Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ЖЕНИ ДЕРЮГИНОЙ»
РЕФЕРАТ
На тему: Философия и Мировоззрение
по дисциплине
Философия
Специальность
«Сестринское дело» № 310201
Автор работ:
Студентка второго курса
Группы 9-23
Разорителева Елизавета Алексеевна
Работа начата ____________________
Работа завершена ____________________
Проверил преподаватель ____________________
Оценка ____________________
г. Севастополь 2019
План работы:
Оглавление
Введение в тему. 3
Философия и мировоззрение. 3
Содержание. 5
Сущность мировоззрения. 5
Мир и человек. 7
Заключение. 10
Так что же такое философия?. 10
Источники: 12
Введение в тему
Философия и мировоззрение
Философия имеет органическую связь с мировоззрением. Что же такое мировоззрение? Следует подчеркнуть, что в определении этого понятия нет четкости. Оно не является общепризнанным.
Эти определения, безусловно, имеют смысл. Они свидетельствуют о том, что понятие "мировоззрение" - многогранное, отражает сложные процессы духовно-практической жизни человека.
Мировоззрение — это форма общественного сознания, способ духовно-практического освоения мира.
Они в этом контексте имеют органическое единство. Философия тоже является специфическим мировоззрением. Определенным способом духовно-практического освоения мира. Философия как мировоззрение является системой наиболее общих взглядов на мир, природу, общество, человека, познания. Она теоретически обосновывает свои положения и выводы, основные принципы социально-политической, научной, моральной, эстетической деятельности человека, то есть осваивает мир как духовно (теоретически), так и практически.
Философия и мировоззрение, безусловно, имеют общность. В чем она заключается? Их общность состоит в том, что они:
1) являются своеобразными формами общественного сознания, способами духовно-практического освоения мира,
2) имеют одинаковый предмет осмысления - отношение "человек - мир",
3) дают целостное представление о мире, человеке, ее происхождение и т.п.,
4) имеют общность по некоторым своим функциям (например, воспитательной).
Вместе с тем, они — это не тождественные понятия. В чем заключается их нетождественность?
1) Понятие "мировоззрение" более широкое по объему чем понятие "философия". Оно включает в себя разнообразные взгляды человека на мир - философские, религиозные, общественно-политические, экономические, этические, эстетические и т.п.
2) Для характеристики мировоззрения используются понятия "общая картина мира", "мироощущение", "мировосприятия", "свитоуявлення", "миропонимание" и т.п. Для философии важнейшими в этом контексте "миропонимания".
3) Разные по своей структуре. Первая включает в себя онтологию, логику, теорию познания (гносеологию), диалектику, антропологию и т.п. В структуру последнего входят: (опыт, знания, вера, ценностные ориентации, убеждения и т.д.).
4) Философия представляет собой форму общественного сознания, мировоззрение и науку. Как система взглядов на мир, как способ его духовно-практического освоения не является наукой. Обратная сторона может основываться на не научных принципах.
5) Отражает и обосновывает свое осмысление мира своими методами, принципами, законами, своим логико-понятийным аппаратом, имея такую функцию, как логико-гносеологическая. Противоположная сторона не имеет такой функции.
Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.
Содержание
Сущность мировоззрения
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:
· философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;
· философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;
· философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.
Мировоззрение может быть:
· идеалистическим;
· материалистическим.
Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).
Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает, как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.
Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.
Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.
Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.
Идеал — это мечта:
· о совершенном обществе, в котором все честно;
· гармонически развитой личности;
· разумных межличностных отношениях;
· нравственном;
· прекрасном;
· реализации своих возможностей на благо человечества.
Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.
Убеждения составляют:
— духовное ядро личности;
— основу мировоззрения.
Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
В философском мировоззрении с древних времен видны размышления о мире, космосе, об отношении человека к миру, о возможностях познания, о смысле жизни и т. д. Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Считается, что этот термин был введен в употребление Пифагором (ок. 580–500 до н. э.).
В древнем Китае также уделялось большое внимание мудрости, знаниям; они должны лежать в основе управления страной, приносит пользу людям.
Философское мировоззрение как любовь к мудрости складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни. Философское мировоззрение имеет некоторые общие черты с религиозным. Но если в рамках религии ее утверждения принимаются на основе веры, не подлежат никакой критике, то в философии, как правило, стараются в последовательно логической форме дать ответ на мировоззренческие вопросы, обосновать свои утверждения, апеллируя при этом не к чувствам человека, не к вере, а к его разуму.
Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. При этом философия не останавливается на достигнутом. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы. Философия размышляет не только о том, что есть, но и о том, что должно быть, как должен жить человек, как должно быть устроено общество и т. д. Все сказанное показывает сложность философского знания, объясняет существование разнообразных философских учений (которые часто противоречат друг другу).
На фоне стихийно возникавших (житейских и иных) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром не мифотворчество или наивную веру, не расхожие мнения или сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.
Мир и человек
В мировоззрении вообще, а в философской его форме в особенности, всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» — формирование той или иной картины мира, универсума — и, с другой стороны, его обращение «внутрь» — к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода.
От всего остального его отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, быть счастливым или несчастным, испытывать чувство долга, укоры совести и т. д.
В историческом многообразии можно выделить три основополагающих типа философского мировоззрения.
Первый из них — космоцентризм — философское мировоззрение, в центре которого находится осмысление Космоса, Вселенной, понимаемой как всесильное начало, основа, главный закон, определяющий все сущее в природе, обусловливающей жизнь человека и общества. Такое мировоззрение было наиболее распространено в древних цивилизациях — Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.
Теоцентризм — следующий тип философского мировоззрения, в центре внимания которого находится Бог. Волей и самим существованием Бога объясняются бытие и развитие всех элементов, составляющих мир, созданный Богом. Такое мировоззрение было наиболее распространено в Средние века в христианской Европе и в исламских странах.
Антропоцентризм — третий основной тип философского мировоззрения. Он характерен постановкой в центр внимания философских концепций проблемы человека, его сущности, возможностей, устремлений, ценностей, предназначения в этом мире, задач. Антропоцентрическая традиция берет свое начало в древности (в частности в античности — в учении Сократа), но развитие свое получила в эпоху Возрождения и позже стала доминировать прежде всего в западноевропейской философии.
Современные философские концепции преимущественно антропоцентричны. но могут содержать в себе отдельные элементы других типов философского мировоззрения. Любая конкретная философская система отражает мировоззрение как минимум одного человека, а может выражать основные идеалы, интересы, принципы и ценности группы людей, социальной страты и даже целого общества. Другими словами, философская концепция может стать идеологией.
Идеология — упорядоченная совокупность (система) идей, выражающая взгляды конкретного социального образования (социальной группы, страты, социального масса, общества в целом, т.е. определенного социального субъекта) на социальную действительность в ее конкретных проявлениях, ее прошлое, настоящее и перспективы ее развития, отражающая ценности, интересы и цели деятельности данного образования.
Мировоззрение связано с социальной эволюцией. Поэтому философские системы могут с течением времени претерпевать определенные изменения.
Итак, различные виды и типы мировоззрения обусловлены социально-историческим развитием, они формировались входе практической деятельности человека по мере развития его мышления и накопления опыта. Из известных основных видов мировоззрения — мифологического, религиозного, философского — в наше время преобладает последний.
На мифологической стадии развития мировоззрение становится более богатым и глубоким, чем на предшествующей, архаической стадии его становления. Природа и человеческая жизнь рассматриваются теперь как арена столкновений, борьбы и побед мировых сил, действующих по понятным для человека мотивам.
Миф - это не только образ окружающего мира, но и образ действия. Миф вплетает человеческую жизнь в игру мировых стихий. И люди буквально проигрывают мифы. В ходе магических обрядов, воспроизводя миф, «пропевая» и «вытанцовывая» его, люди сами становятся как бы участниками борьбы мировых сил и получают возможность воздействовать на них.
Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.
Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.
Заключение