ЭТИКА И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ
Семикова Наталья Ивановна
Разделы (модули): Великие учителя, Высшие моральные категории, Деловой этикет и молодежные субкультуры.
МОРАЛЬ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Архаическое общество
Первое моральное требование складывается в виде табу - запретов, носящих целесообразный характер и направленных на сохранение, выживание и благополучие рода. В первую очередь табу появляется на кровно родственные браки и на людоедство. Основой первобытной жизни является равенство и коллективизм. Его члены проявляют трудолюбие, отвагу и презрение к смерти. Побеждает не сильнейший, а «моральнейший ». Но вместе с тем в родовом обществе получил начало обычай кровной мести, жестокость, фанатизм и предательство.
Мораль Античности
С возникновением неравенства и рабства видоизменяется мораль, то есть возникает рабство с одной стороны. Мораль достояние свободных людей. Рабы стоят в «неморали», по отношению к ним не действует требование справедливости, уважения и жалости. Неравенство рассматривается как естественная и справедливая форма человеческих отношений. Мораль представляет собой пеструю картину, с одной стороны: свобода нравов, культ наслаждений и вседозволенность в любви, а с другой: уважение к мудрости, поиска смысла жизни, тяга к красоте, мужество, жажда подвига, отвага, верность. И в то же время коварство, подлость, скарество, властолюбие, бесславие. (Нейрон, Геростат, убийство гладиаторов, младенцев в Спарте) Наряду с моралью рабовладельцев формируется мораль протеста (Спартак) А так же попытка найти утешение не бунтуя не борясь – мораль раннего Христианства.
Религиозная христьянская мораль
Зарождается как идеология угнетенных и гонимых и в эпоху средневековья становится господствующей. В ее основу легло представление о боге как высшем благе и источнике всего сущего. Человек созданный по образу и подобию божьему рассматривается в единстве трех начал: Духу устремленному г богу, добру и истине; Души которая является человеческим Я и способна выбирать между добром и злом и отвечает за собственную греховность; Тело которая душа должна освобождать от страстей и направлять к возвышенному духовному началу. Основой нравственной жизни провозглашены 10 заповедей Ветхого совета и нагорная проповедь Иесуса Христа с 7 смертными грехами. Позднее возникает этика ненасилия (Лев Николаевич Толстой)
В эпоху средневековья на основе хритианской морали появляется светская мораль, а в ее рамках выделяются рыцарская мораль и придворный этикет. Рыцарство как особое сословие считавшее себя цветом мира и высшим слоем общества сложилось к 11 веку, сформировало особые норма и ценности и особый кодекс морали. Ядром кодекса рыцарской чести была врность своему сеньору – количество одержанных побед, щедрость, красота и привлекательность, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на музыкальных инструментах, петь, быть физически развитым, а так же важной составляющей было отношение к врагу и женщинам, культ прекрасной дамы. Краеугольным камнем рыцарской чети выступает сама честь, душа рыцаря принадлежит - богу, жизнь - королю, сердце – прекрасной даме, а честь – не отдаст никому.
Параллельно с рыцарской моралью формируется придворный этикет.
Особый нравенственный феномен представляет мораль российского крестьянина.
Мораль эпохи Возраждения, реформации
Эпоха возрождения внесла новую струю в историю морали. Главным принципом провозгласила любовь не к богу а к человеку – гуманизм. Место религиозного аскетизма занимает жизнелюбие. Место ханженской строгости занимает откровенная свобода нравов. О морали эпохи возрождении можно судить по сонетам петрарки, по бессмертным произведениям Шекспира, по роскошным женщинам Ботичели, по описанию пиров книг Пантегрюэля.
Эпоха реформации (16 век) в моральное сознание принесла протестантскую идеологию. Протестантская этика дала толчок духовному освобождению человека от церкви, вера воспринимается как идеал любви и милосердия (Бог – есть любовь) Важнейшей сферой совершенствования человека стала трудовая сфера, ориентирована на бережливость и приумножение капитала, на прилижание и честность ведения дел, на трудовое воспитание семейной ценности
Новая мораль Нового времени 17 век – первая половина 19 века
Вносит большие изменения в поведение, моральное сознание и нравственные идеалы людей. Что способствует дальнейшему оформлению индустриальной цивилизации, первой буржуазной революции, а так же появлению новых классов и социальных групп. Молодой предспринимательский класс буржуазии отказывается от старых представлений о нравственности, осуждает паразитический образ жизни аристократии и сословные привилегии дворянства и духовенства, в качестве положительных нравственных примеров выделяются протестантские ценности гражданского общества: труд, как средство создания богатства; бережливость, скромность и воздержание, как способ сохранения и увеличения богатства; честность как основа деловых отношений. В Новейшее время развивается новый тип морали – свобода предпринимательства, равенство возможностей, приводят к культу индивидуализма, критерием моральности становится успех, а главным жизненным принципом тезис прагматизма, успех и неудача есть привычные категории жизни.