Расчет расхода топлива тепловозом




Расчет расхода топлива тепловозом выполняют по имеющимся кривым скорости и времени, построенным любым из рассмотренных выше способов. На кривой скорости в процессе ее построения должна быть выполнена разметка режимов работы локомотива, заключающаяся в обозначении участков движения поезда в режиме тяги, холостого хода (выбега), регулировочного или служебного торможения.

Полный расход топлива за поездку определяется выражением

,

где G – мгновенное значение расхода топлива, соответствующее режиму работы, кг/мин;

t – время движения поезда, мин.

Для расчета расхода топлива весь участок разбивают на отдельные отрезки, в пределах которых режим работы локомотива не меняется. Общий расход топлива тепловозом за поездку вычисляют в соответствии с выражением

, (51)

где Gi – расход топлива, соответствующий скорости движения поезда при используемой позиции контроллера машиниста на i -м отрезке пути, кг/мин;

D ti – время движения поезда по i- му отрезку пути, мин;

g x – расход топлива тепловозом на холостом ходу, кг/мин;

t x – время работы дизеля на холостом ходу; мин;

g ст – расход топлива тепловозом на стоянках и при движении по станционным путям, кг/мин;

t ст – время работы дизеля на стоянках и при движении по станционным путям, мин.

 
 

Значения D ti и t x определяют по кривой времени с учетом разметки режимов. Значения Gi принимают по расходным характеристикам тепловозов, полученным экспериментально и приведенным в ПТР. Расходная характеристика для тепловозов 2ТЭ10 различных модификаций приведена в качестве примера на рисунке 25.

У современных тепловозов, как это видно из рисунка 25, при неизменной позиции контроллера машиниста расход топлива мало зависит от скорости движения. Значение g x принимают в зависимости от частоты вращения коленчатого вала дизеля по расходным характеристикам для холостого хода (рисунок 26).

При определении расхода топлива на стоянках, если нет специальных распоряжений о режиме работы дизелей, учитывающих специфику местных условий, значение g x принимают по таблице 19, где приведены значения частоты вращения коленчатого вала тепловозных дизелей на холостом ходу и соответствующие им значения расхода топлива. В таблице 19 приведены также значения g ст, принятые в предположении о движении одиночных тепловозов по станционным путям на первой позиции контроллера машиниста со скоростью 10–15 км/ч.

Для того чтобы сравнивать расход топлива при работе локомотивов с разными поездами и на различных направлениях, общий расход топлива относят к измерителю выполненной перевозочной работы, получая удельный расход топлива, ,

(52)

где Q – масса состава, т;

s – длина участка, км.

Чтобы сравнивать различные виды тяги и разные сорта топлива, введено понятие «условное топливо», под которым понимают топливо с удельной теплотой сгорания 29,3 МДж/кг. Удельная теплота сгорания дизельного топлива 41,9 МДж/кг. Следовательно, чтобы пересчитать расход дизельного топлива в расход условного топлива, введя эквивалент Э = 41,9/29,3 = 1,43, получаем выражение для расчета удельного расхода условного топлива, ,

. (53)

Таблица 19Расход топлива на холостом ходу и при маневровой работе

Серия тепловоза (дизель-поезда) Холостой ход Расход топлива при движении по деповским и станционным путям, кг/мин
Частота вращения коленчатого вала дизеля, об/мин Расход топлива одним дизелем, кг/мин Расход топлива тепловозом (дизель-поездом), кг/мин
ТГМ3А   0,13 0,13 0,30
ЧМЭ2   0,14 0,14 0,30
ЧМЭ3   0,15 0,15 0,30
ТЭ1, ТЭМ1   0,16 0,16 0,30
ТЭ2   0,16 0,32 0,30
ТЭ10, ТЭП10, ТЭП10Л   0,38 0,38 0,50
2ТЭ10, 2ТЭ10Л, 2ТЭП10В, 2ТЭ10М   0,38 0,76 1,00
3ТЭ10М   0,38 1,14 1,50
2ТЭ10У   0,27 0,54 0,80
ТЭ3, ТЭ7   0,35 0,70 1,20
ТЭП60   0,50 0,50 1,00
2ТЭП60   0,50 1,00 2,00
ТЭП70   0,27 0,27 2,00
ТЭМ2   0,10 0,10 0,30
М62   0,42 0,42 0,30
2М62   0,42 0,84 0,60
2ТЭ116   0,25 0,50 2,00
2ТЭ121   0,26 0,52 2,00
ДР1   0,14 0,28 0,30
Д1   0,14 0,28 0,30
Д   0,33 0,66 0,30

Пример 10. Определить расход топлива тепловозом 2ТЭ10М при движении с составом массой 5250 т по участку длиной 47,6 км. Поезд разогнался до скорости 15 км/ч за 0,7 мин, после чего двигался в режиме тяги 35,9 мин и в режиме холостого хода, включая торможение при остановке, 12,8 мин.

Решение.Принимаем, что средняя скорость при разгоне поезда v ср = 15/2 = = 7,5 км/ч. По рисунку 25 этой скорости в режиме тяги соответствует расход топлива G = 14,8 кг/мин. Для любой другой скорости движения в интервале от 15 км/ч до 80 км/ч G = 17,1 кг/мин. Для режима холостого хода принимаем из таблицы 19 g х = 0,76 кг/мин. Таким образом, в соответствии с выражением (51) общий расход дизельного топлива за поездку

кг.

Удельный расход дизельного топлива в соответствии с выражением (52)

.

Удельный расход условного топлива определяем по формуле (53)

.

10 Расчет расхода электроэнергии
электровозом

Расход электроэнергии на движение поезда определяется выражением

,

где U кс – напряжение в контактной сети, В;

I э – ток нагрузки электровоза, А.

В качестве I э для электрической тяги на переменном токе принимают действующее значение активного тока, потребляемого на тягу Ida . При рекуперативном торможении I э принимают равным току рекуперации I р, взятому со знаком минус.

Разделяя режимы тяги и рекуперативного торможения, полный расход электроэнергии электровозом, отнесенный к токоприемнику, определяют в соответствии с выражением

, (54)

где A д – расход электроэнергии на движение поезда при отсутствии рекуперации, Вт·ч;

A р – возврат электроэнергии в контактную сеть при рекуперативном торможении, Вт·ч.

Расчет расхода электроэнергии выполняют на основе построенных ранее кривых скорости v (s), времени t (s) и тока, нагрузки электровоза I э(v) [ Ida (v) для электровозов переменного тока или I р(v) при рекуперативном торможении].

Разбивая весь участок на отдельные интервалы, запишем в конечных приращениях расчетные выражения для определения расхода электроэнергии.

Для электровозов постоянного тока, кВт·ч,

,

где U кс = 3000 В;

– среднее на i -м интервале значение тока, А;

D ti – время прохождения i -го интервала, мин.

Для электровозов переменного тока, кВт·ч,

,

где U кс = 25 000 В;

– средняя на i -м интервале величина действующего значения активного тока, потребляемого на тягу, А.

Количество электроэнергии, возвращаемой в контактную сеть при рекуперации, кВт·ч,

,

где U р = 3300 В при постоянном токе и U р = 25 000 В при переменном токе;

– среднее на i -м интервале значение тока рекуперации, А.

Расход электроэнергии на собственные нужды электровоза (вспомогательные машины, отопление, освещение) определяют по средним значениям электроэнергии, потребляемой вспомогательными машинами одного электровоза, приведенными в таблице 20.

Таблица 20Средние значения электроэнергии, потребляемой на собственные нужды электровоза

Серия электровоза Потребление электроэнергии на собственные нужды, кВт·ч/мин Ток, потребляемый на собственные нужды, А Серия электровоза Потребление электроэнергии на собственные нужды, кВт·ч/мин Ток, потребляемый на собственные нужды, А
ВЛ8 1,67   ВЛ80р 5,83  
ВЛ10, ВЛ10у, ВЛ11 2,08   ВЛ82м, ВЛ82 4,17  

Окончание таблицы 20

  Серия электровоза Потребление электроэнергии на собственные нужды, кВт·ч/мин Ток, потребляемый на собственные нужды, А Серия электровоза Потребление электроэнергии на собственные нужды, кВт·ч/мин Ток, потребляемый на собственные нужды, А
ВЛ22м 0,83   ЧС2 1,17    
ВЛ23 1,25   ЧС2т 1,33    
ВЛ60к, ВЛ60р 3,33   ЧС3 0,83    
ВЛ60пк 3,33   ЧС4 2,00    
ВЛ80к 4,83   ЧС4т 2,33    
ВЛ80т, ВЛ80с 5,50    
                         

Правила тяговых расчетов рекомендуют в отопительный сезон учитывать расход электроэнергии на отопление исходя из полного времени работы электровоза и среднего рекомендуемого значения потребления энергии 0,07–0,14 кВт·ч/мин на один электровоз.

Расход электроэнергии на собственные нужды электропоездов, пассажирских и почтово-багажных вагонов определяют исходя из полного времени их работы и значений потребляемой электроэнергии, приведенных в таблице 21.

Таблица 21Средние значения электроэнергии, потребляемой на собственные нужды электропоездов пассажирских и почтово-багажных вагонов

Состав электропоезда или тип вагона Вспомогательные машины Отопление Освещение
Потребление электроэнергии, кВт·ч/мин Средний ток, А Потребление электроэнергии, кВт·ч/мин Средний ток, А Потребление электроэнергии, кВт·ч/мин Средний ток, А
ЭР1, ЭР2 (10 вагонов) 0,58   2,92   0,30  
ЭР9 всех индексов (10 вагонов) 1,08   2,92   0,30  
ЭР22, ЭР22В (8 вагонов) 1,25   3,20   0,37  
Пассажирский вагон 0,80 16/2*
Почтово-багажный вагон 0,40 8/1*
* В числителе указан ток при напряжении в контактной сети U кс = 3000 В, а в знаменателе при U кс = 25 000 В.

Удельный расход электроэнергии определяют по формуле

Вт·ч/ткм

или

кВт·ч/104ткм

Значение удельного расхода электроэнергии, как и топлива, изменяется в широких пределах в зависимости от осевой нагрузки, массы состава и др. В грузовом движении удельный расход наименьший 10–20 Вт·ч/ткм. В пассажирском движении a = 20…30 Вт·ч/ткм. В пригородном движении a = 30…40 Вт·ч/ткм. Самые большие значения удельного расхода электроэнергии в скоростном движении – a = 60 Вт·ч/ткм и более.

Чтобы пересчитать расход электрической энергии в расход условного топлива, учитывая, что 1кВт·ч эквивалентен 0,123 кг условного топлива, используют выражение

(53)

для приведения удельного расхода электроэнергии в кВт·ч/104ткм к расходу условного топлива в .

Если удельный расход электроэнергии получен в Вт·ч/ткм, то

. (53′)

 


 

  Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего не известно, – Вот последняя правда, открытая мной. Омар Хайям

 

Заключение

Автор надеется, что читатель, который, разбирая примеры и выполняя курсовую работу, прочитал пособие и добрался до этой страницы, приобрел необходимые знания и навыки для того, чтобы применять их в будущем в своей профессиональной деятельности.

Многое из того, что есть в литературе по тяговым расчетам, не вошло в данное пособие. Теория локомотивной тяги развивается, появляются новые методы, приемы и инструменты тяговых расчетов. Поэтому для успешной работы необходимо постоянно учиться, пополняя свои знания и умения. Все известные методы тяговых расчетов не могут вместиться в рамках одного пособия или одного учебника. Специалисту, заботящемуся о своем профессиональном росте, следует пополнять свои знания информацией и из других источников – учебников, статей в профессиональных журналах и сборниках научных трудов, материалов научных конференций. Желаю успехов в этой нелегкой, но увлекательной работе.

 

 


Список использованной литературы

1 Правила тяговых расчетов для поездной работы. – М.: Транспорт, 1985. – 287 с.

2 Гребенюк, П. Т. Тяговые расчеты: справочник / П. Т. Гребенюк, А. Н. Долганов, А. И. Скворцова; под ред. П. Т. Гребенюка. – М.: Транспорт, 1987. – 272 с.

3 Бабичков, А. М. Тяга поездов и тяговые расчеты / А. М. Бабичков, П. А. Гурский, А. П. Новиков. – М.: Транспорт, 1971. – 280 с.

4 Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог. – М.: Трансинфо, 2002. – 160 с.

5 Тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава: справочник / В. И. Крылов [и др.]. – М.: Транспорт, 1989. – 487 с.

7 Осипов, С. И. Основы тяги поездов / С. И. Осипов, С. С. Осипов. – М.: УМК МПС России, 2000. – 592 с.

8 Розенфельд, В. В. Теория электрической тяги / В. В. Розенфельд [и др.]; под ред. И. П. Исаева. – М.: Транспорт, 1995. – 294 с.

9 Кузьмич, В. Д. Теория локомотивной тяги: учебник для вузов ж.-д. транспорта / В. Д. Кузьмич, В. С. Руднев, С. Я. Френкель; под ред. В. Д. Кузьмича. – М.: Изд-во «Маршрут», 2005. – 448 с.

10 Рациональные режимы вождения поездов и испытания локомотивов / под ред. С. И. Осипова. – М.: Транспорт, 1984. – 280 с.

11 Пособие теплоэнергетику железнодорожного транспорта / под ред. В. С. Моляр­чука. – М.: Транспорт, 1973. – 392 с.

12 Деев, В. В. Тяга поездов / В. В. Деев, Г. А. Ильин, Г. С. Афонин. – М.: Транспорт, 1987. – 264 с.

 


 

 

Учебное издание

 

Френкель Семен Яковлевич



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: