Функции действующих лиц на семинаре-диспуте (по В. В. Гузееву)




Тема: Многообразие форм организации обучения: инновационные формы уроков.

Цель: изучить особенности и виды инновационных форм занятий в классно-урочной и лекционно-практической системе обучения; познакомится с многообразием форм организации обучения.

Задачи:

обучающая: рассмотреть и проанализировать составляющие инновационных форм занятий; познакомится с многообразие форм организации обучения; раскрыть понятия «урок-диспут», «проектирование», «моделирование», «драматизация», «проблемная лекция», «семинар-диспут», «дидактическая игра»;

развивающая: формировать навыки по овладения данной темой; развивать теоретическое, логическое мышление, произвольное внимание, продуктивное воображение;

воспитывающая: воспитывать самостоятельность в студентах, независимость суждений, чувство значимости форм организации обучения, нравственные качества, устойчивость интересов.

План:

1. Понятие «инновация», основные инновационные формы.

2. Характеристика основных инновационных форм:

 

A) урок- диспут;

Б) проектирование;

B) моделирование; Г) драматизация;

Д) проблемная лекция;

Е) семинар-диспут;

Ж) дидактическая игра.

Оборудование: конспект лекция, пояснительные примеры, раздаточный

материал.

 

1. Инновационные формы занятий (инновация - новшество) возникают с середины 20 века в результате попыток решения традиционной проблемы новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов". Главным показателем инновации является прогрессивное развитие школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в сфере образования связаны с внесением изменений в формы организации обучения, в учебный план и учебные программы, в деятельность учителя и учащихся. Инновационные формы занятий подразумевают урок-диспут, проектирование, моделирование, драматизацию, дидактическую игру, занятие «любования».

а) Урок-диспут организуют в случае необходимости углубленного изучения
вопросов, связанных с изученными темами в целях дальнейшего творческого
осмысления темы. Форма публичного спора особенно эффективна при
усвоении детьми гуманитарных предметов, освоения нравственно-
эстетического отношения к явлениям жизни и искусства. Урок-диспут -
форма организации учебного занятия, имеющая целью
формирование оценочных суждений, утверждение

Мировоззренческих позиций. Урок-диспут предполагает вовлечение в активную деятельность каждого учащегося, развитие творческих способностей, научение самостоятельно мыслить. Тема диспута должна быть проблемной и предполагать разные точки зрения. В ходе урока-диспута учащиеся овладевают техникой, речи, логикой мышления, умением доказывать, опираясь на факты, овладевают культурой слушать себя и других. Выступления должны быть аргументированы.

Диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, лаконично и ясно излагать свои мысли.

На таких уроках организуется проблемное обсуждение: учащиеся задают друг другу вопросы, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя и т.д. В заключении учитель подводит итоги работы класса, расставляет акценты на обсуждаемых вопросах, выставляет оценки.

Значительное место в работе учащихся на таких уроках отводится их выступлениям с сообщениями и докладами, которые предназначаются для введения класса в новую тему.

б) Термин «проектирование» пришёл в педагогику из технического знания, где он означает «создание опережающей проекции (предвидение) того, что затем должно быть создано». Необходимость проектирования появилась в связи с усложнением и расширением содержания педагогической деятельности. Это компонент деятельности педагога, направленный на предвидение педагогом эффективного функционирования образовательного процесса. Проектирование — 1) это специально организованный и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственности за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта; 2)процесс разработки реальных или условных проектов (курсовых работ по учебным курсам как заключительного этапа дидактического материала по предмету). Что является целью обучения?

Проектирование предполагает наличие проблемы, требующей исследовательского поиска решения, самостоятельную деятельность учащихся, структурирование содержательной части проекта. В проектировании, предполагающем процесс сбора информации, решение промежуточных задач, анализ информации, учитель координирует деятельность, наблюдает за ней и руководит ею, учащиеся проводят исследования, решая промежуточные задачи, анализируют информацию и оформляют результаты. Работа над проектом планируется с освоением темы, раздела, программы учебного курса, доводится до завершения под руководством учителя, или самого учащегося. Учащиеся должны понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и т.д. Тема проекта должна включать исследование или постановку проблемы. Например, в исследовании - «Семейные традиции в нашем городе», в проблеме - «Что делать с мусором на улицах?».

Структура проектирования имеет три этапа:

организационно-подготовительный - создание идей и предложений, краткое описание, выбор базового макета (создаваемого объекта), планирование технологии изготовления, подбор инструментов;

- технологический - выбор технологии изготовления продукта проекта, " создание образцов, изготовление объекта; - заключительный - анализ успешности выполненного проекта.

Особенность проектирования состоит в применении исследовательских и творческих методов обучения, которые играют ведущую роль и предполагают наличие креативности, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

в) Моделирование — это разработка условного идеального образа / проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала. Т.е. это состояние определённой модели. Например, по теме «Методы педагогического процесса» можно составить развёрнутую схему, в которой будут изображены все классификации методов обучения. Данная схема и будет служить моделью объектов. Моделирование — процесс

создания системы или знаков, воспроизводящей существенные "Свойства

Модели-оригинала».

Моделирование в качестве универсальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности. Модель есть аналог или заместитель исследуемого объекта. Модель — это система, исследование которой служит средством получения информации о другой системе. Моделирование в обучении имеет два аспекта:

1. Как содержание, которое должно быть усвоено учащимися в процессе обучения, как способ познания, которым они должны овладеть. Этот аспект означает необходимость включения в содержание образования понятий модели и моделирования;

2. Как одно из основных учебных действий, которое является составным элементом учебной деятельности. Этот аспект заключается в использовании моделирования как особой формы наглядности," для выявления существенных особенностей изучаемых явлений.

г) Психологи давно установили, что большинство школьников положительно относятся к совместной работе друг с другом. Урок драматизации позволяет осуществлять это в действии, помогает учащимся зримо увидеть содержание изучаемого материала, обостряет эстетическое восприятие. Драматизация - один из компонентов к эстетическому и нравственному развитию ребёнка, открывающий новые грани его деятельности, приобщающий не только к искусству сова, мимики и жеста, но и к культуре общения со сверстниками.

Приём драматизации обеспечивает яркость внешних впечатлений, которую можно рассматривать как важную функцию наглядности. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок но и опыт поведения. Привлекая учащихся к театральной деятельности, педагог развивает в них активное отношение к миру, эстетический вкус и создает базу для эмоциональных, словесных и физических действий.

д) Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых. А отсюда вытекает проблемное изложение.

Проблемное изложение.

Суть его заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам ее решает, при это показывая ход своих мыслей и рассуждений. Иначе этот метод можно назвать рассказ-рассуждение. При этом методе учащиеся не только воспринимают, осознают и запоминают готовую информацию, но и следят за логикой доказательств, за движение мысли учителя, контролируя ее убедительность. Использование данного метода позволяет учащимся усвоить способ и логику решения проблем определенного типа.

Учителем могут быть использованы любые средства: слово(логическое рассуждение), текст, книги, таблицы, кинофильмы, магнитные записи и т.п.

Изложение материала в такой форме имеет ряд преимуществ психолого-педагогическом аспекте;

- сообщаемый материал дается более доказательно, а знание учащихся становятся более осознанными и легче приобретает характер убеждений;

- учит учащихся мыслить показывает им пример творческого поиска;

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная Лучебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Основными структурными элементами игры являются:

- совместная деятельность участников игры;

- правила игры;

- принятие решения в изменяющихся условиях;

- эффективность применяемого решения. • ~

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач (постановка главной задачи, решение, проверка и коррекция, реализация принятого решения, анализ результатов). Это вид игры, организуемый для решения обучающей задачи, является основной формой обучения детей дошкольного возраста.

е) Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей се достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.

Функции действующих лиц на семинаре-диспуте (по В. В. Гузееву)

ж)дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной

школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и её развитие. Технология дидактической игры из трёх этапов. (табл.)

 

Список литературы:

1. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Рапацевич Е. С:

«Современное слово», 2005. - с.275-277, 523-526, 567, 623-625.

2. Педагогика: Учебник для студентов образовательных учреждений. Коджаспирова Г. М. - М., 2005. - с.258-264, 271-275, 284-286.

3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Под ред./Симоненко В. Д.- М, 2006. - с. 186-188, 193.

4. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Пидкасистый П. И. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - с.267,274-278, 327-331, 368-374.

5. Подласый И. П. Педагогика: учебник. - М.: Высшее образование,

2007.-с.327-334, 340-343.

6. Бычихина О.А. Программа развития эстетического восприятия младших школьников. - Курск, 2006. - с.56-59.

7. Постоева Е. И., Шевердин И. В. Презентация «Технология проектной деятельности». - Курск, 2006. - с. 10-12.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: