Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии: экзаменационный экспресс-справочник. - Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001. - 256 с.
Тертель А. Л. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие, - М. - 2005. - 176 с.
Тугушева Р. Х. Общая психология: учебник для вузов.; 2006. - 560 с.
37. Школьные технологии // Н. В. Крутова Невербальное общение учителя. - 2002. - № 6 - с. 197
. Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен: учебное пособие; - М., 2008. - 272 с.
. Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., - 1987.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕЗАУРУС
Иддитивность - характеристика отношений между целым и его частями [5].
Идентификация - процесс отождествления одного человека (субъекта) с другим (объектом). Идентификация осуществляется на основе эмоциональной привязанности к другому лицу [5].
Интеракционизм - одно из ведущих направлений в современной социальной психологии ряда западных стран. Воздействие людей друг на друга в обществе, которое понимается как система непосредственных коммуникаций [5].
Интерпретация - работа мышления, состоящая в раскрытии уровней значения и расшифровке смысла какого-либо явления, события или текста, процесс разъяснения и толкования их [5].
Коммуникация - процесс обмена информацией в системе [5].
Конфликтогены - слова, действия, которые могут приводить к конфликту помимо желания человека [12].
Панибратство - непочтительное, фамильярное обращение с тем, кто требует уважительного обращения, со старшим или вышестоящим по должности [5].
Педагогическая задача - это выявление в начально-воспитательном процессе споров, которые учитывает учитель, стимулируя развитие личности; это педагогическая цель, установленная по определённым условиям [5].
Педагогическая ситуация - это фрагмент педагогической деятельности, который содержит споры между достигнутым и желаемым уровнями воспитанности учеников и коллектива [5].
Педагогическое общение - это профессиональное общение отдельного педагога или группы педагогов (педколлектива) с обучаемыми в процессе обучения и воспитания, как в урочное, так и во внеурочное время [5].
Полиинформативность - многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики (содержательность, выразительность, воздейственность), отражаются разные уровни (предметный, смысловой и т.д.) [5].
Психолингвиистика - дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1950-х гг. Сам термин психолингвистика впервые был употреблен в 1946 году Николаем Пронко [5].
Репрезентативность - субъектная представленность говорящего (учителя или ученика) в тексте [5].
Рефлексия - способность человека осознавать себя и других в этом мире [12].
Реципиент - субъект, воспринимающий и реагирующий на адресованное ему сообщение [5].
Риторика - научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста [5].
Социолингвистика - отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования. Под социальными условиями имеется в виду комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей [5].
Фасилитатор - человек, занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективности. Задача фасилитатора следить за регламентом и способствовать комфортной атмосфере, сплочению группы и плодотворному обсуждению [5].
Фатическая функция - функция, связанная с установлением контактов [5].
Эвристика - раздел психологии, изучающий природу мыслительных операций человека при решении им различных задач [5].
Эмпатия - категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне [12].
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дидактическая игра «Общение на уроке» [24; с. 160].
Работая в режиме творческих групп в составе 3- 5 человек, выполните следующие задания, оценив их с позиций культуры общения.
. Используя только невербальные средства педагогического общения, передайте классу следующую информацию:
недовольство поведением и ответами учащихся;
учебный материал по целой теме;
благодарность за хорошо подготовленное мероприятие, отличные ответы на уроке.
. Сделайте замечание ученику по поводу нарушения дисциплины на уроке (10 форм замечания по поводу одного и того же нарушения).
. Обратитесь к ученику с различными по форме требованиями:
требованием - просьбой;
требованием - одобрением;
требованием - советом;
требованием - намёком;
требованием - условием;
требованием - угрозой;
требованием - осуждением;
требованием - выражением недоверия;
требованием в игровом оформлении.
. Вызовите ученика к доске с различной эмоциональной нагрузкой:
спокойно;
жизнерадостно;
равнодушно;
доброжелательно;
недоброжелательно;
с иронией;
раздражённо.