Лекция № 13
По административному праву для студентов специальности 40.02.02. «Правоохранительная деятельность»
Понятие и особенности административно-правовых отношений. (вопрос № 15 по списку вопросов)
Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Стороны отношений выступают носителями взаимных прав и обязанностей, установленных административно-правовой нормой. Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений. Они характеризуются субъектами, объектом, конкретным содержанием и юридическими фактами.
Субъекты административно-правовых отношений: государственная и муниципальная администрация; организации (предприятия, учреждения); общественные объединения; граждане Российской Федерации; государственные служащие; иностранные граждане и лица без гражданства.
Объект- поведение субъектов административно-правовых отношений.
Юридические факты- обстоятельства (события или действия, обусловливающие возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Действия- результат активного волеизъявления субъекта, обладающего административной правоспособностью и дееспособностью. Они могут быть правомерными и неправомерными.
Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм, а неправомерные действия нарушают их. Это дисциплинарные и административные правонарушения.
События - явления, независимые от воли людей (чрезвычайные ситуации природного характера).
Особенности административно-правовых отношений, отличающие их от других видов правоотношений: 1) права и обязанности сторон связаны с деятельностью государственной администрации; 2) одной из сторон отношений всегда выступает субъект государственной администрации, наделенный государственно-властными полномочиями; 3) разрешение споров между сторонами может осуществляться во внесудебном порядке; 4) как правило, эти правоотношения являются властеотношениями, где отсутствует равенство сторон; 5) возникают в сфере государственного управления, носят публичный характер; 6) могут возникать вопреки желанию и согласию другой стороны; 7) ответственность стороны административно-правового отношения наступает перед государством в лице органов исполнительной или судебной власти.
Административно-правовые отношения связаны с реализацией задач, функций и полномочий органов исполнительной власти. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение участников такого рода правовых отношений. Их обязанности и права связаны с практической реализацией задач и функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой государственной и общественной жизни – в сфере государственного управления.
Лекция № 14
По административному праву для студентов специальности 40.02.02. «Правоохранительная деятельность»
Виды административных правоотношений (вопрос № 17 из списка вопросов)
Государственное управление охватывает различные сферы жизнедеятельности, поэтому административно-правовые отношения различны по своему характеру, направленности и содержанию.
Классификацию административно-правовых отношений можно проводить по различным основаниям:
I По соотношению прав и обязанностей участников отношений выделяют:
1) вертикальные отношения (отношения, в которых один участник подчинен другому; (например, директор колледжа и его заместитель)
2) горизонтальные отношения (отношения между органами, не подчиненными друг другу), например, министерство образования и министерство труда и социального развития РФ между ними горизонтальные административные правоотношения, они не подчинены друг другу, разные органы исполнительной власти).
II В зависимости от целей возникновения отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений:
1) Внутренние отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением порядка взаимодействия между ними, распределением прав и обязанностей;
2) внешние отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения;