РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО И МЕБЕЛЬ




Эргономические требования для проектирования рабочего места в офисе

 

Выполнил:

студент гр. ЗССАБ-54.03.01-31(к)-2

заочной формы обучения

Пушкарева А.А.

 

Проверил:

Плотникова Е.С.

 

 

Ижевск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

ОФИСНОЕ ПРОСТРАНСТВО...................................................................4

РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО И МЕБЕЛЬ...............................................7

ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТА............................................................................16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................19


ВВЕДЕНИЕ

Эргономика - это наука адаптации рабочего пространства к работнику, также называемая биотехнологией, инженерной психологией или конструированием человеческого фактора. Офисная эргономика является прикладной наукой о дизайне офисного оборудования, направленная на увеличение продуктивности труда при помощи снижения утомления и дискомфорта работника.

Любой, кто долго работает за компьютером, должен занять активную позицию в отношении офисной эргономики для того, чтобы предотвратить потенциальные проблемы состояния здоровья. Если в офисе не используются эргономические принципы построения рабочего пространства, у работников появляется множество заболеваний опорно-двигательной системы, проблемы со зрением и не только.


 

ОФИСНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Основа рационального планирования офисного пространства – разделение на рабочие зоны, создающие максимально комфортные условия для работы сотрудников, как в команде, так и самостоятельно.

Можно выделить три типа организации офисных помещений:

· закрытый (Рис. 1);

· открытый (Рис. 2);

· комбинированный.

При выборе одного из типов учитывается количество сотрудников, специфику их деятельности, взаимодействие между работниками, поток и передвижение клиентов, требуется ли групповая работа сотрудников или каждый из них работает индивидуально.

Так, участники групп, отвечающих за одно дело, не должны находиться в разных кабинетах. И, наоборот, не связанные между собой отделы лучше не размещать в общем помещении.

Рис. 1 – Закрытая планировка офиса.

Офисные пространства кабинетного (закрытого) типа (Рис. 2) не позволяют эффективно использовать имеющиеся площади и требуют больших затрат на ремонт и уборку. Такой тип разделения пространства требуется в государственных учреждениях и компаниях, сотрудники которых выполняют задачи индивидуально или небольшими группами: финансовых и аналитических компаниях, конструкторских бюро, юридических фирмах и т.д.

Рис. 2 – Открытая планировка офиса.

«Открытые» офисы предпочтительны для служб техподдержки, отделов продаж и работе с клиентами, архитектурных и дизайнерских бюро. Системы «open space» позволяет не только решать рабочие процессы, но и приносит экономию на кондиционировании помещений, электроэнергии, других технических коммуникаций, уборка не доставляет проблем. Модульная организация офиса позволяет регулировать количество мест, добавлять или убирать их. Отделение рабочих мест перегородками или стеллажами позволяет использовать имеющуюся площадь с максимальной эффективностью, при этом сотрудники находятся под контролем руководства.

При этом следует учитывать и недостатки, которые имеет эргономика рабочего места в современном офисе, организованном по открытому типу. Стремление к тому, чтобы максимально использовать пространство может привести к неудобству передвижения, поэтому расстояние между стеллажами должно рассчитываться исходя из условий работы конкретной компании. Так же значительное количество людей в одном помещении создает шум и может вызывать проблемы визуальной изоляции – отвлекать человека от работы.

Комбинированный тип используется чаще всего. В этом случае для бухгалтерии и управленческого аппарата выделяются отдельные кабинеты, а рядовые сотрудники размещаются в разделенном на зоны перегородками общем зале. [1]


 

РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО И МЕБЕЛЬ

Основной принцип организации рабочего места – минимизация нагрузок, удобство и комфортность. Характеристика эргономики рабочего места определяется психологическими, физиологическими и антропометрическими требованиями. В соответствии с этим учитывается:

· рабочая поза;

· возможность охвата движениями и взглядом всего пространства и расположенных на нем предметов;

· пространство, на котором размещается сам работник;

· возможность работы с техникой, ведения записей, размещения необходимых материалов.

Характеристика рабочего места менеджера должна соответствовать определенным правилам и учитывать:

· антропометрическую совместимость – соответствие размеров тела и его положения при работе;

· сенсомоторнуюсовместимость – скорость моторных операций;

· энергетическую совместимость – усилия, прилагаемые для выполнения действий;

· психофизиологическую совместимость – реакцию на внешние эстетические параметры.

При этом одна из самых ответственных задач – подбор столов и стульев. Эргономика рабочего места с персональным компьютером. Если от стула требуется удобство посадки, которое может обеспечиваться подлокотниками, регулируемой спинкой и степенью мобильности, определяемой характером работы, то эргономика рабочего стола во многом задает скорость работы. Самой эргономичной признается угловая криволинейная форма столешницы. Но при Г-образной форме или слишком плавном закруглении сотрудник вынужден тянуться за бумагами. Кроме того, необходимо предусмотреть различные подставки, лотки и надстройки, обеспечивающие работу по принципу «все под рукой», чтобы в итоге исключить излишние затраты.

Кроме того, сейчас нет практически ни оного офисного работника, который не пользуется постоянно компьютером. Поэтому, будь это эргономика рабочего места секретаря, менеджера или руководителя среднего звена, она должна учитывать удобство взаимодействия человека и машины. [1]

Так же необходимо соблюдать международные нормы по расположению мебели и оргтехники на рабочих местах. Минимум 58 см по длине стола должно отводиться для ног. Минимальный размер рабочей поверхности стола должен быть 1,28 м² = 160Х80 см, только в исключительных случаях можно уменьшить ширину до 120 см. [5]

Для свободного движения на рабочем месте должно быть отведено не менее 1,5 м², от кромки стола это пространство не должна быть менее одного метра.

Если какая-то часть стола по ширине меньше чем 80 см, то это не относится к рабочей поверхности. Если стол имеет боковые контейнеры, то его длина должна быть не менее 120 см. (Рис.3)

Рис. 3 – Габариты рабочего стола.

Если в офисе планируется принимать клиентов с разными вопросами или разного уровня, то целесообразно будет разделить рабочее пространство на две зоны. Сделать это можно при помощи объеденных столов возле двух стен помещения. Пространство на передней части офиса может предназначаться для приема посетителей не высокого уровня, а внутренняя часть офиса, более подходящая для длительной работы с постелями высшего уровня.

Эргономическими аспектами проектирования видеотерминальных рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног, требования к расположению документов на рабочем месте (наличие и размеры подставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры и т.д.), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость элементов рабочего места.

Главными элементами рабочего места программиста являются стол и кресло. Основным рабочим положением является положение сидя.

Моторное поле — пространство рабочего места, в котором могут осуществляться двигательные действия человека.

Оптимальное размещение предметов труда и документации в зонах досягаемости представлено на Рис. 4.

Рис. 4 – Зоны досягаемости рук в горизонтальной плоскости.

а – зона максимальной досягаемости; б – зона досягаемости пальцев при вытянутой руке; в – зона легкой досягаемости ладони; г – оптимальное пространство для грубой ручной работы; д – оптимальное пространство для тонкой ручной работы.

Рис. 5 – Размещение основных и периферийных составляющих ПК.

1 – сканер; 2 – монитор; 3 – принтер; 4 – поверхность рабочего стола; 5 – клавиатура; 6 – мышь.

Оптимальная зона — часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и с относительно неподвижным плечом.

Максимальная зона досягаемости рук — это часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе.

На Рис. 5 показан пример размещения основных и периферийных составляющих ПК на рабочем столе программиста.

Для комфортной работы стол должен удовлетворять следующим условиям:

· высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно, в удобной позе, при необходимости опираясь на подлокотники;

· нижняя часть стола должна быть сконструирована так, чтобы программист мог удобно сидеть, не был вынужден поджимать ноги;

· поверхность стола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов в поле зрения программиста;

· конструкция стола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков (не менее 3 для хранения документации, листингов, канцелярских принадлежностей);

· высота рабочей поверхности рекомендуется в пределах 680 – 760мм. Высота поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть около 650мм.

 

Большое значение придается характеристикам рабочего кресла (Рис. 6). Так, рекомендуемая высота сиденья над уровнем пола находится в пределах 420-550мм. Необходимо, чтобы рабочий стул свободно вращался относительно основания, регулировался по высоте и, кроме того, допускал возможность изменять угол наклона спинки (хорошо, если и сиденья тоже), а также устанавливать нужное расстояние от спинки до переднего края сиденья. Обивка кресла должна быть не только практичной, стойкой к длительным физическим воздействиям, но и гигиеничной, т. е. выполненной из материалов, безвредных для здоровья и обеспечивающих удобство и комфорт в работе.

Рис. 6 – Эргономические нормы при организации рабочего места.

 

Идеальная высота сиденья — когда ступни ног полностью касаются пола, а угол сгиба коленей при этом составляет примерно 90°. Очень важно, чтобы край сиденья имел мягкую скругленную вниз форму. Это позволяет избежать давления на кровеносные сосуды и не нарушать циркуляцию крови.

Необходимо также предусматривать при проектировании возможность различного размещения документов: сбоку от видеотерминала, между монитором и клавиатурой и т.п. Кроме того, в случаях, когда видеотерминал имеет низкое качество изображения, например, заметны мелькания, расстояние от глаз до экрана делают больше (около 700мм), чем расстояние от глаза до документа (300-450мм). Вообще при высоком качестве изображения на видеотерминале расстояние от глаз пользователя до экрана, документа и клавиатуры может быть равным.

Большое значение также придается правильной рабочей позе пользователя. При неудобной рабочей позе могут появиться боли в мышцах, суставах и сухожилиях. Требования к рабочей позе пользователя видеотерминала следующие:

· голова не должна быть наклонена более чем на 20°;

· плечи должны быть расслаблены, локти – под углом 80°…100°;

· предплечья и кисти рук — в горизонтальном положении. [5]

Причина неправильной позы пользователей обусловлена следующими факторами: нет хорошей подставки для документов, клавиатура находится слишком высоко, а документы — низко, некуда положить руки и кисти, недостаточно пространство для ног.

В целях преодоления указанных недостатков даются общие рекомендации: применять передвижную клавиатуру; должны быть предусмотрены специальные приспособления для регулирования высоты стола, клавиатуры и экрана, а также подставка для рук.

Правильная осанка во время работы максимально разгружает мышцы и позволяет работать дольше, меньше уставая.

Но даже абсолютно правильная осанка не поможет, если весь день сидеть в одной позе. Неподвижное положение, даже абсолютно правильное, приведет к мышечной усталости.

Правильная осанка предусматривает изменение позы примерно дважды в час.

Даже незначительное изменение положения тела каждые полчаса смещает нагрузку на другие мышцы, что позволяет мышцам отдыхать и запасаться питательными веществами. [2]

Эргономичными должны быть так же витринные шкафы и стенды компании. Можно сказать, что стенды являются её вторым лицом. На стендах представлены образы продукции, а значит, каждый клиент обязательно к ним подойдет. То есть, стенды и витрины должны быть оформлены соответствующим образом. [3]

Если работа с компьютером занимает большую часть рабочего дня, то монитор должен стоять так, чтобы не приходилось поворачивать голову при взгляде на него. Иначе это означает очень сильную нагрузку на шею и ведет к быстрому переутомлению.

 

Рис. 7 – Прямое расположение монитора.

Если компьютер нужен для работы редко, то его можно поставить слева или справа, но так, чтобы он оставался в поле зрения, тогда угол поворота головы будет правильным (он не должен превышать 15 градусов). Такое рабочее место можно оборудовать специальной подвижной полкой для монитора, так чтобы его можно было передвигать по мере необходимости. Но тут может возникнуть другая проблема: монитор, возможно, будет стоять слишком высоко.

Рис. 8 – Расположение монитора под углом.

Монитор стоит правильно по отношению к глазам в том случае, если он установлен на столе, край которого доходит до живота, сидящего за ним человека. Верхняя строчка текста должна при этом находиться ниже уровня глаз. Таким образом, голову не приходится ни наклонять слишком низко вперед, ни откидывать назад, что позволяет избежать слишком сильной нагрузки на плечевой пояс и шейный отдел позвоночника. Но не следует ставить монитор слишком низко. В этом случае человеку придется сидеть, сильно наклонив шею вперед, что тоже вредно для здоровья. Правильное положение и угол наклона монитора можно легко проверить: глаза должны смотреть на середину монитора под углом в 35 градусов. [3],[5]


 

ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТА

Цветовым решениям интерьеров зачастую уделяется второстепенное значение. Между тем, цвет - один из важнейших источников информации. Он перенасыщен символическими и эмоциональными качествами и настолько сильно влияет на психическое и физиологическое состояние человека, что игнорировать его значение невозможно.

Теплые цвета действуют возбуждающе, тонизируют, повышают работоспособность. Холодная гамма расширяет пространство, помогает сосредоточенности и самоуглубленности.

Коричневый цвет способствует улучшению исполнительских функций, синий повышает активность головного мозга и снижает аппетит, желтый и оранжевый поднимают настроение и стимулируют возникновение нестандартных решений, зеленый и голубой успокаивают, позволяют сосредоточиться. Долгое воздействие красного вызывает возбуждение, переходящее в агрессивность, но его небольшие акценты разбудят активность сотрудников. Розовый цвет чрезмерно расслабляет. Фиолетовый и черный угнетающе действуют на психику. Белый - нейтрален, но дает ощущение чистоты.

Также стоит учитывать иные тонкости. Чем выше интеллектуальный уровень сотрудников, тем более сложные оттенки они предпочтут. Тяга к спокойным цветам увеличивается с возрастом. Важны и особенности темперамента. Флегматиков тонизируют акценты красного и оранжевого, холериков успокоит сине-зеленая гамма.

С помощью цвета можно изменять восприятие пространства и визуальных деталей ("зрительного шума"). Офис мал, и в нем слишком много людей? Можно расширить его площадь светлыми холодными тонами - серо-голубыми, жемчужными, водно-зелеными.

Если же офис очень велик и "визуально шумен", то есть цвета, которые могут решить и эту проблему. Так называемая "тихая" гамма - ненасыщенные холодные: светло-синий, серо-голубой. Спокойная гамма пастельных тонов снизит утомление от толпы. Визуальный шум, "мельтешение" можно нейтрализовать крупным броским пятном, например, яркой картиной или плакатом на стене.

При выборе офисного колорита не стоит руководствоваться только личными вкусами и пристрастиями. Он способен решить многие проблемы, но при непродуманном использовании может, напротив, создать их.

Еще один важнейший фактор, от которого зависят работоспособность и здоровье человека, – это освещение. Свет регулирует все функции человеческого организма и влияет на психологическое состояние и настроение, обмен веществ, гормональный фон и умственную активность. К сожалению, далеко не всегда в офисе этому фактору уделяется должное внимание.

Самым здоровым светом остается естественный дневной. Чтобы его использовать, глубина офисных помещений не должна превышать 6 м. Кроме того, хорошим решением здесь будут стеклянные перегородки, обеспечивающие зрительную и звуковую изоляцию, но в то же время, не препятствующие проникновению естественного света. Это позволяет максимально эффективно использовать естественное освещение, хотя между этим помещением и окнами располагается еще и рабочая зона.

Оптимальным вариантом искусственного освещения является комбинированная система, сочетающая в себе прямой и рассеянный свет. Причем, обычным лампам "дневного света" стоит предпочесть галогенные. Их свет более естественен и гораздо меньше утомляет глаза и нервную систему. [4]


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человеческий фактор во многом определяет успех любой компании. От того, насколько комфортно сотрудник чувствует себя на рабочем месте, зависит эффективность его работы. А комфортность во многом определяется тем, в каких условиях проходит трудовой процесс. Эргономика – наука, позволяющая комплексно оценить взаимодействие человека с орудиями производства, окружающей средой и обстановкой и создать условия, наиболее благоприятствующие безопасности, эффективности и комфортности процесса.

Эргономика офиса складывается из рационального планирования рабочего места и помещения в целом. При этом эргономика компьютерного рабочего места не менее важна, чем организация общего пространства.

В данном реферате я кратко изложила важность каждой «мелочи» в правильном эргономично-организованном офисном пространстве.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Человеческий фактор / Эргономика офисного пространства / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://human-factors.ru, свободный.

2. Студопедия / Эргономические требования к рабочему месту / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://studopedia.ru, свободный.

3. Мир знаний / Офисная эргономика / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://mirznanii.com, свободный.

4. Офисная мебель / Эргономика рабочего места и планирование офисного пространства / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.officelinespb.ru, свободный.

5. Электронный фонд правовой и нормативно-технический документации / ГОСТ Р ИСО 9241-5-2009 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT).
Часть 5. Требования к расположению рабочей станции и осанке оператора / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru, свободный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: