Тема 10. Комплексный подход к организации помощи детям с нарушениями развития.




Специальная психология

СЕМИНАР 1.

Тема 1. Общее представление о специальной психологии.

ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:

1. Предмет специальной психологии. Цели задачи и отрасли специальной психологии.

2. Место специальной психологии в системе научного знания.

3. Категориально-понятийный аппарат специальной психологии.

4. Методология специальной психологии.

5. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.

СЕМИНАР 2.

 

Тема 2. Понятие симптома в специальной психологии.

ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:

1. Соотношение симптомов аномального развития и болезни.

2. Психогенные реакции детского возраста.

3. Психогенные реакции подросткового возраста.

4. Психологические параметры дисонтогенеза.

5. Межфункциональное взаимодействие при дисонтогенезе.

 

 

Тема 3. Атипии психического развития.

ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:

1. Распространенность атипий развития в популяции.

2. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития.

3. Генез нарушений развития и мозговые системы.

4. Классификация атипий развития.

5. Общие и специфические закономерности атипичного развития.

6. Социально-психологические проблемы специальной психологии.

Тема 4. Дисгармоничное и искаженное психическое развитие.

ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:

1. Систематика психопатий.

2. Модель патологического формирования личности

3. Невропатия, как особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы.

4. Отклонение темпов полового созревания.

5. Ранний детский аутизм. Основные подходы и классификации аутизма.

6. Клинико-психологическая структура дефекта Р.Д.А.

Тема 5. Умственная отсталость.

ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:

1. Определение умственной отсталости.

2. Характеристика степеней олигофрении: высшие психические функции, эмоционально-волевая сфера, моторика и соматика, возможности социальной адаптации.

3. Неравномерность развития ВПФ у детей с умственной отсталостью.

4. Роль раннего подхода в реабилитации детей с умственной отсталостью.

Тема 6. Задержка психического развития.

ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:

1. Парциальные задержки в развитии ВПФ как основа трудностей обучения.

2. Зона актуального и ближайшего развития у детей, успешно обучающихся в школе, детей с задержками развития и умственной отсталостью.

3. Нарушения речи у детей с ЗПР.

4. Нейропсихологический подход к анализу трудностей обучения: синдромы, возникающие при недоразвитии I, П и Ш блоков мозга.

5. Коррекционно-развивающая помощь детям с трудностями обучения.

Тема 7. Дети с нарушениями слуха и зрения.

ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:

1. Влияние сенсорной депривации на развитие мозга.

2. Виды нарушений слуха и зрения.

3. Особенности речи и словесного мышления глухих и слабослышащих детей.

4. Формирование двигательных навыков и ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения.

Тема 8. Дети с дефицитарным и поврежденным развитием.

ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:

1. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2. Патология движений при детском церебральном параличе (ДЦП).

3. Вторичные и сопутствующие нарушения ВПФ при двигательных нарушениях.

4. Характеристика органической деменции.

5. Типы органической деменции.

Тема 9. Коррекция и психологическая помощь при аномальном развитии.

ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:

1. Сфера деятельности клинического психолога

2. Структура психологического изучения ребенка.

3. Этапы и параметры оценки результатов изучения ребенка.

4. Исследование высших психических функций

5. Динамика эмоционального развития родителей в процессе консультационного процесса. Этапы консультационного процесса – Семаго.

 

Тема 10. Комплексный подход к организации помощи детям с нарушениями развития.

ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:

1. Родительские группы для развития, имеющих детей с проблемами развития.

2. Специфика психологической помощи детям с нарушениями развития

3. Российская система помощи детям с нарушениями развития.

4. Модуль организации и принципы развития комплекса территориальных параллельных служб:

• Модуль комплексной медико-психолого-педагогической диагностики и консультации.

• Медицинский модуль.

• Психологический модуль

• Социально-педагогический модуль

• Коррекционно-педагогический модуль

Основная литература:

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1999.

2. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б.П.Пузанова. М., AcademiA, 1998.

3. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии.- М.,2007. Издательский центр «Академия»

4. Лубовский В.И. Специальная психология.- М.,2007. Издательский центр «Академия»

5. Усанова О.Н. Специальная психология- Спб.: Питер, 2008. – 400 с.

6. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект, 2003.

7. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург 2003. Издательство «Речь»

 

Дополнительная литература

1. Выготский Л.С. Собрание соч. Т.5.Основы дефектологии.- М., Педагогика.1983; см. также Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М., Просвещение. 1995.

2. Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения. «Начальная школа: плюс, минус». 2000, № 12, с. 20-25.

3. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы коррекции. «Школа здоровья», 1997, N.3.С. 37-42.

4. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет. Вестник Московского Университета. Серия 14, Психология. 1996, N 2. С. 51-58.

5. Бадалян Л.О. Невропатология. М., Просвещение, 1987.

6. Баттерворт Дж, Харрис М. Принципы психологии развития. М., Когито-Центр, 2000.

7. Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. Сост. В.М.Астапов.- М., Международная педагогическая академия. 1995.

8. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей. М., Аквариум, 1997.

9. Детская патопсихология. Хрестоматия. Сост. Н.Л.Белопольская. – М., Когито-Центр, 2000.

10. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 160 с. (гл. Ш)

11. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: Рук-во для врачей: изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.

 

12. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., Педагогика, 1989. С.63-66.

13. Дети с задержкой психического развития / В.И.Лубовской, Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени и др. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 256с. (С.35-69)

 

14. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: «Компенс-центр», 1993.

15. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2000. - 576 с. (гл. 2.)

 

16. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., Флинта, 1998.

17. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. (Методическое пособие и Дидактический материал) «Интор» М., 1997. 50 с.

18. Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследованиия детей 5 - 6 лет с задержкой психического развития. Вестник Московского Университета. Серия. 14. Психология. 1995, N.3.

19. Раздел «Детская нейропсихология». В кн. Хрестоматия по нейропсихологии. Сост. Е.Д.Хомская. М., Изд-во РПО, 1999.

20. Сергиенко Е.А., Строганова Т.А., Ильякова Л.А. Зрительная депривация – локальное или общее нарушение психофизического развития? Психологический журнал. 1993.Т.14, N 5, с. 44-66.

21. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей. - М., Триволи, 2000.

22. Филипс К. «Мама, почему у меня синдром Дауна?» – М., Теренинф, 1998.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: