Реабилитационная работа с детьми с нарушениями слуха.




Целью слухоречевой реабилитации является достижение необходимого уровня развития слухового восприятия и речи для дальнейшего обучения ребёнка в общеобразовательной школе.

Технологическое развитие и постоянное совершенствование современных методов восстановления слуха дают возможность слабослышащим детям слышать практически все звуки окружающего мира.

Однако, возможность слышать при помощи технических устройств еще не значит, что все звуки, воспринимаемые ребенком, будут им автоматически услышаны и поняты. Для этого необходима методическая слухоречевая реабилитация, которая подразумевает создание естественных условий для развития детей с нарушением слуха, формирования у них адекватного слухового восприятия и внятной речи.

Успех выполнения технологий слухоречевой реабилитации зависит от постоянного взаимодействия с ребенком всех, кто его окружает и участвует в этом процессе. Ключевая роль принадлежит родителям и членам семьи слабослышащего ребенка, а также специалистам - сурдопедагогам, психологам, логопедам.

В настоящее время разработаны и успешно применяются целый ряд методик реабилитации детей с различными слуховыми нарушениями:

· Метод LRS - «Слушание-чтение-говорение».

Метод LRS был разработан в Манчестере Этель Эвинг. Этот педагог не признавала чтениях губ, и поэтому ее метод понимался как дальнейшее применение раннего моносенсорного развития слуха. Он оказался пригодным прежде всего для 4-летних детей с нарушением слуха, а также для детей с совсем незначительным остаточным слухом. Его можно с успехом использовать как в дошкольном возрасте, так и при обучении чтению в старших классах школ для глухих и слабослышащих. Обучение по этому методу выглядит следующим образом:

Надо ежедневно уделять как минимум 10 минут. Ребёнок пользуется своим индивидуальным слуховым аппаратом (слуховой аппарат за ухом), который соединён, если это возможно, с аудиовходом маленького ручного микрофона. Микрофон попеременно используется матерью и ребёнком (или отцом, учительницей, логопедом).

Во время слуховых упражнений следует обращать внимание на то, чтобы мать (соответственно все другие перечисленные выше говорящие), а также ребенок держали микрофон, когда они говорят, на расстоянии 10 см от своего рта. Таким образом, для ребенка гарантируется хорошее восприятие как своей, так и чужой речи.

Мать или другое названное лицо читает текст вслух, предложение за предложением, показывая одновременно карандашом на каждое прочитанное слово. Читающий произносит слова в нормальном речевом темпе и с правильным ударением. Он совершенно сознательно избегает чрезмерной артикуляции и протяжного произнесения слов, что иногда делают учителя на занятиях с учениками и что значительно препятствует же­лаемому успеху в развитии слуха и речи.

Затем мать побуждает ребенка подражать ее речи как можно более точно, движением своего карандаша указывая ритм. Другими словами: ребенок должен, насколько это возможно, громко проговорить представленное ему предложение с той же скоростью и с тем же ритмом, а также с соответствующим ударением, как это только что сделала его мать.

В случае необходимости повторяются отдельные слова, произношение которых еще вызывало у ребенка трудности. В заключение они повторяются еще раз, но уже как часть предложения.

· Метод Е.И.Леонгард.

Основные принципы:

Ранняя диагностика слуховых нарушений.

Необходимо осуществлять у глухих и слабослышащих детей формирование и развитие двух видов речи: устной и письменной. Жестовый язык не должен использоваться в обучении и развитии глухих и слабослышащих детей до овладения ими устной и письменной речью, так как такой язык может приводить к распаду начинающей формироваться речи.

Развитие наряду со слуховым восприятием других видов восприятия. Развитие восприятия должно осуществляться в течение всего дошкольного возраста, с постепенным усложнением программы. Ранняя потеря слуха (особенно в первые месяцы жизни) приводит, прежде всего, к невозможности для ребенка воспринимать мир объемно, пространственно. Помимо контактных воздействий неслышащий ребенок реагирует только на те воздействия, которые возникают в поле его зрения, поэтому у него затрудняется становление полноценного полисенсорного восприятия окружающего мира, т.е. нарушается одно из главных условий нормального развития. Именно поэтому для неслышащих детей неприемлемы занятия типа школьных, когда ребенок обязан неподвижно сидеть за столом. Ребенок должен иметь свободу перемещения, чтобы со всех сторон разглядеть исследуемый предмет и участвовать в различных практических ситуациях.

Развитие мышления. Развитие мышления должно осуществляться во всех видах деятельности ребенка (игра, общение и т.п.), однако необходимы и дополнительные занятия по развитию собственно мышления – классификация, развитие математического и пространственного восприятия, развитие понимания временных и причинно-следственных представлений.

Развитие изобразительной деятельности, которая имеет большое значение для эмоционального и личностного развития ребенка.

Физическое развитие ребенка

Организация общения

Музыкальное воспитание

Организация интеграции глухих и слабослышащих детей в массовые школы и социальную среду.

· Верботональная методика.

Речь ребенка зависит от обработки мозгом слуховой информации, поступающей воздушным путем (через уши) и в виде вибрации (костная проводимость через все тело). Работая со специальной аппаратурой, ребенок переходит от восприятия звуков с помощью тела к качественному слуховому восприятию. Когда ребенок слышит свою собственную речь и речь логопеда в акустически «улучшенном» варианте, его мозг на основе биологической обратной связи начинает перестраивать работу артикуляционных органов, чтобы речь ребенка соответствовала услышанному эталону. Это позволяет улучшить качество речи естественным и простым путем. Полученные навыки сохраняются на всю жизнь. После таких занятий многим детям уже не требуется механическая постановка звуков логопедом и закрепление их в речи.

· Метод развития слуха и мышления по Л.Грамматико.

По особой программе для развития слуха1 работает школа «Penunsula Oral School» в Бельмонте, штат Калифорния в США, которой руководит Л. Грамматико.1 Ее метод можно обозначить как целостно-аналитический, ориентированный на развития слуха и мышления.

Л. Грамматико убеждена в том, что слуховая способность, необходимая для приобретения словесной речи детьми с высокой степенью нарушения слуха, развивается только тогда, когда развитие слуха понимается как принципиальная основа всего учебного процесса и интегрируется во все виды повседневной деятельности дошкольных и школьных учреждений. Постепенная отработка слухового восприятия достигается иерархическим путем на основе ежедневного учебного опыта, который одновременно служит развитию мышления (памяти), познания, ориентирования и других навыков. Принципиальное обоснование своего подхода к развитию слуха Л. Грамматико дает в следующем тезисе:

«Дети учатся слушать тогда, когда они каждый день и на протяжении всего дня обеспечены соответствующими слуховыми аппаратами, когда в работе по развитию слуха обращается внимание на последовательные ступени - осознание звука, различение, локализация, образцы интонации и слуховая память. В работе следует продвигаться от больших единств речевых сигналов, заполненных слуховой информацией (например, детские песни), к малым единствам речевых сигналов, которые несут небольшую слуховую информацию (например, звуки речи)».

Успехи, достигнутые таким путем многими детьми в Бельмонте, характеризуются высокой степенью понимания устной речи и пользования письменной речью.

Вместе с тем Л. Грамматико не исключает в некоторых случаях, например при освоении экспрессивной формы речи, и обратного пути - от отдельного звука через слово к предложению.

· Билингвистический метод.

Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса — русского языка (в устной, письменной речи) и русского жестового языка. Оба языка являются равными партнерами в общении между слышащими и глухими учителями, учениками, родителями.

· Адаптивный метод.

Норман Эрбер описывает свой метод как «адаптивный», т.е. соответствующий потребностям ребенка (и плану его сурдопедагога). Это направление, которое можно понимать как синтез коррекции и гарантированности поддержки, состоит в следующем: после того как ребенок с нарушением слуха приобретает определенную уверенность на одной из достигнутых ступеней, например в понимании отдельных слов, сурдопедагог может переходить к более высокой ступени, напри­мер к обучению понимания предложений.

Однако если у ребенка возникают трудности в понимании совершенно определенного слова, сурдопедагог может вернуться на предыдущую ступень, например на ступень различения. Он также, может предложить визуальную помощь. Насколько последовательны усилия Эрбера в стремлении приспособить к потребностям ребенка свое методическое направление, раскрывает то, что он рекомендует три разных, четко отвергающих друг друга подхода, которые называются и описываются как «естественный коммуникативный» (natural conversational apparoach) «умеренно структурный подход» (moderately structured approach), и «практика специфических упражнений» (practice on specific tasks). В каждом из этих трех способов работы возможно продвижение как снизу вверх, так и сверху вниз.

· Полисенсорный метод.

Школа «Kendall Demonstration Elementare School» при Галлоудетском университете в Вашингтоне ратует за то, чтобы развитие слуха проводилось как тотальное восприятие на основе считывания с губ и одновременного использования жестового языка.

Основная задача ее учебной программы - построить стратегию обучения детей, которые вследствие их воспитания сильно зависимы от ручной (жестовой) коммуникации, таким образом, чтобы, несмотря на такую зависимость, эти дети приобретали способность слухового восприятия и чтения с губ.

Педагогическая философия, которая лежит в основе такого обучения, полагает, что тотальная коммуникация может либо препятствовать развитию слуха, либо способствовать его продвижению вперед. В случае если ребенок не занимается развитием слухового восприятия в отведенные для этого часы, то оставшаяся слуховая способность теряется. Если же, наоборот, он учился полагаться на слух, эта способность усиливается и развивается при использовании жестовой речи для понимания говоримого (произносимое собеседником сопровождается жестами) и для желаемого развития устной речи.

· Метод моторного восприятия.

В своей научной работе Тина Новелли-Олмстед2 и Даниэль Линг3 убедительно доказали правомерность теории моторного восприятия. Чтобы показать четкое взаимодействие между речепроизводством и речевосприятием, они провели сравнительное исследование с двумя одинаковыми по составу группами детей с остаточным слухом в возрасте от 5 до 7 лет. Дети одной группы были названы «ораторами (или выступающими)», а дети другой группы - «слушателями». «Ораторы» воспроизводили словесно воспринятые ими на слух речевые образы, в то время как «слушатели» должны были показать понимание этих постоянных речевых образов только знаками, указывая на соответствующие предметы или картинки. Через несколько занятий, а их было более тридцати, выяснилось, что «ораторы» достигли значительных успехов как в произношении, так и в различении на слух, в то время как «слушатели» имели незначительные успехи в произношении и не достигли никаких успехов в различении.

Для практики развития слуха эти результаты означают, что смешанное развитие слуха и речи с самого начала может быть намного эффективнее, чем просто развитие слуха. Тина Новелли-Олмстед и Даниэль Линг упомянули также, что артикуляционные занятия, даже проводимые в отрыве от развития слуха, могут принести хорошие плоды в этой работе.

 

Разнообразие обучающих методик даёт возможность выбора при индивидуальном подходе к коррекционной работе с нарушением слуха у детей. Основополагающими для всех авторских методик обучения являются следующие принципы:

· как можно более раннее начало обучения детей с нарушенным слухом;

· создание речевой среды для правильного формирования речи;

· обеспечение всестороннего развития детей на основе коррекции имеющихся проблем;

· учет закономерностей психофизического развития дошкольников.

В процессе реабилитации детей с нарушением слуха большая роль отводится игровым занятиям. Этот вид обучения хорошо воспринимается детьми, а все упражнения для детей с нарушением слуха, которые выполняются в игровой форме, лучше закрепляют слуховые и речевые навыки. Взаимному общению и всестороннему развитию детей с нарушением слуха способствуют хоровые декламации с музыкальным сопровождением, групповые речевые занятия.

С 2-3-летнего возраста такая работа проводится в специализированных детских садах для слабослышащих детей, а затем продолжается в специализированных школах.

Современная государственная программа по развитию инклюзивного обучения детей с ОВЗ дают возможность детям с нарушением слуха всесторонне развиваться и получать образование наравне со слышащими сверстниками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: