Саморегулирование регулирование финансового рынка




Саморегулирование можно рассматривать как механизм негосударственного регулирования предпринимательской деятельности в различных частях финансового рынка.

Саморегулирование финансового рынка - это процесс создания правил и стандартов, регулирующих предпринимательскую и профессиональную деятельность в различных частях финансового рынка и контроля за их соблюдением самими участниками финансового рынка, а также защиту интересов участников финансового рынка в органах государственной власти.

Формирование системы саморегулирования финансовых рынков возникло в 70-тые годы в странах с развитой рыночной экономикой. В России, как и в других странах с развивающимися рынками, этот механизм стал использоваться относительно недавно, с построением основ рыночной экономики и характеризуется определенной спецификой.

В любой стране к основным задачам саморегулирования финансового рынка относятся: установление общих правил ведения предпринимательской или профессиональной деятельности участниками финансового рынка, обеспечение добросовестного ее осуществления; также повышение ответственности участников перед потребителями услуг, соблюдением профессиональной этики; выработка общих стандартов предлагаемых услуг, устранение конфликтов между ними участниками финансового рынка.

В странах с развивающейся рыночной экономикой саморегулирование помогает решать и другие задачи: снижать уровень коррупции, степень вмешательства государства в экономические процессы, административные барьеры для ведения бизнеса, сохранять конкуренцию, устранять избыточное государственное регулирование, совершенствовать систему контроля и надзора, развивать профессиональное образование.

Саморегулирование финансового рынка происходит двумя способами:

в различных частях финансового рынка создаются организации, объединяющие участников финансового рынка. Они могут иметь организационно-правовую форму партнерства, союза, ассоциации. Такие организации приобретают статус саморегулируемой организации.

функционирование самих рынков принимает характер саморегулирования. В этом случае формируются саморегулируемые рынки, классическим примером которых являются фондовые биржи. Но современные условия деятельности фондовых бирж разрушили механизм их саморегулирования.

Основным механизмом саморегулирования в современных условиях является создание саморегулируемых организаций.

Саморегулируемая организация (СРО) - добровольное объединение определенного количества участников финансового рынка по профессиональному признаку в целях установления обязательных правил и стандартов деятельности членов этой организации на финансовом рынке, защиты их профессиональных интересов.

Процесс создания саморегулируемых организаций может исходить от самих предпринимателей, через создание объединяющих их организаций, а также инициироваться государством.

В целом функционирование саморегулируемой организации отражает два основных направления саморегулирования финансового рынка:

· разработка стандартов и правил

· обмен опытом

· формирование рейтинга участников рынка,

· защита интересов участников в органах государственной власти;

· допуск на рынок

Как и государственное регулирование саморегулирование финансового рынка имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным эффектам саморегулирования можно отнести: повышение уровня профессиональной деятельности участников финансового рынка, приближение их деятельности к мировым стандартам, снижение случаев недобросовестной конкуренции в различных частях финансового рынка. К отрицательным эффектам современного саморегулирования относится повышение уровня монополизации финансовых рынков.

В современных условиях можно выделить две модели, отличающиеся различной степенью использования механизмов регулирования и саморегулирования финансовых рынков. Первая модель основана преимущественно на регулировании финансового рынка органами государственной власти. Саморегулируемые организации занимаются разработкой общих правил организации профессиональной деятельности своих участников, защищают их интересы в парламенте и правительстве. Вступление в саморегулируемые организации необязательно для участников финансового рынка. На таком принципе основан механизм регулирование финансовых рынков во Франции, России.

 

Стратегическое и оперативное управление финансами

Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в.ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. В процессе осуществления стратегического управления финансами определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.

Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.

При осуществлении стратегического и оперативного управления финансами важно соблюдать системность в принятии управленческих решений, в основе которой лежит научный подход обоснования методики финансового прогнозирования и планирования, организации оперативного управления финансовыми ресурсами, выработки приемов и методов финансового контроля, соответствующих современным рыночным условиям хозяйствования, что позволяет выработать новые инструменты регули­рования финансовых потоков, выявить преимущества одних направлений развития финансов и бесперспективность других, создает дополнительные предпосылки к развитию финансового механизма, непосредственно участвующего в процессе управления финансами. Создание научного фундамента для разработки и осуществления конкретных практических мер в области управления финансами особенно важно в условиях рыночной экономики, когда деятельность экономических субъектов находится под влиянием жесткой конкуренции и функционирование экономики характеризуется проявлением многих элементов стихийности. Научный подход к управлению финансами способствует обеспечению стабильного финансирования отраслей экономики и организаций, повышению финансового благополучия населения, позволяет предотвратить или сгладить последствия неблагоприятных событий в ходе финансово-хозяйственной деятельности организаций и в совокупности обеспечить стабильное развитие экономики государства.

Рыночные условия хозяйствования обусловливают необходимость пересмотра действовавшего в советское время механизма управления финансами на макро - и микроуровнях, разработки принципиально новых методов управления финансами, которые должныобеспечить финансовую самостоятельность административно-территориальных образований на территории РФ, финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, их инвестиционную активность и создать другие необходимые условия для устойчивого и стабильного развития экономики и ее дальнейшего роста. Для реализации на практике этих задач в современных условиях в первую очередь необходимо четко разграничить функции органов законодательной и исполнительной власти, принимающих участие в управлении государственными и муниципальными финансами, распределить финансовые полномочия между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями, что требует серьезного совершенствования правовой базы их деятельности.

Управление финансами должно осуществляться на основе научного подхода, предполагающего принятие управленческих решений в сфере финансов с учетом:
• экономических и юридических законов;
• результатов ретро- и перспективного экономического анализа;
• применения автоматизированных систем управления;
• рационального сочетания экономических и административных методов управления.

По срокам и характеру решаемых задач различают краткосрочное (тактическое) и долгосрочное (стратегическое) финансовое управление. Под оперативным управлением финансами понимается совокупность мер по исполнению ежегодных финансовых планов (годовых бюджетов), основанных на перераспределении финансовых ресурсов с учетом складывающейся экономической ситуации с целью получения максимального эффекта при минимальных затратах.

Под стратегическим управлением финансами подразумевается планирование на основе прогнозирования объема финансовых ресурсов, достаточного для выполнения как в целом государственных задач, так и отдельных целевых программ социально-экономического развития.

Как известно, в бюджетах и бюджетах внебюджетных фондов предусмотрены все расходы государства, в том числе и на финансирование выполнения многолетних программ развития какой-либо социальной или экономической сферы. Так или иначе, стратегическое и оперативное управление финансами осуществляется в процессе исполнения бюджета текущего года и сводится к его непосредственному исполнению.

Финансовое планирование и управление финансами, отнесенные в теории финансов к разным разделам, на практике тесно связаны. В западной практике финансового управления план признается управленческим решением. По мере исполнения бюджетов социально-экономическая ситуация изменяется, в результате чего запланированные показатели могут оказаться нереальными. В этой связи непосредственное управление финансами подразумевает исполнение ежегодных бюджетов и через них — многолетних программ социально-экономического развития при условии возможной корректировки запланированных бюджетных показателей.

Тактическое управление финансами заключается в маневрировании финансовыми ресурсами с целью обеспечения своевременного осуществления в полном объеме всех предусмотренных бюджетом расходов. При этом свобода маневра может быть предусмотрена:
— бюджетной классификацией (подразумевается перераспределение бюджетных средств на основании укрупнения детализации бюджетных расходов);
— законодательно установленным порядком использования дополнительно поступивших бюджетных доходов;
— законодательно установленным порядком внесения изменений в годовой бюджет в процессе его исполнения.

Стратегическое управление предполагает проектировку многолетних финансовых планов (многолетних бюджетов), основанную на тщательном прогнозе социально-экономического развития страны на перспективу и с учетом мероприятий, предусмотренных отдельными многолетними программами. Само управление заключается в обеспечении своевременного финансирования в полном объеме мероприятий, предусмотренных многолетними программами социально-экономического развития, посредством осуществления запланированных на эти цели бюджетных расходов.

Результаты стратегического и оперативного управления частично отражены в отчетах органов исполнительной власти об исполнении бюджетов и финансовых планов, а также поквартальных отчетах контрольных органов о контроле над ходом исполнения бюджетов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: