Описание игры. Логопед раскладывает картинки с изображением животных и их детёнышей и говорит: «Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает на столе). Каждая мама позвала к себе своего детёныша. Найдите детёнышей и поставьте их с мамой». Дети подбирают картинки с изображением детёнышей животных. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки, и задаёт им вопрос: «Кто с кем вышел погулять?»
Образец ответа: Лиса с лисёнком.
20. «С чем корзинка?»
Цель: учить детей составлять распространённые предложения с предлогом «с»
Оборудование. Корзинка или картинка с изображением корзинки, наполненной грибами, орехами, ягодами.
Описание игры. Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Пошли дети в лес. В лесу много грибов, ягод, орехов. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пришли домой. Посмотрите с чем у них корзинки». Дети раскрывают корзинки и отвечают на вопрос логопеда, например: «У меня корзинка с грибами» и т.д.
21. «Что ты любишь?»
Цель: учить детей составлять распространённые предложения, пользоваться предлогом «С»
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Логопед обращается к детям и говорит: «Я люблю хлеб с вареньем, а вы? Дети поочерёдно называют: «Я люблю хлеб с маслом», «Я люблю хлеб с сыром». И т.д.
22. «Какое слово пропущено?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «с»
Оборудование. Картинки.
Описание игры. Логопед просит детей прослушать предложение и угадать, какое слово пропущено. Например: «Вышли на полянку медведь….медвежатами (с). Как надо правильно сказать?» - вышли на полянку медведь с медвежатами».
«маша принесла корзинку… яблоками (с). Как надо правильно сказать?». «Маша принесла корзинку с яблоками».
23. «Прятки»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «за».
Описание игры. Дети прячутся в комнате. Водящий ищет, а когда находит ребёнка, говорит: «Оля спряталась за стул», «Витя спрятался за шкаф».
24. «Когда это бывает?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «за»
Оборудование. Бумажные круги, разрезанные на четыре части, каждая из которых изображает одно время года.
Описание игры. Дети складывают части круга в той последовательности, в какой идут времена года. Прикладывают каждую часть, рассказывают её содержание по картинке: весна, за весной – лето, за летом – осень, за осенью – зима.
25. «Кто за кем?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «за»
Оборудование. Фишки или флажки
Описание игры. Участники игры делятся на две команды. От каждой команда по очереди назначается водящий. Дети строятся в две колонны. Один ребёнок – водящий – стоит спиной к своей команде. Педагог подаёт сигнал, по которому водящий быстро поворачивается лицом к своей команде и старается запомнить, кто за кем стоит. Через 10 секунд педагог снова подаёт сигнал, и водящий, отвернувшись, должен сказать, кто за кем стоит. То же самое проделывают представители второй команды. Логопед за правильные ответы выставляет команде фишки (флажки). После окончания игры подсчитывается количество фишек у каждой команды и определяется команда – победитель.
26. «Найди такое дерево»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами «с», «у»
Оборудование. Листья 3-4 знакомых видов деревьев.
Описание игры. Вариант 1. Педагог показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Дети говорят: «берёзы», «С клёна» и т.д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево на участке.
Вариант 2 Педагог раздаёт детям разные листья и предлагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как и у них в руке, и назвать его «Такие же листья у берёзы, у клёна» и т.д.
27. «Где что растёт?»
Цель: учить детей правильно употреблять предлог «в» с существительными в предложном падеже единственного и множественного числа
Оборудование. Предметные картинки
Описание игры Педагог показывает картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов. На вопрос: «Где это растёт?» - дети должны указать: в лесу, в саду, в огороде и т.д. За правильный ответ дети получают картинки или фишки. Выигрывает тот, кто больше соберёт картинок (или фишек)
Образец речи: Груша (груши) растёт (растут) в саду. И т. П
28. «Ключи»
Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогом «у»
Описание игры. Дети становятся в круг. Водящий приходит к одному из стоящих в кругу детей и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «У Пети в кругу детей и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «У Пети (у Вани). Когда водящий отходит к указанному ребёнку, дети за его спиной меняются местами. В это время водящий должен постараться встать на место одного из пренебрегающих. После этого игра возобновляется.
29. «Определи место игрушки»
Цель: учить детей правильно употреблять предлоги «с», «за».
Оборудование. Игрушки, предметы обихода.
Описание игры. Педагог расставляет на столе игрушки таким образом, чтобы несколько игрушек стояло в ряд, а часть находилась сзади. Вызывая одного ребёнка, спрашивает: «Рядом с чем стоит машина?» - «Машина стоит рядом с куклой». Затем педагог задаёт следующий вопрос: «За какой игрушкой стоит пирамида?» - «Пирамида стоит за мишкой».
30. «Кто без чего?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «без» с существительными в род. падеже.
Оборудование. Поломанные игрушки..
Описание игры. Логопед обращается к детям: «Ребята, посмотрите, к нам пришли «больные» игрушки и просят вас помочь им. Давайте посмотрим, что с ними?
Заяц без чего (заяц без уха)
Мишка без чего (Мишка без лапы.)
Кукла без чего? (кукла без волос)
Лиса без чего? (Лиса без хвоста.)
31. «Кто без чего?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «без» с существительными в родительном падеже.
Оборудование. Игрушки резиновые, деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.
Описание игры. Логопед демонстрирует мяч и спрашивает у детей: «Из чего сделан мяч?» - «Мяч сделан из резины. Мяч резиновый». Далее дети сами определяют, из чего сделаны игрушки, и составляют предложения.
32. «У кого какие детёныши?»
Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогом у с существительными в родительном падеже.
Оборудование. Картинки с изображением животных, птиц и и их детёнышей.
Описание игры. Логопед раздаёт детям картинки с изображением детёнышей, а у себя оставляет взрослых животных и птиц. Логопед спрашивает: «Жеребёнок у кого?» Ребёнок, у которого картинка с изображением жеребёнок у лошади». За правильный ответ логопед отдаёт картинку взрослого животного. В конце игры подводятся итоги и определяется победитель.
33. «Где что находится?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на» с существительными в предложном падеже.
Описание игры. Логопед называет детям предметы, которые должны храниться в определённых местах (платья, чашки, ложки, обувь, кастрюли, игрушки). А дети должны ответить: «Платья висят на вешалке» и т.д.
34. «Заботливые дети»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «о» с существительными в предложном падеже.
Оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за растениями, животными.
Описание игры. Логопед раздаёт детям картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы: «О чём заботятся дети? О ком заботятся дети?»
Образец ответа: Дети заботятся о цветах. Дети заботятся о деревьях. Дети заботятся о кроликах.
35. «Исправь ошибку»
Цель: учить детей пониманию смысла предложения.
Оборудование. Фишки.
Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их справлять. Слушайте внимательно. Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Дорога идёт по машине.
Гена разбил стеклом мяч.
Оля с картинкой рисуют папу.
Маша несёт сумку в капусте».
За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.