же, как для легковых автомобилей. При наличии на автобусах штатных независимых отопителей нормативный расход топлива можно рассчитать по зависимости:

Qн =0,01/Hs ·S(1+0,01·D) +Hот ·T,

где Нот - норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/ч; Т - время работы автобуса со включенными отопителями, ч.

Для бортовых грузовых автомобилей, седельных тягачей.

Для этих автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлива определяют по соотношению: Qн =0,01·(Hsan ·S+H w · W) ·(1+0,01·D),

где Hsan - норма расхода топлива на пробег автопоезда в снаряженном состоянии, без груза, л/ 100 км или м3/100 км; здесь Hsan= Hs+ Hg· Gпр,

где Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км или м3 /100 км; Hg - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т ·км или м3/100 т·км (установлена следующая норма на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива: бензин (Б) - 2 л, дизельное топливо (ДТ) - 1,3 л, сжиженный нефтяной газ (СНГ) - 2,64 л, сжатый природный газ (СПГ) -2 м3; при газодизельном питании - 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива): Gпрсобственная масса прицепа или полуприцепа, т: H w - норма расхода топлива на транспортную работу, л 100 т·км или м3/100 т·км (установлена следующая норма на 100 т·км транспортной работы в зависимости от вида топлива: Б - 2 л, ДТ - 1,3 л, СНГ - 2,64 л, СПГ - 2 м3; при газодизельном питании - 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива); W - объем транспортной работы, его определяют по одной из нижеприведенных формул: W=Gгр ·Sгр,

где Gгр - масса груза,т; Sгр - пробег с грузом, км; W=g·S·γ·β,

где g - грузоподъемность автомобиля или автопоезда автомобиля или автопоезда, км; γ - коэф­фициент использования грузоподъемности; β- коэффициент пробега., т; S — общий пробег, км

Для самосвалов.

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов значение нормативного расхода топлива определяют следующим образом: Qн = 0,01· Hsan.s · S· (1+0,01·D) +Hz ·Z,

где Hsan.s - норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/ 100 км. Она определяется как: Hsan.s= Hs+ Hw· (Gпр+0,5g),

где Hw- норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т· км или м3/100 т· км, (установлена следующая норма на 100 т· км на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину номинальной грузоподъемности в зависимости от вида топлива: Б - 2 л, ДТ- 1,3 л, СНГ - 2,64 л, СПГ - 2 м3; при газодизельном питании -1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива); Gпр- собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т; Hz -дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом независимо от типа двигателя и грузоподъемности (Б, ДТ - до 0,25 л, СНГ- до 0,66 л, СПГ -до 0,25 м3; для самосвалов БелАЗ дополнительную норму расхода топлива на каждую ездку с грузом устанавливают в размере до 1,0 л); Z количество ездок с грузом за смену.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффи­циентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормиро­вать расход топлива так же, как и для бортовых автомоби­лей.

Для фургонов.

Для автомобилей-фургонов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормативное значение расхода топлива определяется так же, как для грузовых бортовых автомобилей.

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормативное значение расхода топлива определяют так же, как для легкового автомобиля, с. учетом повышающего поправочного коэффициента - до 10 % к базовой норме.

Для специальных автомобилей.

Специальные и специализированные автомобили делятся на две группы:

1) автомобили, выполняющие работу во время стоянки (автокраны, компрессорные и бурильные установки и т.д.);

2) автомобили, выполняющие работу во время движе­ния (снегоочистители, поливомоечные, бетоносмесители и т.д.).

Нормативный расход топлива для специальных авто­мобилей первой группы определяют по формуле: Qн = (0,01· Hsс · S+Нт · Т) · (1+0,01·D),

где Hsс - базовая норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (если специальный автомобиль предназначен также для перевозки груза, и норму расхода топлива для таких автомобилей с учетом транспортной работы определяют по следующей формуле: Hsс=Hsс+Hw·W); Hт - норма расхода топлива на работу специализированного оборудования, л/ч или литры на выполненную операцию: Т - время работы оборудования, ч или количество выполненных операций.

Нормативный расход автомобилей второй группы рассчитывают по зависимости:

Qн = 0,01·(Hsс · S```s · S``) · (1+0,01·D),

где Hsс -базовая норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км: S`- пробег специального, автомобиля к месту работы и обратно, км; Н"s - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км; S' - пробег автомобиля, выполняющего специальную работу при передвижении, км.

Удельные базовые нормы расхода топлива Hs, Hsс``s и нормы расхода топлива на работу специального оборудования Hт выбирают из руководящего документа РД Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. Минтрансом РФ 29.04.2003 г.[9]).

Если указанные нормы на автомобиль отсутствуют в источнике [9], необходимо пользоваться временными нормами в кратком автомобильном справочнике более раннего издания.

Технические данные: собственную массу прицепа (полуприцепа) G пр, грузоподъемность автомобиля и прицепа (полуприцепа) q - выбирают из технических характеристик конкретных моделей по кратким автомобильным справочникам.

Суммарный поправочный коэффициент, учитывающий особенности условий эксплуатации, определяют по формуле: D=Σ D i,

где D i i -й поправочный коэффициент, учитывающий одну из 17-ти приведенных ниже надбавок в %.

Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:

1) работа автомобилей в зимнее время в зависимости от климатических районов страны - от 5 до 20 %. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок пред­ставлены в Приложении 2 [9];

2) работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II, III категорий) в горной местности при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 метров - до 5 % (нижнегорье),

от 801 до 2000 метров - до 10 % (среднегорье),

от 2001 до 3000 метров - до 15 % (высокогорье),

и свыше 3000 метров - до 20 % (высокогорье);

3) работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II, III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется поле пяти закруглений радиусом менее 40 м, - до 10 %;

4) работа автотранспорта в городах с населением:

свыше 3 млн.человек - до 25 %,

от 1 до 3 млн. человек - до 20 %,

от 250 тыс. до 1 млн.человек - до 15 %,

от 100 тыс. до 250 тыс. человек - до 10 %,

до 100 тыс. человек (в городах и поселках городского типа при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) - до 5 %;

5) работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высад­кой пассажиров, обслуживанием почтовых ящиков, инкас­сацией денег и т.д. (в среднем более одной остановки на 1 км пути, при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10 %;

6) перевозка нестандартных крупногабаритных, тяжеловесных, взрывоопасных и других грузов, а также движение в колоннах, при сопровождении и других подобных случаях:

• с пониженными до 20 - 30 км/ч скоростями движения - до 15%;

• с пониженными до 10 км/ч скоростями движения - до 35 %;

7) пробег первой 1000 км новыми автомобилями (обкатками) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также централизованный перегон таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии - до 10 %, в спаренном состоянии - до 15 %, и в строенном состоянии - до 20 %;

8) работа автомобилей, находящихся в эксплуатации бо­лее 5 лет, - 5 %, более 8 лет - до 10 %;

9) работа автомобилей, фургонов, грузовых таксомото­ров и т.п. без учета массы перевозимого груза, работа автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятий, - до 10 %;

10) работа специальных автомобилей (ремонтных, авто­вышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях и движении задним ходом, - до 20 %;

11) работа автомобилей в карьерах, движение по полю, вывозка леса и т.п. на участках горизонтальных дорог IV и V категорий вне основной дороги общего пользования:

• для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20 %;

• для АТС с полной или частичной загрузкой - до 40 %;

12) работа в период сезонной распутицы, снежных и песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, на­воднениях и других стихийных бедствиях:

• для дорог I, II и III категорий - до 35 %;

• для дорог IV и V категорий - до 50 %;

13) учебная езда - до 20 %;

14) использование кондиционера и установки «климат-контроль»:

• при движении автомобиля - до 7 %;

• при стоянке нормативный расход устанавливают из расчета 1 час простоя на 10 км пробега;

15) простои под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, склады, банки и т.п.): простои со специальным грузом, не допускающим охлаждения салона (кузова) автомобиля, - до 10 %;

16) работа в зимнее или холодное время года (ниже +5°С) при простоях и прогреве автомобилей и автобусов (за отсутствием независимых отопителей), а также при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров (в том числе больных, инвалидов и т.п.) устанавливают нормативный расход топлива из расчета 1 час простоя на 10. км пробега;

17) норма расхода топлива может снижаться до 15 % при работе автомобилей на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (до 300 м над уровнем моря).

Внимание!

1. При решении задачи следует выбирать максимальные значения всех поправочных коэффициентов.

2. Расход топлива необходимо рассчитывать с точностью до литра (м3), а смазочных материалов - с точностью до десятых долей литра (кг).

3. Если при расчете расхода топлива на пути следования автомобиля меняются условия эксплуатации и соответственно суммарный поправочный коэффициент D, то такой расчет следует производить раздельно для каждого значения D.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: