Хоровое творчество Ц. Кюи




Аннотация

На произведение

«Ночь на берегу моря»

Муз. Ц. Кюи

Стихи И. Никитина

Содержание

1. Историко-стилистический анализ……………....…………………………3

2. Музыкально-теоретический анализ……………………………………….10

3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………19

4. Исполнительский анализ………………………………………………….27

Список использованных источников………………………………………..31

 

 

 

Историко-стилистический анализ

 

Цезарь Антонович Кюи (1835 — 1918) — русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал (1906).

Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Стиль композитора сложился в конце 1860-х - начале 1870-х годов, когда были созданы многие лучшие камерно-вокальные произведения, в которых уже заключается квинтэссенция лирического стиля Кюи. Светлая созерцательность придает любовной лирике благородную возвышенность. Камерность, отказ от непосредственных связей с бытовыми жанрами сообщает сочинениям оттенок "рафинированного" эстетизма. Влияние Шумана особенно заметно в ранних произведениях Кюи. Это и тонкая изысканность аккомпанемента, и его образная насыщенность, знаменитые шумановские педали, многообразные проявления остинатности. Черты стиля, разработанные в области камерно-вокальных сочинений в период 1860-1870-х гг. непосредственно повлияли на стиль хоровых сочинений Кюи, созданных им только в середине 1880-х годов. Круг образов в романсах Кюи не ограничивается пейзажной лирикой - мы встречаем и суровый стиль эпических баллад, и темы гражданского назначения художника. С годами все большее предпочтение композитор отдает стихотворному тексту, зачастую в ущерб музыкальному. Излишняя детализация в музыкальном воплощении некоторых фраз и слов "приводит к аморфности формы и определенной риторической условности". Однако область романсовой лирики оказалась необыкновенно созвучной природе художественного дарования композитора. Кюи - замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства. Наиболее органично его талант раскрылся в миниатюре. Именно в вокальной и хоровой лирике его дарование наилучшим образом соответствовало стоявшим перед ним художественным задачам. В этой области Кюи достиг классической стройности высокой гармонии, наиболее полно и совершенно реализовав свои творческие замыслы.

 

 

Хоровое творчество Ц. Кюи

 

В отличие от остальных членов Балакиревского кружка, как отмечалось ранее, сочинения для хора занимают видное место в наследии Кюи. Являясь продолжателем традиций Глинки и Даргомыжского, Кюи внес серьезный вклад в развитие светского хорового искусства России. К сожалению, эта область творчества композитора фактически не изучена. Не существует даже полной библиографии музыкальных сочинений Цезаря Антоновича.

Библиографический указатель произведений Кюи (отдельный оттиск из журнала "Артист") составлен Николаем Федоровичем Финдейзеном (1868-1928), музыкальным критиком, библиографом, историком музыки. Списки Финдейзена, охватывающие первую половину периода деятельности Кюи, неполны и неточны. Многие сочинения композитора для хора никогда не издавались и неизвестны.

Первые сочинения для хора написаны Кюи в 1860 г. в период зарождения дружбы с Балакиревым и Даргомыжским: сочинение 4-е – два хора для смешанных голосов с оркестром на слова Пушкина "Давайте пить и веселиться" и "Татарский полон". Примечательно, что эти сочинения были исполнены хором Русского музыкального общества в 1861 году и отмечены премией. К этому же периоду относится сочинение шестое - "Мистический хор" для женского состава на текст "Чистилища" Данте, посвященный В.В. Стасову.

Затем следует двадцатилетний перерыв в написании произведений для хора, так как все свои силы композитор отдает опере. Следует заметить, что оперные хоры, практически нам неизвестные, высоко оценивались сторонниками Новой русской музыкальной школы.

В 1885 году был создан цикл "Семь хоров для смешанных голосов" опус 28 - это лирические миниатюры, которые написаны в жанре "хорового романса"; в них мы можем найти много нового в области музыкально-выразительных средств, а также способах соотношения музыкального и поэтического текста. Впервые этот цикл был исполнен на концертах Бесплатной музыкальной школы хором под управлением Ломакина.

Опус 46 - "Пять хоров на тексты К.Р." (Великого Князя Константина Константиновича (Романова) был создан в 1893 году и посвящен И.А. Мельникову - известному русскому певцу и музыкальному деятелю, который в 1890 году совместно с Ф.Ф. Беккером организовал любительский смешанный хор. Кстати, впоследствии Мельников издал три сборника "Русские хоры": в 1890-м - для женских хоров, в 1894-м - отдельно для мужских и смешанных, куда наряду с другими авторами были включены сочинения Кюи, ранее не публиковавшиеся. Мельников проявлял большую заботу о новых хорах композитора: приглашал Цезаря Антоновича на репетиции и концерты.

В 1895-96 годах Кюи пишет цикл "Шесть хоров для смешанных голосов" - опус 53, являющийся вершиной хорового наследия композитора. Цикл Кюи посвятил лично Ф.Ф. Беккеру, руководившему любительским хором Бесплатных хоровых классов Мельникова.

Следующими сочинениями в вокально-хоровом жанре стали два опуса вокальных квартетов: опус 59 "Семь вокальных квартетов и хоров" на слова Ф. Сологуба и опус 62 "Девять вокальных квартетов".

Новый опус оригинальных хоров для смешанного хора а сарреllа был написан только в 1907 году - опус 63 "Шесть хоров для смешанных голосов". Эти сочинения заметно отличаются от предыдущих. Здесь нет прежнего мелодизма, высокой лирики - это сочинения умудренного, 25 возможно, уставшего человека, размышляющего уже на философские темы. К 1910 - 1914 годам относится несколько сочинений - опус 76 "Шесть хоров" на слова Я. Полонского; опус 77 "Семь хориков для женских голосов", а также опус 88 "Девять вокальных квартетов для мужских голосов".

Последними сочинениями, написанными Кюи для хора, стали мужской хор а сарреllа "Идут" на слова Вильде и кантата "Твой стих", посвященная 100-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, а также написанные в 1915 г. хор "Будрис и его сыновья" на слова Мицкевича и вокально-симфонический цикл с хоровым финалом "Шесть песен западных славян" на стихи Пушкина.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: