ПЛАН-ЗАДАНИЕ
На производственную практику (преддипломную)
специальность Библиотековедение
Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм, итогом которой является выпускная квалификационная работа (дипломная работа) по профилю специальности.
Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности в сроки, указанные в календарном учебном графике и учебном плане по специальности Библиотековедение. Продолжительность производственной практики (преддипломной) составляет 144 ч. Объем практики составляет 36 академических часов в неделю.
Каждый студент обязан вести Дневник практики. На титульном листе дневника указывается полное наименование учебного заведения, фамилия, имя, отчество студента-практиканта, курс, группа, с указанием специальности. В Дневнике должны быть последовательно отражены все дни и часы прохождения практики. Характеризуя направления библиотечной деятельности необходимо приводить конкретные примеры (методы и формы работы, регламентирующие документы и т.д.). При необходимости примеры можно оформить как приложения.
После окончания практики составляется индивидуальный отчет. Титульный лист Отчета содержит обязательные элементы (см. приложения в Дневнике практики). В Отчете студент анализирует в соответствии с выполненными заданиями поэтапные моменты в работе на практике, технологические процессы и методы, используемые в библиотечной деятельности. Текст Отчета должен содержать конкретные выводы. Выводы должны носить качественный сравнительный характер.
Производственная практика завершается дифференцированным зачетом при условии:
- положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от организации и образовательной организации об уровне освоения профессиональных компетенций;
- наличия положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики;
- полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.
Результат деятельности студента оценивается по освоению профессиональных и общих компетенций через основные показатели и выполнения видов работ на практику. Руководители практики в аттестационном листе выставляют оценку по пятибалльной системе. Итоговая оценка за практику выводится с учетом оценки руководителя практики после просмотра отчетной документации и оценки за устное выступление на итоговой конференции.
Отметка «отлично » ставится, если:
- студентом достигнуты все основные цели и задачи, поставленные перед ним в ходе практики;
- уровень сформированных компетенций высокий;
- студент выполнил план практики и все необходимые задания;
- студент подошел творчески к выполнению заданий;
- студент предоставил полную отчетную документацию по данным заданиям, не имеет замечаний в их выполнении;
- студент сдал вовремя дневник с отчетной документацией по практике;
- студент защитился на «отлично» на итоговой конференции по практике.
Отметка «хорошо » ставится если:
- студентом достигнуты основные цели и задачи, поставленные перед ним в ходе практики;
- уровень сформированных компетенций выше среднего;
- студент выполнил план и необходимые задания, но имеет небольшие недоработки и замечания в их выполнении;
- студент не четко соблюдал график работы на практике;
- студент защитился на «хорошо» на итоговой конференции.
Отметка «удовлетворительно » ставится, если:
- студентом достигнуты не все основные цели и задачи, поставленные перед ним в ходе практики;
- уровень сформированных компетенций средний;
- студент частично выполнил план;
- студент выполнил не все необходимые задания (отчитался по 70% заданий) и имеет значительные недоработки и замечания в их выполнении;
- студент не вовремя вышел на практику;
- студент имел замечания по соблюдению графика работы на базе практики;
- студент защитился на «удовлетворительно» на итоговой конференции.
Отметка «неудовлетворительно » ставится, если:
- студентом достигнуты не все цели и задачи, поставленные перед ним в ходе практики;
- уровень сформированных компетенций ниже среднего;
- студент выполнил не все необходимые задания (отчитался по 50% заданий) и имеет значительные недоработки и замечания в их выполнении;
- студент не вовремя вышел на практику;
- студент не вовремя сдал дневник с отчетной документацией по практике;
- студент защитился на «неудовлетворительно» на итоговой конференции.
Нарушения дисциплины на практике не допустимы.
Результаты прохождения практики представляются обучающимся в колледж и учитываются при прохождении государственной итоговой аттестации. Обучающиеся, не прошедшие практику или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации и получают академическую задолженность.
Виды деятельности | Виды работ, выполненных обучающимся во время практики | Содержание | Объем часов | |||||||||||
Технологическая деятельность | 1. Анализ организации библиотечного обслуживания в ЦБС | 1. Проанализировать систему библиотечного обслуживания в данной библиотеке (ЦБС): - определить формы стационарного обслуживания в библиотеке (абонемент, читальный зал); - изучить внестационарное обслуживание в библиотеке, определить место и роль ВСО, МБА и ДД в обслуживания различных категорий пользователей; - сравнить структуру центральной библиотеки и библиотек филиалов, учебной библиотеки; - определить категории читателей, обслуживаемых данными библиотеками. 2. Изучить содержание работы отделов библиотеки, особенности организации работы. 3. Дать характеристику основных направлений деятельности библиотеки: формирование библиотечного фонда, библиотечное обслуживание, техническое обеспечение, внедрение информационных технологий и т.д. 4. Проанализировать организацию обслуживания пользователей с использованием современных информационных технологий. | ||||||||||||
2. Организация индивидуальной работы с читателями на абонементе и в читальном зале | Проанализировать организацию и применение форм индивидуальной работы при обслуживании различных категорий пользователей на абонементе и в читальном зале. С этой целью: - изучить группы пользователей; -выявить основные формы индивидуальной работы при обслуживании разных категорий пользователей на абонементе и в читальном зале; - подготовить и провести индивидуальные беседы для разных категорий пользователей (первоначальные, рекомендательные, беседа о прочитанном); - проанализировать результативность использования разных форм индивидуальной работы в библиотечном обслуживании. | |||||||||||||
3. Анализ организации массовой работы библиотеки (ЦБС). Принять участие в написании сценария и проведении массового мероприятия в библиотеке. | 1. Проанализировать массовую работу, проводимую данной библиотекой: основные направления массовой работы, формы массовых мероприятий, их целевое и читательское назначение на основе плана работы библиотеки, 3-ей части Дневника библиотеки. 2. Принять участие в организации и проведении массового мероприятия. Для этого: - аргументировать выбор формы массового мероприятия; - определить тему, целевое и читательское назначение массового мероприятия; - составить план подготовки и проведения массового мероприятия; - принять участие в написании сценария; - принять участие в репетициях массового мероприятия; - проанализировать результативность проведённого массового мероприятия. | |||||||||||||
4. Организация библиографического обслуживания пользователей библиотеки, в т.ч. с использованием Интернет, электронных каталогов, баз данных. | 1. Выполнить на основе документов библиотеки анализ особенностей библиографического обслуживания в библиотеке-базе практике. Проанализировать краеведческую библиографическую работу библиотеки.
2. Выдача справок по разовым запросам при обслуживании пользователей библиотеки, в том числе с помощью информационно-коммуникативных технологий. Выполнить библиографические (адресные, тематические, уточняющие) и фактографические справки по разовым запросам читателей.
Отчет о выполненных справках занести в таблицу:
3. Осуществлять библиографическое информирование различных категорий пользователей. Проведение библиографических обзоров при групповом информировании. 4. Обосновать принципы отбора и оценку информации, предоставляемой пользователю. | |||||||||||||
5. Использование СБА библиотеки для эффективного библиотечного обслуживания пользователей. | 1. Осуществлять библиотечное обслуживание пользователей с использованием традиционного и электронного СБА библиотеки. 2. Раскрыть структуру СБА: - изучить состав справочно-библиографического фонда библиотеки; - проанализировать систему каталогов и картотек библиотеки; 3. Редактировать каталоги и картотеки библиотеки. 4. Выполнять расстановку карточек в библиотечных каталогах и СКС. 5. Выполнить анализ результативности информационного поиска в СБА библиотеки. | |||||||||||||
6.Осуществление процессов комплектования, обработки, учёта, размещения и сохранности библиотечного фонда в соответствии со спецификой деятельности конкретной библиотеки. | 1. Выполнение текущего комплектования и докомплектования библиотечного фонда конкретной библиотеки. С этой целью: - проанализировать картотеку отказов, картотеку/тетрадь учёта интересов пользователей; - участвовать в выявлении и отборе документов из источников информации о новинках для докомплектования. - составить список документов, необходимых для докомплектования библиотечного фонда; 2. Осуществление учёта поступающих и выбывающих документов. С этой целью: - записать партию поступивших документов в Книгу суммарного учета библиотечного фонда; -выполнить регистрационный (индивидуальный) учёт партии поступивших документов; - участвовать в отборе, составлении списка выбывающих документов из библиотечного фонда; - записать на основе сопроводительного документа (акта, накладной и др.) партии выбывших документов в регистры суммарного и индивидуального учёта; - участвовать в исключении выбывших документов из регистров учёта и библиографических записей документов из библиотечных каталогов; - проанализировать акты проверки (передачи) библиотечного фонда. 3. Выполнение технической библиотечной обработки новых поступлений. С этой целью: - заполнить элементы технической библиотечной обработки необходимыми библиотечными пометками; - наклеить в соответствии с технологическими требованиями ГОСТов контрольный листок сроков возврата, кармашек, оформить книжный формуляр и вставить в кармашек, проставить шифр на документе. 4. Осуществление расстановки и соблюдения режима хранения библиотечного фонда. С этой целью: - закрепить на период практики за студентом один отдел (3, 4, 5… отделы – по выбору) библиотечного фонда; - проверять ежедневно правильность расстановки документов закреплённого отдела библиотечного фонда; - в случаях нарушения правил расстановки, расставлять документы на стеллажах в соответствии с шифром документа (полочного индекса и авторского знака при систематическо-алфавитной расстановке); - участвовать в мелком ремонте, в реставрации документов; - участвовать в «санитарном дне». | |||||||||||||
7. Выполнение аналитико-синтетической обработки различных видов документов | 1. Выполнение библиографической записи, индексирования документов из партии новых поступлений в библиотечный фонд в процессе аналитико-синтетической обработки документов для традиционных и автоматизированных информационно-поисковых систем (ИПС). С этой целью: - проанализировать документ (титульный лист, оборот титульного листа, обложку/переплёт, выпускные данные и др.) и выявить необходимые элементы для составления библиографического описания, индексирования; - принять предварительное решение о выборе способа библиографического описания (схем основного описания под заголовком, основного описания под заглавием, добавочных описаний), правил систематизации для определения классификационных индексов по таблице ББК, правил предметизации для формулировки предметных рубрик; - составить основную библиографическую запись документа; - отредактировать выполненную библиографическую запись документа в соответствии с требованиями ГОСТа; - ввести библиографическую запись документа в электронный каталог; - растиражировать и расставить каталожные карточки с библиографической записью документа в традиционные алфавитный, систематический каталоги; - составить карточку для алфавитно-предметного указателя к систематическому каталогу (АПУ к СК). 2. Выполнение аннотирования. В процессе аннотирования необходимо пройти следующие этапы: - ознакомительное чтение, предварительный анализ (знакомство с заглавием, справочным аппаратом издания (введением или предисловием, оглавлением), рубриками внутри текста, выводами и резюме); - внимательное чтение, углубленный анализ. Цель - выявить основную тему, проблему, объект, цель работы, ее результаты; определить новизну, отличительные особенности формы и содержания данного издания; установить целевое и читательское назначение аннотируемого документа; - определение вида аннотации. Выбор вида аннотации зависит от типа и вида аннотируемого произведения, целей и задач процедуры свертывания; - определение структуры аннотации в зависимости от ее вида, выбор соответствующих языковых и стилистических средств; - синтез информации и подготовка текста аннотации; - оформление аннотации в соответствии с требованиями ГОСТа 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования. | |||||||||||||
Организационно-управленческая деятельность | 1. 8. Внедрение инновационных технологий в деятельность библиотеки и анализ результатов в процессе подготовки ВКР | 1. Выявить инновационные формы деятельности библиотеки по теме ВКР. 2. Проанализировать эффективность внедрения инновационных форм деятельности библиотеки по конкретному направлению. 3. Разработать предложению по использованию инноваций для совершенствования и модернизации работы библиотеки. 4. Создание библиотечного продукта по результатам исследовательской деятельности на базе библиотеки-базы практики. | 8 | |||||||||||
2. 9. Использование методов сбора, обработки и интерпретации социологической информации для изучения актуальных социально значимых тем. | 1. Проанализировать систему изучения различных направлений деятельности в библиотеке, методы социологических исследований, используемых для изучения читателей и их информационных потребностей. 2. В процессе решения организационно-управленческих задач выполнить использовать методы сбора, обработки и интерпретации социологической информации для изучения актуальных социально значимых тем. Для этого необходимо Вы можете провести опрос, наблюдение, фокус-групповой метод и т.д. Для аргументации использования данных методов нужно составить программу, в которой отразить основные компоненты исследования, создать инструментарий к выбранному методу и по окончании составить отчет на основе полученной информации. | |||||||||||||
3. 10. Соблюдение правовых и этических норм в сфере профессиональной деятельности. | 1. Изучить систему внутрибиблиотечной правовой документации: Устав библиотеки, Учредительный договор, Правила пользования библиотекой, Правила внутреннего трудового распорядка библиотеки, Положение об отдельных аспектах деятельности библиотеки (платных услугах и т.д.), Положение о структурных подразделениях библиотеки, должностные инструкции, приказы и распоряжения директора (заведующего) библиотеки. постановления (решения) коллегиальных и общественных органов (комиссий, советов, собраний, совещаний и т.п.). При выполнении анализа с правовой документацией библиотеки необходимо указать наименование разделов каждого вида документов, выявить значимость каждого документа в деятельности конкретной библиотеки. 2. Строить служебные контакты на партнерских началах, из интересов дела. Для этого: - соблюдать нормы этики, действующие в сфере общения; - соблюдать общие требования этикета (приветливость, предупредительность, уважительность, тактичность в отношениях независимо от личных симпатий и антипатий), - соблюдать нормы языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т.д. Например, «здравствуйте», «рада Вас видеть в библиотеке». Эти устойчивые конструкции выбирать с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик; - соблюдать Дресс-код. 3. Выводы и примеры фиксировать в дневнике. | |||||||||||||
4. 11. Анализ количественных и качественных показателей работы библиотеки с целью прикладного исследования в ВКР. | Изучение плана, отчета библиотеки. Выявление состава и основных групп пользователей, цифровых показателей, характеризующих объем работы библиотеки и использование информационных технологий.
На основе бланка статистического отчёта:
| |||||||||||||
Культурно-досуговая деятельность | 12. Подготовка досугового мероприятия. | 1. Написать сценарий массового мероприятия в соответствии с планом работы библиотеки, отражающий просветительскую деятельность среди различных категорий пользователей. Задание выполняется в три этапа: I этап: разработка замысла сценария мероприятия. II этап: составление сценарного плана (описание пролога, эпизодов, финала). III этап: написание литературного сценария массового мероприятия. 2. Подготовить мероприятие с учётом информационных запросов различных групп пользователей, их региональных и национальных традиций по следующей схеме: - режиссёрский замысел сценария, - подготовка плана оргмероприятий, - подготовка сметы расходов, - написание монтажного листа (оформить в таблицы), - составление музыкально-шумовой партитуры, - изготовление эскизов декорации, костюмов, - изготовление реквизита, - проведение репетиционной работы. | ||||||||||||
13. Внедрение современных форм массовых мероприятий в целях реализации досуговых и воспитательных функций библиотеки. | Проведение современных форм массовых мероприятий в целях реализации досуговых и воспитательных функций библиотеки с учётом информационных запросов различных групп пользователей, их региональных и национальных традиций. В процессе проведения массового мероприятия необходимо реализовать: - подключение аппаратуры; - музыкально-шумовое сопровождение программы; - постановку библиотечного мероприятия. | |||||||||||||
Информационная деятельность | 14. Разработка мультимедийных продуктов к выпускной квалификационной работе | В рамках ВКР необходимо создать мультимедийный продукт – это мультимедийная презентация или рекламный ролик, созданные в программах Power Point, Windows Movie Maker или др. В ходе подготовки и создания мультимедийного продукта необходимо: • разработать общий план проекта; • отобрать текстовой материал, логично и аргументированно представить его в презентации или ролике; • отсканировать иллюстрации и другие виды графической продукции, импортировать графические изображения из других программ; • создать при необходимости гипертекстовые ссылки на Интернет-ресурсы и документы; созданные в других программах (например, Word, Excel и др.); • включить звуковые файлы, записанные с помощью микрофона, а также переписанные с других носителей информации; • продумать и реализовать цветовое решение проекта, компьютерный дизайн, соответствующий содержательному наполнению работы. Созданный мультмимедийный продукт записывается на диск. В папке с выпускной квалификационной работой необходимо закрепить конверт, в который вкладывается диск с разработкой мультимедийного продукта. | ||||||||||||
15. Использование сети Интернет, электронных каталогов, баз данных для поиска информации | Для поиска информации библиографического и фактографического характера при обслуживании пользователей библиотеки в сети Интернет используются такие информационно-поисковые системы как Яндекс, Рамблер, Google и др., а также сводные электронные каталоги, представленные на российских библиотечных сайтах. | |||||||||||||
16. Оформление библиотечного продукта с использованием информационных технологий | Для оформления библиотечного продукта необходимо: - выявить информационный продукт, который необходимо разработать, на основе беседы с библиотекарями и изучении перечня востребованности предоставляемых продуктов в конкретной библиотеке; - отобрать и систематизировать информацию для библиотечного продукта; - определиться с формой разрабатываемого продукта; - разработать и оформить библиотечный продукт. При разработке библиотечного продукта можно пользоваться различным прикладным программным обеспечением: MS Word, Adobe Photoshop, MS Publisher и др. | |||||||||||||
ВСЕГО: |