Нет явления более непостижимого, чем человеческое поведение.




Районное методическое объединение педагогов–психологов, социальных педагогов

Доклад

Планирование профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся начальной школы.

Педагог - психолог

МБОУ «СОШ № 8 г.Петровска»

Шмакова О.Ю.

 

г. Петровск

2020 г.

Вот они вечные истины:

Поздно заметили… мимо прошли… нет!

Не рождаются «трудными» дети!

Просто им вовремя не помогли!

Нет факта более сложного, чем человеческий поступок.

Нет явления более непостижимого, чем человеческое поведение.

«Нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога».

(А.А. Сухомлинский).

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берётся за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Известно, что процесс социализации ребёнка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. А. С. Макаренко писал, что «… главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, это 90% всего воспитательного процесса».

Уже в младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции ребёнка. Теперь он школьник. У него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей – учителями, одноклассниками. Считается, что кризис 7 лет – это рождение социального «Я» ребёнка.

Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: «хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «плохой человек - хороший человек». Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость и любознательность. В этом возрасте оценки со стороны одноклассников постепенно становятся более значимыми, а иногда они важнее, чем мнение родителей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребёнок готов на многое. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным – всё это часто при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит младшего школьника к девиантному поведению.

Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражание. Через эту стадию проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего, таким образом для младшего школьника являются его родители.

А многие родители младших школьников уверены в том, что их дети ничего не знают ещё об алкоголе, сигаретах, наркотиках. И это ошибочное мнение, так как младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они часто являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома и т. д.

Также важнейшее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрасту свойственны какие-то общие, типичные психофизиологические особенности, которые с неизбежностью проявляются у каждого ребёнка, но сугубо индивидуально.

Поэтому я, как педагог-психолог, на родительских собраниях учащихся начальных классов предлагаю родителям (законным представителям) следующие советы на каждый день:

v Когда вы браните ребёнка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

v Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

v Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы люди относились к тебе»,

v Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

v Старайтесь, чтобы ребёнок был привязан к дому, возвращаясь, домой не забывайте сказать: «А всё- таки, как хорошо у нас дома».

v Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому желательно читать с детьми каждый день хорошую книгу, это обогатит ваше духовное общение.

v В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Кроме того, с целью профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся начальной школы немаловажную роль имеет профилактическая работа с родителями, которая предполагает:

· Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришколный контроль.

· Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.

· Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

· Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

· Организация консультаций специалистов: педагога - психолога, медицинских работников для родителей.

· Организация тематических встреч родителей с работниками правоохранительных органов, работниками образования и здравоохранения.

· Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы.

Немало внимания по профилактике правонарушений и преступлений уделяется и при проведении родительского всеобуча. Рассматриваются следующие вопросы:

1. Права и обязанности семьи.

2. Права, обязанности и ответственность родителей.

3. Права и обязанности ребёнка в семье, школе, в социуме.

4. Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.

5. Свободное время и развлечение учащихся.

6. Причины детских суицидов.

7. Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.

8. Устойчивость подростка в обществе.

Большая работа по профилактике правонарушений и преступлений проводится и с учащимися 1 – 4 классов через выступления перед школьниками на классных часах, проведения лекториев, диспутов, деловых игр, а также индивидуальных бесед и занятий с детьми по данному вопросу.

Наш ученик – это не только школьник, но, и прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Чем больше ребёнок задействован во внеурочное время, тем меньше у него остаётся времени на совершение преступлений. Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. С этой целью педагогом-психологом и учителями начальных классов нашей школы проводится агитационная работа с учащимися начальных классов по посещению ими спортивных секций СДЮШ МОУ ДОД г. Петровска им. Т.В. Казанкиной, занятий музыкального отделения, отделения раннего эстетического развития МУДО «ДШИ им. С.Н. Кнушевицкого г. Петровска».

Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затруд­няют избирательность поведения и могут привести к утрате детьми самоконтроля. К ним, прежде всего, следует отнести общее переутомление, длительное нравственное напряжение, сильное душевное волнение, эмоци­ональные стрессы. Установлено, что при ослаблении самоконтроля одни ведут себя стереотипно, другие, наоборот, действуют импульсивно под влиянием неосознанных побуждений, а третьи оказываются чрезвычайно внушаемыми, следуя указаниям любого лица.

Именно у младших школьников, когда ещё не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идёт активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата перевоспитании. Важной составляющей профилактической работы является успешная адаптация учащихся начального звена. Уже в первый год обучения у отдельных учащихся выявляется социальная запущенность, появляются проблемы в обучении, общении со сверстниками, учителем.

Наиболее эффективной формой работы с детьми, нуждающимися в особом внимании, является сотрудничество классного руководителя и педагога – психолога с его родителями, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс: участие в спортивных мероприятиях, походах, экскурсиях, индивидуальных консультациях.

Работа с детьми, требующими внимания, должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи. В данную работу вовлечены все участники образовательно-воспитательного процесса: учителя, родители, педагог-психолог, социальный педагог, администрация школы, и иные органы, и системы профилактики.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребёнок реально находит применение своим возможностям и инициативе. В профилактической деятельности с конкретным человеком, важно не упустить время. Как раз на ранней стадии, когда личность ещё не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех. Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остаётся определённый резерв времени.

Предупредительные возможности воспитания являются гораздо более результативными, чем другие средства пресечения, так как правовые меры профилактики, как правило, несколько запаздывают, и начинают оказывать воздействие на детей тогда, когда поступок уже был совершён. Для того, чтобы правовые меры предупреждения работали, они должны быть включены в сознание ребёнка, быть частью его убеждений и опыта, которые могут быть достигнуты посредством целенаправленного воспитательного воздействия. Отношения взаимного доверия и уважения нарушают антиобщественные (асоциальные) установки у несовершеннолетних. Поэтому, важно дать этим детям возможность почувствовать, что они необходимы и полезны для людей и социума.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: