В настоящее времяЗакон 223-ФЗ не содержитчеткую регламентацию процедур закупок, осуществляемых не у субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволяет заказчикам самостоятельно определять порядок осуществления закупки, а такжеустанавливать требования к участникам закупки, что негативным образомотражается на прозрачности закупочных процедур и конкуренции приосуществлении закупок.
Указанные обстоятельства снижают эффективность расходованиябюджетных средств и увеличивают риски коррупционных злоупотреблений при осуществлении закупок.
Вместе с тем, Закон 223-ФЗ (ч.2.1 ст.2) позволяет субъекту РФ утвердить типовое положение о закупке для подведомственных ему заказчиков, что обеспечивает единообразие проведения всех процедур, упрощает систему контроля за закупками, снижает коррупционные риски.
Также ч. 6.1 ст. 5.1 Закона 223-ФЗ дает возможность субъекту РФ осуществлять ведомственный контроль за исполнением заказчиками требований нормативных правовых актов в сфере закупочной деятельности.
Внедрение региональныхстандартовзакупочной деятельности для заказчиков, работающих по нормам Закона 223-ФЗ позволит сформировать единые правила корпоративных закупок, в том числе унифицировать способы закупки, установить требования к участником закупки,исчерпывающий перечень оснований для заключения договора сединственным поставщиком, порядокобоснования начальных (максимальных) цен контрактов.
Внедрение региональных стандартов позволит повысить эффективность расходования денежных средств, уровень конкуренции на закупках, а также снизитьриски коррупционных злоупотреблений при осуществлении закупок.
Типовое положение о закупке может быть использовано, в том числе в качестве инструмента поддержки СМП.
Следует отметить, что в 2015 году в целях повышения открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также увеличения количества участников закупки, развития конкуренции ФАС России разработан Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, включающий предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности.
Стандарт закупок основан на административной практике, а также на лучших практиках применения положений Закона 223-ФЗ. Стандарт содержит основные подходы ФАС России к оценке закупочной деятельности заказчиков.
Стандарт не имеет статуса общеобязательного нормативного правового акта, вместе с тем, может быть использован при разработке региональных стандартов осуществления закупочной деятельности.
Расширение доступа СМП к закупкам.
Закон 223-ФЗ рамочно регулирует закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц.
Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке устанавливаются заказчиками самостоятельно, в связи с чем при подготовке заявки необходимо руководствоваться требованиями и формами документов, предусмотренными документацией о закупке, установленными заказчиками по своему усмотрению.
В настоящее время имеют место случаи установления заказчиками избыточных требований как к участнику закупки (например, о наличии связи с производителем или наличие опыта поставки товаров), так и к содержанию, оформлению заявки, обязательному наличию в ее составе справок, сертификатов, выписок, срок получения которых в уполномоченных органах сопоставим со сроком подачи заявок, что приводит к невозможности участия в такой закупке и сокращению количества участников закупки, влечет дополнительную административную нагрузку на участников закупки, а также отклонение заявок по формальным признакам.
В целях обеспечения доступности участия в торгах СМП и расширениявозможностей СМП участвовать в закупках предлагаемна региональном уровне при разработке типового положения о закупке установить специальный режим осуществления закупок, участниками которых могут быть только СМП. В частности, предусмотреть единый ограниченный набор требований как к участнику закупки, так и к составу заявки.
Установление единых требований к составу заявки при проведении закупок среди СМП позволитисключить произвольноеустановление заказчиками требований к составу и содержанию заявок, обеспечит расширение доступа СМП к закупкам, снизит коррупционные риски.