Особенности развития и организации финансовой политики РФ на текущем этапе




В настоящее время в РФ наблюдается стабилизационная политика в области финансов, которая направлена на устойчивость развития экономики (сглаживая внешние и внутренние факторы) и рациональное, оптимальное распределение и перераспределение финансовых средств. Современная политика Российской Федерации в области финансов направлена на переход от модели экспорта сырья к инновационному типу развития экономики, ориентированному на население государства и высоким темпам роста экономики в долгосрочном периоде. Ведущее место в ней отводится бюджетной политике, которая играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении достойных условий жизни для его граждан.

В последнее время формируются фундаментальные предпосылки для реструктуризации российской экономики. С одной стороны, происходит перераспределение национального дохода от населения к корпоративному сектору, что создает финансовую базу для потенциальных инвестиций. С другой стороны, корректировка валютного курса и последующее изменение уровня цен отчасти способствуют исправлению некоторых из накопившихся структурных перекосов, обеспечивая перемещение финансовых и трудовых ресурсов в торгуемые секторы, где доходность на вложенный капитал заметно выросла.

В то же время ввиду жестких ресурсных ограничений – как по трудовым, так и по финансовым ресурсам – реализовать преимущества, которые предоставляет ослабление валютного курса, возможно лишь за счет перераспределения ограниченных бюджетных ресурсов. В случае отсутствия адаптации объемов внутреннего спроса со стороны государства возрастает риск дальнейшего структурного вытеснения частного сектора, что неминуемо приведет к снижению эффективности распределения ресурсов в экономике, а значит и перспектив ее роста.

Начиная с 2014 года, наблюдается снижение доходов в бюджете РФ в связи с падением темпов роста экономики в мире. Поэтому корректируется система налогообложения и увеличивается ее конкурентоспособность, приводится в устойчивое состояние пенсионная система, совершенствуются программно-целевые управленческие методы, оптимизируются расходы бюджета государства (обнаруживаются резервы финансовых средств и перераспределяются на эффективные, привлекательные, прибыльные проекты и программы), гарантируется сбалансированность бюджета в долгосрочной перспективе.

В среднесрочной перспективе бюджет будет находиться в устойчивом состоянии при стабильности и эффективности системы налогообложения. Политика в области налоговых сборов в данный момент направлена на поддержание инвестиционной и инновационной деятельности, а также на обеспечение неизменности налоговой нагрузки в разных секторах экономики (отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы; унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения).

Для ухода от неустойчивого состояния и несбалансированности бюджета России был разработан подход на основе реалистичного варианта прогноза экономики. Он разрешает повысить точность бюджетного планирования в долгосрочной перспективе, составить прогноз некоторых рисков, возникающих из-за дополнительных обязательств по затратам.

В период 2013-2015 годов наблюдалось снижение уровня нефтегазового дефицита государственного бюджета. В пределах установленных параметров бюджета были предусмотрены механизмы по эффективному перераспределению ресурсов для реализации конкретных задач и дополнительных мер, которые оказывают помощь различным отраслям экономики, социальной сферы, рынку труда.

Именно нефтегазовый сектор приносит довольно изменчивый доход бюджету России. Его величина определяется ценами на нефть, налогом на прибыль, пошлинами на экспорт. Эта непостоянность дохода сказывается на стабильной деятельности по исполнению расходной части бюджета.

Финансовая политика РФ на 2015-2017 годы направлена на стабилизацию валютного рынка, оздоровление банковского сектора и сокращение инфляции.

Своевременные решения по рекапитализации банковской системы и повышению потолка государственной гарантии по розничным депозитам позволили укрепить доверие к банковской системе. В результате ситуация на финансовом рынке стабилизировалась, волатильность курсовой динамики заметно снизилась, отток вкладов из банковской системы сменился притоком, неопределенность в девальвационных ожиданиях экономических агентов уменьшилась, благодаря чему в конечном счете удалось избежать более глубокого и продолжительного шока.

По мере стабилизации ситуации в финансовой системе в начале 2015 года акцент государственной экономической политики сместился на смягчение негативных последствий от резкого изменения внешних условий на реальный сектор экономики. Пакет первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, с одной стороны, позволил в некоторой степени демпфировать эффект резкого роста процентных ставок для наиболее уязвимых секторов российской экономики, а в части социальной политики сосредоточить ресурсы на поддержке наиболее уязвимых слоев населения – пенсионеров.

При этом важная роль в реализации мер поддержки экономики и социальной сферы отводится сформированному в составе федерального бюджета «антикризисному фонду», средства которого используются по решениям Правительства Российской Федерации на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, рынка труда, монопрофильных муниципальных образований, а также социальной поддержке граждан.

Принятие комплекса антиинфляционных мер в бюджетной политике – отказ от индексации зарплат и части социальных выплат до «разогретой» валютным курсом инфляции – купировали риски раскручивания инфляционной спирали, выступив «якорем» для инфляционных ожиданий по экономике.

Таким образом, своевременная реализация антикризисного бюджетного маневра наряду с другими элементами государственной экономической политики позволили быстро стабилизировать ситуацию на финансовом рынке и минимизировать негативные последствия для реального сектора. Уже на рубеже первого и второго кварталов российская экономика практически завершила структурную адаптацию к внешним шокам, а, соответственно, исчерпался и негативный импульс от корректировки внутреннего спроса, необходимого для такой подстройки. Ко второму полугодию по мере дальнейшего снижения инфляционных ожиданий на фоне проведения консервативной политики по индексации бюджетных расходов стал ослабевать и негативный циклический импульс.

В 2015 году значительно расширен перечень межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, перечисление которых из федерального бюджета осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты.

Центральный банк перешел к политике плавающего курса, что способствовало стабилизации валютного рынка. До этого регулятор потратил значительную часть золотовалютных резервов для поддержки фиксированного курса. Новая политика направлена на укрепление покупательной способности рубля.

Инфляция влияет на уровень благосостояния граждан. Рост цен в 2014-2015 гг. без соответствующей индексации привел к сокращению реальных доходов. Регулятор перешел к политике таргетирования инфляции, и планирует до 2017 снизить ее уровень до 4%. После этого ежегодный рост цен будет удерживаться в данных пределах.

Стабилизации банковского сектора способствует активное использование инструментов рефинансирования. В том числе регулятор предоставляет валютные РЕПО для организаций, которые вынуждены искать средства для обслуживания внешней задолженности.

Эксперты считают, что падение курса рубля, связано больше с внутренними причинами, нежели с внешними. В первую очередь это вызвано тем, что ЦБ России активно отзывал лицензии у частных банков. По оценкам Минфина, шоковый эффект от санкций составил 2 % ВВП.

Таким образом, падение курса рубля, повышение цен по товары и услуги, рост инфляции, нерациональные методы воздействия ЦБ на экономику приводит к еще большему спаду, чем зарубежные санкции. Хотя они, в свою очередь, ограничивают российскую экономику в зарубежных инновациях и технологиях, но и есть плюсы санкций — отечественные производители налаживают и улучшают производство продукции, увеличивают производственные мощности. Они дали «толчок» к тому, чтобы развивались российской отрасли как промышленности, так и другие сектора экономики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: