Источники бюджетного права как подотрасли финансового права, дисциплины и науки.
Бюджетное право принято понимать в трех смыслах:
- как науку;
- как учебную дисциплину;
- как подотрасль финансового права.
Бюджетное право как подотрасль финансового права - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные правоотношения, в сфере:
- структуры бюджетной системы РФ;
- доходов и расходов бюджетов, их соотношения и порядка распределения между уровнями бюджетной системы;
- бюджетного процесса и т. д.
В рамках бюджетного права особо выделяются носители юридических прав и обязанностей - субъекты бюджетного права. Круг субъектов бюджетного права специфичен:
- государство;
- административно-территориальные образования;
- муниципальные образования;
- государственные и муниципальные органы права.
Бюджетная система - установленная на экономических отношениях в государственном устройстве РФ, урегулированная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.
Источники бюджетного права:
- Конституция РФ - закрепляет основы бюджетного права, в том числе правомочия в бюджетной сфере Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания;
- федеральные конституционные законы - например, ФКЗ от 17.12.1997 г. «О правительстве РФ»;
- кодифицированный законодательный нормативно-правовой акт: Бюджетный кодекс РФ – основной нормативно-правовой акт в бюджетной сфере в систематизированном виде, закрепляющий порядок осуществления бюджетных правоотношений;
- некодифицированные законодательные нормативно-правовые акты: федеральные законы - например, Федеральный закон от 24.12.2002 г. «О федеральном бюджете на 2003 г.», Федеральный закон от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- акты Президента РФ:
а) бюджетные послания Президента РФ;
б) указы Президента РФ - например, Указ Президента РФ от 05.03.2001 г. «О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды»;
в) постановления Правительства РФ - например, постановление от 15.08.2001 г. «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.»;
- нормативно-правовые акты органов государственной власти РФ - например, Письмо Минфина РФ от 21.06.1996 г. «О задержке заработной платы в жилищно-коммунальном хозяйстве»;
- соглашения между органами государственной власти РФ, ее субъектов и органами муниципального образования - например, Соглашение от 12.01.1996 г. между Правительством РФ и правительством Свердловской области о разграничении полномочий в вопросах бюджетных взаимоотношений;
- нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Акты судебных органов, в том числе Верховного и Конституционного Судов РФ, не являются источниками бюджетного права, но тем не менее играют важную роль в осуществлении бюджетных правоотношений. Также не являются источниками бюджетного права комментарии к законам.
Формы межбюджетных трансфертов и их правовое регулирование
Согласно ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты — это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
субсидий местным бюджетам;
субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов осуществляется на основании ст. 146 БК РФ, согласно которой в бюджеты ПФР, ФСС, ФФОМС в числе прочих подлежат зачислению межбюджетные трансферты из федерального бюджета; в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования зачисляются межбюджетные трансферты из ФФОМС, а также межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.